Начало 2008 года порадовало тернопольцев тем, что «танцы» с низкими доходами городского бюджета Тернополя близки к завершению. Можно ожидать, что вместе с дотациями и субвенциями из госбюджета городская казна получит 412,6 млн. грн. по сравнению с 353 млн. в прошлом году. По этому поводу городской голова Роман Заставный на одной из недавних пресс-конференций смело заявил журналистам: «В расчете на одного жителя — это один из лучших показателей среди областных центров Украины».
Мэр не лукавил. Прежде всего, он имел в виду основу собственных доходов местного бюджета — налог на доходы физических лиц. В этом году запланировано собрать 173,2 млн. грн., а это на 40 млн. больше, чем поступило в прошлом году. Оптимистический прогноз основывается на постепенном росте минимальной зарплаты — с 515 до 605 грн., увеличении среднемесячных заработков (а они на конец года в Тернополе достигли 1130 грн.) и легализации рабочих мест.
Еще один резерв пополнения доходов городского бюджета — продажа земли. В Законе «О Государственном бюджете Украины на 2008 год» заложена норма о продаже свободных от застройки земельных участков несельскохозяйственного назначения исключительно на аукционах. В июне прошлого года Тернополь приобрел опыт такой работы. На первом земельном аукционе пять участков общей площадью 2,17 гектара были реализованы за 6,2 млн. грн., благодаря чему удалось существенно пополнить бюджет развития. В нынешнем году городская власть планирует привлечь в казну 16 млн. грн.
Тем не менее, чем больше объемы приватизации, тем меньше имущества остается в коммунальной собственности. Из года в год этот сектор в Тернополе сокращается. Поэтому с продажей коммунальных объектов сверхвысоких доходов уже не будет. Задача городской власти — хотя бы удержать этот показатель на прошлогоднем уровне, немногим более 5 млн. гривен.
Как обстоят дела с доходами от аренды коммунального имущества — курицы, несущей для городской казны золотые яйца? Здесь также перспективы не весьма радужные. В 2007 году плата за аренду имущества увеличилась на 1 млн. гривен по сравнению с показателем 2006-го. Но во втором полугодии городская власть поменяла методику расчета арендной платы на новую, разработанную на основе постановления Кабинета министров от 27 декабря 2006 года. Многие арендаторы отказались перезаключать договоры аренды и платить по новой методике в несколько раз больше, чем раньше. Результат — бюджет потерял доходы на сумму 2,5 млн. грн. Поэтому собрать запланированную на этот год сумму — 6,3 млн. гривен — будет весьма сложно.
И, наконец, поступления от единого налога, которые прогнозируются в объеме 14,9 млн. грн. Резервы увеличения здесь вообще мизерные, поскольку 60% предпринимательской деятельности облагается налогами по максимальной ставке 200 грн. в месяц, еще 25% — по 150 грн.
Расходная часть городского бюджета в 2008 году выглядит более прилично, чем в прошлые годы. Руководители города утверждают, что средств на выполнение делегированных государством полномочий хватает: учтено и четырехкратное повышение минимальной зарплаты в 2008 году, и введение с 1 ноября единой тарифной сетки, а в оплате коммунальных услуг и энергоносителей — рост стоимости газа с 1 января 2008 года. Например, в расходах на образование на оплату труда, коммунальных услуг и энергоносителей приходится нынче 58%, на охрану здоровья — 53. А это значительно меньше, чем в прошлом году, — соответственно 90 и 88%.
Правда, в сфере здравоохранения стоимость одного койко-места в день все еще остается слишком низкой: на приобретение медикаментов — 2 грн. 68 коп., на питание — 3 грн. 9 коп. А вот проблема финансирования многих капитальных расходов очевидно сохранится.
Впрочем, несколько улучшить ситуацию поможет бюджет развития города в сумме 21 млн. грн. — богаче прошлогоднего почти наполовину. На недавней сессии горсовета вместе с принятием бюджета был утвержден перечень ряда объектов, которые будут финансироваться из этого источника. Запланировано отремонтировать девять общеобразовательных и две спортивные школы города, три учебно-производственных комбината, 13 детских садов, три городских больницы и городской коммунальный центр скорой помощи, а также помещение дворца культуры «Березиль» и даже продолжить строительство одной школы. Но больше всего средств — 15,7 млн. грн. — будет направлено в жилищно-коммунальное хозяйство. Из них на капитальный ремонт жилищного фонда — 9,7 млн., что вдвое больше, чем в прошлом году. Планируется также приобрести четыре новых троллейбуса.
Конечно, Тернополю больше подошел бы бюджет развития на уровне 50—60 млн. грн. Тогда, убежден городской голова, можно было бы решить еще больше неотложных для горожан проблем. Однако эта мечта осуществится еще не скоро. Но запланированные на этот год показатели городской казны доказывают, что она хоть и не стала еще бюджетом кардинального обновления, но уже перестала быть бюджетом проедания.