Что бы ни говорили сторонники рыночных методов, а в наших условиях хозяйствования порой именно кнут — самый действенный способ навести порядок в некоторых сферах экономики и даже в целых регионах. Такой же кнут, видимо, нужен, чтобы погасить многомиллионные долги по зарплате. Ибо законы в этой сфере малодейственны.
Принятый еще в мае 2001 года специальный указ Президента страны помог расчистить старые завалы — что правда, то правда. Долги работникам предприятий сократились в среднем по Украине почти наполовину. Однако в последнее время, несмотря на то, что за несвоевременную выплату зарплаты предусмотрена уголовная ответственность, долги гасят крайне неохотно. Только по одной относительно благополучной Одесской области задолженность в этом году сохраняется в пределах плюс-минус 44 млн. грн. Это чуть меньше 2% от всей задолженности по Украине. Но цифра все равно огромная. Тем более что за ней — благополучие сотен тысяч семей и наполненность местных бюджетов. Ведь подоходный налог для них — основной.
Самые большие долги в сельском хозяйстве — свыше 16 млн. грн., в промышленности они перевалили за 12 млн. грн. Но даже в таких сферах, как торговля, операции с недвижимостью, строительство, задолженности тоже немалые. Власти считают, что подобное положение вещей объясняется глубокой «тенью», в которой работают эти довольно бурно развивающиеся секторы экономики. Что касается села, то наличие там долгов объясняют плохим урожаем ранних зерновых, но уверяют, что сбор поздних культур даст возможность исправить ситуацию. Однако всем известно, что в прошлом году урожай был богатым, но почему-то долги на 1 января 2003 года составляли 18 млн. грн.
Зарплата, к сожалению, по-прежнему остается той экономической категорией, которая никак не хочет вписываться в наши рыночные механизмы и которую, повторюсь, надо «выбивать» при помощи кнута. В области в целом и в каждом районе ежемесячно заседают комиссии по невыплате заработной платы. Составляются графики погашения долгов, принимаются решения о дисциплинарной ответственности руководителей предприятий и даже об уголовной. К этой работе подключают прокуратуру, милицию, суды. Но если обратиться к конкретным примерам и посмотреть, как на деле решается проблема долгов, то становится ясно: бумага стерпит все. Самые крупные должники среди предприятий области — ЧМП (4,7 млн. грн.) и бывший Одесский завод «Центролит» (свыше 2 млн. грн.) — как раз и являются ярким тому подтверждением.
Начиная с января этого года, область практически никак не может продвинуться вперед по пути погашения долгов. Только за последний месяц удалось сократить их на 2 млн. В этот период в области работала комиссия под руководством председателя Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины, которая проверяла, как соблюдаются в области права и свободы граждан.
Так вот, в Одессе г-жа Колинько вела прием граждан до утра. Тот, кто не сумел рассказать о своих бедах лично, отправил письма за ней вдогонку в Киев. Среди них были и работники бывшего завода «Центролит», известного читателям «ЗН» по публикации «Клубок гнилых нитей» (№ 49 от 21.12. 2002 г.). Напомню, после финансового оздоровления этого предприятия (с помощью процедуры банкротства) долги с 1,8 млн. грн. выросли до 3 млн.
В течение полутора лет, забрав действующий завод лишь под обязательство погасить его долги в будущем, новые хозяева эксплуатировали оборудование, получали доходы, успели продать за это время базу отдыха на берегу Черного моря, но погашать долги по зарплате и платить текущую не спешили. Работники жаловались во все инстанции, но безуспешно. В прокуратуре им отвечали, что дело о незаконном переходе имущества завода новым собственникам оспаривается в суде, и вопрос о выплате долгов в связи с этим пока не может быть решен.
Для работников бывшего завода «Центролит», а ныне ООО «Одесский литейный завод» Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью стал последней инстанцией, куда они обратились за защитой своих конституционных прав. Так вот, не успело их письмо дойти до Киева, как местная прокуратура возбудила уголовное дело по факту необоснованной невыплаты заработной платы. В постановлении говорилось, что за период с 1 января 2002 года и по 1 мая 2003-го работникам предприятия без уважительных причин не выплачивалась зарплата. В это же время на другие цели было израсходовано средств на сумму свыше 5,5 млн. грн. В итоге новые хозяева взяли кредит в банке под залог имущества завода, и стали выплачивать зарплату. Правда, поставили при этом одно условие: взамен кровно заработанных денег люди должны написать заявление об увольнении. И те написали. Теперь профсоюз через прокуратуру пытается оспорить незаконные действия администрации предприятия.
В общем, не будь кнута, рабочие остались бы без законно заработанного. И кнут нужен не только для тех, кто эти пряники выдает, но и для тех, кто выдачу контролирует. Как показывает наш доморощенный опыт, в период, когда страна вступает в предвыборную пору, могут быть решены самые застарелые проблемы. Именно в это время у власти обостряется шестое чувство — ответственности за порученное дело, боязнь потерять кресло. В такой ситуации громкие слова о правах и свободах граждан, о повышении уровня жизни населения порой могут превращаться в решительные действия.
