ГРОМ УДАРИТ — ТОГДА И О ГРОМООТВОДЕ ПОДУМАЕМ

Поделиться
Бюджетный процесс в Тернополе в этом году стал ярким образчиком глубоких трещин в доходах местных бюджетов...

Бюджетный процесс в Тернополе в этом году стал ярким образчиком глубоких трещин в доходах местных бюджетов. Сбор средств в казну одного из самых маленьких областных центров Украины свидетельствует о том, насколько сложно наполнять доходную часть после реформы налога на доходы физических лиц. Небольшие региональные столицы оказались застигнутыми врасплох: потери бюджетов покрывать просто нечем.

Известно, что фундаментом местных бюджетов и в дальнейшем остается видоизмененный подоходный налог с граждан. В соответствии с Бюджетным кодексом, в казне областного центра остается 75 процентов сумм, собранных на территории города. По сути, в собственных доходах городского бюджета Тернополя поступления от подоходного налога в прошлом году превысили 65 процентов. Это выглядело довольно убедительно даже в деньгах. Ведь при постепенном увеличении зарплат (их средние легальные размеры уже превышают 400 гривен) и погашении части старых долгов (сокращение суммы долга с 7,7 до 4,5 млн. гривен) в городскую казну в прошлом году поступила приличная для Тернополя сумма — более 56 млн. грн. При этом эффективная ставка подоходного налога была на уровне 18 процентов. Она должна была бы наполнить доходную часть бюджета и в этом году.

Но Закон «О налоге на доходы физических лиц», вступивший в силу с 1 января, предусматривает налогообложение зарплат и прочих доходов граждан по меньшей ставке — 13 процентов. То, что потери для бюджета Тернополя неминуемы, городская власть спрогнозировала сразу же. Ведь вывести из тени значительную часть доходов населения и тем самым сохранить поступления в местные бюджеты, а именно такую цель преследовали законодатели, в ближайшие год-два не удастся. Снизив налогообложение доходов граждан, законодатели не пересмотрели другую, взаимосвязанную составляющую: нагрузка на фонд оплаты труда для работодателя не уменьшилась. Она как была, так и остается на уровне 37 процентов. И большинство частных предприятий и предпринимателей продолжают платить основные зарплаты неофициально. По некоторым данным, в Тернополе сформировалась широкая шкала «конвертных» окладов — от 30 до 150 долл. в месяц. Она работает по собственным законам, заменив отмененную законом прогрессивную шкалу налогообложения зарплаты.

Поэтому при составлении бюджета городские депутаты утвердили меньшую цифру поступлений от подоходного налога с граждан — 48,3 млн. гривен. И подсчитали потери городского бюджета-04 от половинчатой реформы налогообложения доходов. 12 млн. грн. город недополучает вследствие введения 13-процентной ставки, а еще более 4 млн. — от социальной льготы, предусмотренной в новом законе. Последнюю сумму удалось компенсировать за счет дотации выравнивания из госбюджета. А другие компенсационные механизмы под большим вопросом.

Собрать дополнительные полмиллиона гривен подоходного налога, зависшего вместе с долгами по зарплате, еще можно. Но на этом резервы исчерпываются...

Второй «тягловой силой» доходов городского бюджета стал единый налог. В этом году от его уплаты запланировано получить 9 млн. 650 тыс. гривен, то есть в казну должен влиться еще один, не лишний миллион с хвостиком. Его вытягивали всем миром, точнее, горсоветом. С этого года уже более 70 процентов видов предпринимательской деятельности в городе облагаются налогом по определенному в законе максимуму — 200 гривен в месяц. Но отдельные категории далеко не бедных предпринимателей, как, например, владельцы баров, кафе, ресторанов, среди которых около десятка городских депутатов, уже почти год протестуют против предельной ставки единого налога для своего бизнеса. Перед их коллективной солидарностью не могут устоять ни налоговики, ни мэр. И несколько сотен тысяч таких нужных городу гривен словно испарились.

Ладно, предпринимателям действительно надо обеспечить возможность свободно дышать. Но откуда же взять необходимые денежные суммы для городского бюджета? Традиционно важная статья его доходов — плата за землю. В прошлом году город получил от нее 6 млн. 874 тыс. гривен. Эта сумма бюджет не спасет. Но она показала, как можно изыскивать дополнительные миллион-полтора гривен. Экономические структуры горсовета совместно с налоговой инспекцией провели инвентаризацию земельных участков, занятых под нежилыми помещениями. Результат? Многие субъекты предпринимательской деятельности уже платят либо земельный налог, либо арендную плату. Но ежегодно увеличивать поступления от платы за землю весьма проблематично. Объем льгот, предоставленных украинским законодательством, при уплате налога за землю в городе превышает 10 млн. гривен. И поступления от платы за землю в городском бюджете-04 предусмотрены даже несколько более низкие, нежели в прошлом году, — 6 млн. 705 тыс. грн.

Городской совет стал лихорадочно изыскивать иные возможности покрытия потерь от недопоступления налога на доходы физлиц. В конце декабря прошлого года увеличен фиксированный налог для торговли на рынках — с 70 до максимальных 100 гривен. Повышенная ставка должна добавить в бюджет 410 тыс. гривен. Предусмотрено, что на такую же сумму увеличатся поступления от рыночного сбора. Но этот небольшой плюс доходов легко нивелируется потерями от госпошлины — недопоступления в основном из-за завершения выдачи паспортов гражданина Украины (623 тыс. грн.) и отмены с 1 января текущего года гостиничного сбора (226 тыс. грн.).

Надеяться на существенные поступления от повышения стоимости торговых патентов на услуги игорного бизнеса и торговлю наличной валютой тоже особо не приходится. Потому что если, например, от юридических и физических лиц, предоставляющих первую услугу, в прошлом году в городской бюджет поступило 765 тыс. гривен, то в 2004-м прогнозируется небольшой рост — до 806 тыс. Тернополь, конечно же, — не Одесса, а набережная тернопольского пруда с одним-двумя казино — не Дерибасовская. Эта истина понятна даже школьнику. А заложенные поступления от продажи патентов на торговлю наличной валютой вообще символические — на уровне ста тысяч гривен. Налоговая инспекция города уже сейчас сигнализирует: коммерческие банки будут вынуждены закрыть какую-то часть своих обменных пунктов, ведь покупать для каждого из них патент стоимостью 960 гривен в месяц — просто убыточно.

Еще один источник доходов — налог на прибыль предприятий коммунальной собственности — мелеет на глазах, умирает. В прошлом году от этого налога поступило только 260,6 тыс. гривен. Уровень действующих тарифов для населения и повышение себестоимости услуг не позволяют таким крупным коммунальным предприятиям, как водоканал, гортеплокоммунэнерго, работать с прибылью. Некоторые уже работают по упрощенной системе налогообложения и платят единый налог. Красноречивый факт — в прошлом году получало прибыль и платило с нее налог только каждое пятое коммунальное предприятие города. