Начатую финансовую децентрализацию, которую в прошлом году ощутили бюджеты городов областного значения и областные бюджеты, в 2016 г. правительство повело в обратном направлении, попытавшись передать местным громадам полномочия, на выполнение которых никаких средств не хватит.
К счастью, большинство правительственных предложений в госбюджет так и не попало. Впрочем, нерешенные вопросы остались - содержание заведений профессионально-технического образования из бюджетов городов областного значения, финансирование из государственного бюджета определенных законодательством социальных льгот, прежде всего, проезда в общественном транспорте, неполное обеспечение средствами по образовательной и медицинской субвенциям. Нетрудно спрогнозировать: не все города или регионы подобные задачи осилят. Некоторые просто прекратят готовить рабочие кадры или предоставлять льготы.
Депутаты Тернопольской облрады все же утвердили проект областного бюджета на 2016 г., поданный облгосадминистрацией. Отказалась голосовать только фракция ВО "Свобода", назвав главную смету области "бюджетом оптимизации". В этом определении, по моему мнению, доля правды есть - правительство и Верховная Рада жонглируют полномочиями областей и городов, чтобы оптимизировать государственные расходы.
Напомним, что в изменениях в Бюджетный кодекс, принятых под занавес 2014-го, были перераспределены поступления от налога на доходы физических лиц в разные бюджеты. Именно того налога, который был и остается основным в структуре местных доходов. Так вот, в областные бюджеты с прошлого года зачисляется только 15% этого налога, а не 25%, как было раньше. Вследствие реформы госфинансов, а также из-за инфляции поступлений от налога на доходы физлиц областной бюджет Тернопольщины в 2015 г. получил на 20,4 млн грн больше, чем было запланировано (всего поступило 170 млн).
Финансовый и фискальный органы области прогнозируют, что благодаря легализации зарплат из-за снижения единого социального взноса (с 41 до 22%) и повышению базовой ставки НДФЛ с 15 до 18% областной бюджет в 2016 г. получит еще на 20 млн больше, чем в прошлом году, - 190 млн грн. Но и расходные полномочия увеличатся.
В роли компенсатора расходов для областных бюджетов правительство и парламент определили увеличение поступлений местного акциза, повышена до 3% предельная ставка налога на недвижимость и расширена база его налогообложения, расширен перечень объектов налогообложения транспортным налогом. Однако прогнозировать поступления по этим статьям сложно, тем более что их объемы в значительной степени зависят от развития инфраструктуры и экономической активности населенных пунктов.
Впрочем, как и налог на прибыль предприятий частного сектора - один из базовых для бюджетов. В 2015 г. областной бюджет должен был получить 46,6 млн грн налога на прибыль предприятий, но план не был выполнен. Многие частные предприятия показали убытки. По данным Государственной фискальной службы, в январе-сентябре 2015 г. количество убыточных предприятий на Тернопольщине достигло 37,3%, а задекларированная сумма убытков - 4,4 млн грн. Некоторые крупные налогоплательщики просто бегут из области… Поэтому в областном бюджете-2016 уменьшили прогнозную сумму поступлений от упомянутого налога - до 40 млн грн.
Подвели и поступления от экологического налога, 55% которого с прошлого года зачисляется в общий фонд областного бюджета. В 2015-м планировали получить его в объеме 3,4 млн грн, однако 672 тыс. все же недобрали. Причина в том, что в прошлом году работали только два сахарных завода, производивших большие выбросы вредных веществ, тогда как годом ранее сахар варили четыре предприятия. А на 2016 г. в областном бюджете сумма запланированного экологического налога еще меньше - только 2,5 млн грн. Наверное, фискальная служба прогнозирует, что из шести работавших в прошлом году спиртозаводов области в этом году будут производить спирт еще меньше предприятий, а из двух живых сахарозаводов один прекратит деятельность.
Базовая дотация для областных бюджетов предполагает горизонтальное выравнивание их налогоспособности по поступлениям от налога на доходы физлиц и налога на прибыль предприятий. И тут для Тернопольщины снова не все гладко. Один из крупнейших налогоплательщиков - ООО "Торговая компания "Мегаполис-Украина" - в этом году неожиданно переходит на учет в фискальную службу в городе Одессе, хотя свою продукцию - сигареты - намерен реализовывать жителям разных областей, в том числе Тернопольской. И хотя много возникающих по этому поводу вопросов (в том числе об особенностях деятельности самой компании) еще остаются без ответа, очевидные последствия для местного областного бюджета уже можно заметить: если в 2015 г. он получил базовой дотации 63,1 млн грн, то на 2016-й запланировано только 54 млн.
Образовательной субвенции область получит фактически на уровне прошлого года - 109,7 млн грн. Медицинской субвенции для областного бюджета предусмотрено несколько больше, чем в прошлом году, -
475,7 млн (в 2015-м было почти 462 млн). Но, учитывая реальные темпы инфляции, подорожание товаров и услуг, такие объемы субвенций ситуацию не спасают. Областная власть в который раз возлагает большие надежды на стабилизационную дотацию и дополнительные объемы медицинской субвенции, поступающие в последние месяцы года. В результате лишние средства, аккумулированные местными бюджетами, пойдут не на развитие инфраструктуры или повышение качества услуг, а на выплаты заработных плат работникам бюджетной сферы, фактически, на выполнение полномочий центральной власти.
А с субвенцией на подготовку рабочих кадров в этом году сложилась досадная ситуация. Закон о госбюджете-2016 предусматривает, что расходы на подготовку рабочих кадров в городах областного значения осуществляются из их бюджетов, а в других населенных пунктах - из областного бюджета. В отличие от прошлого года, целевая субвенция для местных бюджетов уже не предусмотрена.
На содержание 17 заведений профтехобразования в областном бюджете удалось заложить всего 47 млн грн при минимальной потребности 95 млн. В городском бюджете Кременца на финансирование одного профессионально-технического лицея будет направлено менее 20% необходимых средств. А в Тернополе расходы на содержание четырех профессионально-технических училищ и одного технического колледжа бюджет может профинансировать лишь на 40% (29–30 млн грн) от минимальной потребности (74 млн). Очевидно, в масштабах государства реформа профессионально-технического образования, создание в каждой области нескольких мощных центров профессионально-технического образования, которые бы готовили специалистов рабочих профессий, пользующихся спросом на рынке труда на той или другой территории, будут осуществляться с помощью дарвиновского естественного отбора - выживут сильнейшие. Вне всякого сомнения, нынешнее сокращение финансирования профтехобразования, к чему привели действия правительства, угрожает закрытием учебных заведений. А это ограничит доступ выпускников школ, прежде всего из сельской местности, к получению дальнейшего образования и нарушит их конституционное право на образование.
Кабмину в целом и Минфину, в частности, в последний момент хватило здравого смысла, и они решили не передавать высшие учебные заведения I–II уровней аккредитации на финансирование по такому же принципу, как заведения профтехобразования, а оставили их содержание из тех бюджетов, в чьей собственности они находятся. А это - предупредительный сигнал городам, регионам, государству навести хотя бы элементарный порядок в высшем образовании I–II уровней аккредитации, проанализировав, подготовка каких специалистов им нужна, а от каких стоит отказаться.
При подготовке областного бюджета-2016 облгосадминистрация работала до седьмого пота. Она отыскала 10 млн грн и передала указанную сумму из общего фонда в бюджет развития - для софинансирования строительства, ремонта и реконструкции объектов с Государственным фондом регионального развития (для сравнения, в прошлом году на эти нужды из областного бюджета было потрачено 2,9 млн). Однако источники наполнения самого фонда - очень ненадежные, потому что это средства от реализации конфискованного имущества, присвоенного в результате коррупции, от возврата награбленного окружением Януковича и т.д. Поэтому в случае непоступления средств из этого учреждения неизвестно, на какие нужды облгосадминистрация использует зарезервированные 10 млн грн.
Сколько бы раз в каждом выступлении ни повторял премьер-министр Яценюк, что украинское правительство делает украинские дела, ни правительство, ни дела от этого украинскими не станут. А дискредитированную децентрализацию все меньше удается прикрыть патетичными лозунгами и обещаниями. Потому что громады и их жители ощущают уровень финансирования каждый день. И уже сейчас.