К сожалению, Указ Президента «Об ответственности руководителей органов исполнительной власти и прокуратуры в обеспечении законности и правопорядка, обеспечении прав и свобод граждан на территории Одесской области», принятый 28 августа с.г. по итогам работы комиссии О. Колинько, лишь отчасти затрагивает проблему зарплаты. А то бы власти сейчас разрабатывали специальный дополнительный комплекс мер по выполнению указаний сверху, как это делают сегодня по другим упомянутым в данном документе нарушениям. К слову сказать, самая сложная задача, поставленная Президентом страны, — это снос незаконно построенных объектов на побережье Черного моря. То есть особняков, принадлежащих частным лицам. Но что касается зарплаты, в указе, которого в Одессе ждали и боялись, как чумы (он принес выговор губернатору и ряд указаний относительно кадровых отставок в стане силовых ведомств), упоминается слабая работа государственной исполнительной службы по принудительному выполнению решений судов по выплате заработной платы.
По данным областного управления юстиции, в этом году было принято около 8 тыс. таких решений на общую сумму 13,6 млн. грн., а исполнена одна треть. То есть, с должников в пользу трудящихся взыскано чуть больше 4 млн. грн. Чтобы выполнить решения судов, исполнительная служба арестовывает счета, а если на них нет денег, то имущество, путем продажи которого и погашаются долги. Но, как пояснили в областном управлении юстиции, имущество должников зачастую находится в налоговом залоге или на него наложен мораторий в ходе процедуры банкротства предприятий. Ввиду этих и ряда других причин решения судов остаются неисполненными. Но если почитать справку, которая стала основой для подготовки указа, то речь в ней идет лишь о долгах Черноморского морского пароходства. Из-за преступно халатного отношения государственных исполнителей к своим обязанностям, сказано в ней, свыше тысячи работников ЧМП более пяти лет не могут получить заработную плату.
Надо сказать, ситуация вокруг долгов пароходства на сегодняшний день складывается почти что трагикомично. Но это, конечно, только на первый взгляд. Как известно, чиновники заявили, что пароходство готово расплатиться со всеми. Но люди за деньгами не идут: кто в рейсах, кто живет в других городах, соседних государствах. Проблема, однако, в том, что, кроме СМИ, им об этой радости никто не сообщает. Государственная исполнительная служба, которая обязана поставить всех в известность, поясняет свое бездействие тем, что на 50 арестованных счетах пароходства денег нет, поэтому вызывать людей для получения долгов нет оснований. Более того, в ближайшее время она намерена начать подготовку к реализации остальных объектов пароходства, с тем, чтобы погасить и долги по зарплате. Меж тем руководство ЧМП уверяет, что деньги есть. Их только необходимо прийти и получить…
Разногласия возникают из-за того, что средства для выплаты долгов поступают на специальный счет пароходства, согласно спискам, полученным от исполнительной службы. Такой порядок, утвержденный Минтрансом, объясняется тем, что ЧМП своих денег не имеет и берет их у предприятий морской отрасли. В случае перечисления данных сумм на счет исполнителей придется заплатить пятипроцентный сбор. А это в условиях дефицита средств не по-хозяйски. В итоге пароходство жалуется, что исполнительная служба неритмично предоставляет им списки людей, не проводит среди них разъяснительную работу, и явку не обеспечивает. При этом банковские счета постоянно блокируют и деньги все время находятся под риском ареста. Исполнительная же служба уверяет, что ЧМП само к ней за списками не обращается, подвергает сомнению исполнительные листы, по которым отказывается выплачивать деньги. А подготовлены эти листы на основании решений судов, и прежде чем их не признавать, надо обжаловать в судебном порядке. Но ЧМП этого делать не хочет…
Как видим, отношения весьма натянутые, тем более что руководство ЧМП продолжает обвинять службу в том, что ею незаконно было отчуждено имущество пароходства и продано с аукциона по заниженным ценам. Руководство же областного управления юстиции в свою очередь обвиняет ЧМП в сокрытии счетов, с которых за два года осуществлялись платежи на сумму 30 млн. грн., а долги по исполнительным листам оставались непогашенными.
После выхода указа по Одессе между сторонами достигнута договоренность в отношении того, что счета ЧМП, на которые поступают деньги для погашения долгов по зарплате, блокироваться не будут. Вопрос, однако, в том, будут ли сами деньги. Как заявил начальник пароходства Михаил Мазовский, сегодня они есть. А завтра?..
Конечно, ЧМП — случай особенный. Речь идет о предприятии, которое еще долго будет будоражить страну своими проблемами. По решению судов, пароходство должно, помимо всего прочего, 49 млн. грн. и 3,8 млн. долларов юридическим лицам. Впрочем, ему тоже должны не меньше. Так что впереди бои не местного значения. Но что касается зарплаты — это как раз, быть может, ярчайший пример самой длинной в стране очереди за кровно заработанными, растянувшейся на годы. Разве в стране, где чтут Конституцию и соблюдают права человека, такое возможно?..