Каждый из нас — лишний человек для местной власти - Экономика регионов - zn.ua

Каждый из нас — лишний человек для местной власти

18 сентября, 2015, 00:00 Распечатать

Все разговоры, которые ведут Порошенко, Гройсман, другие чиновники и политики о "децентрализации", — бессмысленное сотрясание воздуха или вообще сознательное лицемерие. Для реальной децентрализации в Украине не надо принимать никаких изменений в Конституцию, не надо никаких новых законов.

 

 О ключевой роли подоходного налога  в "децентрализации" и местном самоуправлении

Все разговоры, которые ведут Порошенко, Гройсман, другие чиновники и политики о "децентрализации", — бессмысленное сотрясание воздуха или вообще сознательное лицемерие. Для реальной децентрализации в Украине не надо принимать никаких изменений в Конституцию, не надо никаких новых законов.

Надо дать на места деньги, заинтересовать власти в их получении и возложить ответственность за их использование. Но ответственность не перед прокурором или губернатором (префектом), а перед гражданами, жителями.

Все это решается через налоговую систему, а краеугольным камнем здесь является налог на доходы физических лиц (подоходный налог). Этот налог — самая существенная часть доходов местных бюджетов.

Оставим за скобками дискуссию о размере налога. Для его эффективного использования гораздо более важна система администрирования. Надо, чтобы подоходный налог поступал в бюджет той громады (города или села), где плательщик реально живет, а не работает.

Что происходит сейчас? Налог предприятие высчитывает с каждого работника и перечисляет по месту своей регистрации. Затем налог делится на часть, уходящую в госбюджет? и часть, поступающую в местный бюджет города или района, где зарегистрировано предприятие.

Теперь пример. Вы работаете в офисе в центральной части Киева (Печерск, например), а живете, скорее всего, на массиве (Троещина, Оболонь, Позняки). Естественно, практические все бюджетные услуги вы получаете по месту жительства: детей отправляете в ближайшие садик и школу, посещаете районную поликлинику, гуляете в ближайшем парке-сквере, паркуете машину во дворе дома и топчете придомовые тротуары. А налог ваш поступает в распоряжение Печерского района, где вы только работаете и обедаете в буфете.

Часто это происходит даже в разных городах — работаете вы в Киеве, а живете, например, в Броварах или селе Белогородка. Бюджету Броваров до лампочки, что вы где-то в Печерском районе Киева регулярно платите большие налоги со своей высокой зарплаты. Вы броварские власти только напрягаете своим присутствием в городе, ведь ваши дети ходят в броварскую школу, вы ездите и ходите по броварским улицам, требуете, чтобы горели фонари и не было ям, возмущаетесь, что грязно… "Езжайте в свой Киев, где остаются ваши налоги, и там права качайте", — думают броварские власти.

А вот в чем заинтересованы броварские власти (да и любые местные), так это в том, чтобы в городе открывались новые производства, офисы, организовывались рабочие места. Потому что их налоги будут пополнять городскую казну. Неважно, что работать там будут жители окрестных сел, поскольку броварчане уже трудоустроены в Киеве. И налоги селян будут идти не на улучшение инфраструктуры их села, а на Бровары. И неважно, что новое производство, склад или магазин потребует вырубки леса, испортит ближайшее озеро, нагрузит сверх меры дороги, а машины и толпы приезжих работников заполонят некогда тихий спальный район. Местным властям нет дела до броварчан, они же бюджет города не пополняют — вот и пусть валят в свой Киев.

В нашей стране отсутствует реальная связь между налогами и бюджетными услугами. Для местных властей дымящий завод и приезжий челночный работник — это хорошо, это деньги в бюджет. Каждый новый житель — это плохо, это дополнительные бюджетные расходы.

Власти привлекают рабочие места, но не заинтересованы в привлечении жителей. Вот мы и слышим постоянные разговоры о привлечении инвестиций, то есть новых налоговых поступлений. И ни слова не слышим о привлечении жителей, потому что новый житель не приносит с собой ничего, кроме дополнительных бюджетных расходов.

Как следствие, не заинтересованы местные власти и в новом жилом строительстве. Вы никогда не удивлялись, почему у нас в стране так сложно получить разрешение на строительство, так туго выделяются земельные участки? Да в том числе и потому, что для властей каждый новый дом — это новые жители и новые хлопоты: дополнительная нагрузка на коммуникации, школы, садики, поликлиники… Поэтому с застройщиков стремятся поиметь выгоду здесь и сейчас — в виде взяток или легальных откатов квартирами (так называемые паевые взносы).

А поступал бы налог с граждан в бюджет города, а работал бы налог на недвижимость, и местные власти наперебой бы предлагали застройщикам гектары готовой к строительству земли.

Вот и получается, что сейчас идеальный с точки зрения председателя какого-то горисполкома город — это огромное предприятие и минимум жителей (лучше, чтобы их вообще не было, а работники предприятия приезжали из соседних сел).

Минфин будет против, даже не сомневайтесь

В большинстве развитых стран практикуется уплата подоходного налога по месту жительства. Далее, конечно, как и у нас, следует его распределение, практикуется выравнивание бюджетных поступлений, но суть одна: есть житель и с ним его налоги. И гражданин знает — город, где он живет, содержится именно за его деньги.

В Украине этот вопрос сейчас даже не рассматривается. И понятно, почему: всесильный Минфин всегда и агрессивно будет против. Потому что для налоговой службы это якобы дополнительная нагрузка и затраты.

Да, администрирование такого способа взимания налога сложнее. Есть пример России, которая в 2012 г. рассматривала подобную реформу. (Там инициатором была Московская область, чьи жители почти поголовно работают в Москве и платят налоги там.) Но русские испугались сложностей администрирования и не захотели ломать устоявшуюся централизованную бюджетную систему.

Но эта сложность от лукавого. У нас все имеют индивидуальные налоговые номера (коды). Мы смогли построить систему учета пенсионных отчислений, и она работает, в ней участвует вся страна. То есть, при желании, это проблемой не является.

Регистрация в налоговой должна стать "главной регистрацией" гражданина

Важный аспект — регистрация по месту жительства. У нас в стране она есть, но миллионы украинцев игнорируют ее требования, проживая не там, где зарегистрированы. У нас принято считать "прописку" пережитком совка. Никто за этим не следит, местным властям даже выгодно, чтобы вы были не зарегистрированы. Работаете, фирма за вас в бюджет города ваш подоходный налог платит, а бюджетные блага езжайте получать в свою Хацапетовку (сказано без обиды для оккупированного Углегорска).

По хорошему, именно регистрация в налоговой должна стать "главной регистрацией" (есть еще избирательные списки и др.) гражданина и основанием для получения бюджетных услуг и благ: образования, лечения, социальных выплат, благоустройства, админуслуг.

На Западе, как правило, это так и есть, именно поэтому там достаточно строго следят за регистрацией по основному месту жительства. Там местные власти финансово заинтересованы, чтобы на их территории проживало и было зарегистрировано как можно больше людей. В свою очередь, местные власти стараются сделать свой город или поселок как можно более привлекательным для проживания, для приезда новых состоятельных жильцов.

А у нас по уровню развития инфраструктуры и предоставления общественных благ населенное миллионерами и президентом страны село Козин практически ничем не отличается от любого села в глубинке. Разве что асфальтированная дорога в Козине есть.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно