Даже в самые неблагоприятные периоды работа индустрии Запорожской области неизменно характеризовалась пусть незначительной, но все же положительной динамикой. Сейчас же, когда, по официальным заверениям, экономика не только преодолела ненавистный кризис, но и пошла в рост, промышленность региона тем более демонстрирует ударные темпы развития. По итогам первого полугодия, общий прирост объемов производства превысил 20%, а в отдельных отраслях — и того больше. Легпром, например, рапортует о 45-процентном рывке, а машиностроение и вовсе демонстрирует просто фантастический спурт — шутка ли, за истекшие шесть месяцев ему удалось увеличить выпуск продукции на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2003-го.
Подобным темпам могут позавидовать самые развитые страны. Казалось бы, есть все основания гордиться новым проявлением экономического чуда — если не в общегосударственном, то, по крайней мере, в региональном масштабе. Однако кроме разве что эмоций на официальном уровне, почему-то не наблюдаются ни внешняя зависть, ни внутренняя гордость. Возможно, все дело в том, что еще не стерлись из памяти победные реляции о безусловном лидерстве по выплавке чугуна и стали на душу населения. В общем-то они радовали, но, к сожалению, преимущественно в моральном, а не материальном плане, поскольку были явно неадекватны росту благосостояния граждан — как в целом, так и за несущественными исключениями по отдельности.
Но теперь-то с динамикой вроде бы наладилось: средняя заработная плата в области за полугодие выросла на четверть, и по уровню доходов среднестатистический запорожец — на третьем месте по стране. Однако в абсолютных цифрах относительность все же дает о себе знать.
Как ни крути, а 616 гривен среднемесячного заработка вряд ли способны в наше время обеспечить достойную жизнь. Тем более что получить даже столь скромную сумму на руки имеют возможность далеко не все. По итогам полугодия, объем региональной задолженности по заработной плате составил 42 млн. грн. И хотя в конце прошлого года этот показатель был на 5 млн. грн. больше, это еще не свидетельствует о переменах к лучшему.
С задолженностью в регионе, как и в целом по стране, усердно борются, пытаясь воплотить в жизнь строгие указы о неотложных мерах. Однако, вопреки обилию заседаний, совещаний с неизменными «последними предупреждениями» и суровыми административными мерами (недавно областные власти инициировали разрыв контрактов с девятью руководителями предприятий), проблема по-прежнему дает о себе знать. Требование погасить долги по зарплатам до конца года уже в течение нескольких лет остается актуальным, превратившись для властей в некое подобие переходящего вымпела. Невольно складывается впечатление, что намерения и процесс уподобились параллельным прямым в евклидовой геометрии. Стоило, например, запорожским властям в конце года порадоваться тому, что долги по зарплате пошли на убыль, как по прошествии первого квартала их сумма выросла почти на 21%.
— Около половины от общего объема задолженности за предприятиями, которые находятся в стадии банкротства и санации, — говорит председатель обладминистрации Владимир Березовский. — В соответствии с действующим законодательством, влияние органов местной власти на них не распространяется. Долг работникам села составляет почти 5 млн. грн. Полагаю, что по итогам уборки он будет ликвидирован. А что касается оставшихся 15 млн., то, честно говоря, я не вижу выхода.
Прогноз, что и говорить, не очень оптимистичен. Хотя, возможно, это своеобразный тактический ход в расчете на помощь из центра: как-никак, правительственной программой предусмотрено решить проблему задолженности до 1 октября. А в свете предстоящих выборов это намерение обретает особую значимость.
Похоже, привычка терпеливо ждать снизошедшей милости стала одним из определяющих принципов местного руководства. Обратимся, например, к реализации мало-мальски значимых для региона социальных проектов. Реконструкция областной детской больницы стала возможна после предоставления 2,4 млн. грн. Минздравом и 4,3 млн. — из госбюджета. Закончить работы по водоснабжению Куйбышевского района удалось лишь благодаря выделению 2,5 млн. грн. из резервного фонда Кабмина и 4,5 млн. — из средств Минтранса.
Аналогичная ситуация и с предстоящим пуском водовода на Бердянск: его намерены ввести в эксплуатацию к концу августа, опять-таки благодаря финансовой помощи из центра. Такие вот счастливые совпадения в жизни случаются. В течение 18 лет 300 тыс. жителей юга области ждали прихода днепровской воды, а тут накануне осеннего волеизъявления в бюджете находится 3,5 млн. грн. Остается только ленточку перерезать, попутно растолковав электорату, кого персонально следует благодарить за долгожданную воду.
Впрочем, вернемся к экономике. Первостепенным вопросом для региона сейчас является уборка. И хотя в нынешнем сезоне погода оставляет желать лучшего, местные власти все же уверены, что запланированные 1,7 млн. тонн зерна собрать удастся. Даже несмотря на традиционный дефицит зерноуборочной техники. Ее в области насчитывается порядка 3 тыс. единиц. А значит, нагрузка на один комбайн составит 232 гектара — в полтора раза выше нормы.
Поэтому приходится надеяться на подмогу земледельцев южных областей. Да только проблема в том, что, во-первых, жатва в нынешнем году началась практически одновременно во всех регионах. А во-вторых, многокилометровые марш-броски комбайнов — это дополнительный расход топлива, существенно увеличивающий себестоимость урожая. А ведь солярка нынче в большом дефиците.
Для проведения полного комплекса уборочных и осенне-полевых работ области необходимо 28 тыс. тонн дизтоплива. К началу жатвы запорожским аграриям удалось запастись 7 тыс. тонн. Еще 10,6 тыс. тонн область рассчитывает получить по кабминовской разнарядке по 1950 грн. за тонну. Правда, не совсем понятно, почему поставщиком нефтепродуктов для области Минагропромполитики определило не запорожскую, а харьковскую фирму, которая располагает в регионе всего двумя пунктами, куда можно завезти горючее. Ведь с учетом транспортных затрат относительно льготная цена крестьянам уже не светит…
Местным властям такой подход, конечно, пришелся не по нраву, хотя и не стал поводом для слишком категоричных возражений. Одни склонны считать это толерантностью, другие — нежеланием вызвать невзначай недовольство центра. И, кстати, вторая версия отнюдь небезосновательна. Это наглядно прослеживается в отношении областных властей к проблеме ликвидации последствий недавнего взрыва склада боеприпасов под Новобогдановкой.
Руководство области неоднократно подчеркивало и вроде бы продолжает настаивать на том, что утилизацию боеприпасов необходимо производить в рамках специально разработанной государственной программы. Она должна быть обоснована и утверждена всеми причастными ведомствами. Это — в теории. А на практике принято решение собранные в 10-километровой зоне боеприпасы ликвидировать методом подрыва в балке возле села Троицкое.
— Разработана схема, — говорит председатель ОГА, — согласно которой ликвидация продлится около 60 рабочих дней. Хотя мы хорошо понимаем людей, которые там живут и вынуждены каждый день с утра до вечера слышать взрывы после всего пережитого.
К сожалению, есть основания усомниться, что интересы людей действительно учтены. Иначе как понимать, что на очередной сессии Светлодолинского сельсовета депутаты потребовали немедленно запретить взрывы до официального заключения об их влиянии на здоровье населения и состояние окружающей среды. Свой протест сельские депутаты направили Президенту, председателю Верховной Рады, премьер-министру Украины, главам областной и районной госадминистраций. А жители села Прилуковка и вовсе намерены блокировать место взрывов. Даже создали штаб по борьбе с действиями военных...
Вполне возможно, что эти формы протеста так бы и остались вещью в себе, не случись непредвиденное. При очередном взрыве осколок снаряда залетел в село Терпенье и лишь по счастливой случайности не задел двух местных жителей. Только после этого уничтожение боеприпасов методом подрыва решили окончательно прекратить.
Думается, областным властям вовсе не обязательно было дожидаться, пока случится ЧП. Стоило всего лишь воздержаться от официального согласия на взрывы, твердо заявив о защите интересов местного населения. Но ведь, как известно, слишком упрямых вышестоящее начальство не жалует. А для чиновника большую беду, чем немилость руководства, и придумать трудно. Уж не в этом ли кроется объяснение того, что регион, являясь ведущим по экономическому потенциалу, предпочитает довольствоваться удобствами угодливого статуса ведомого?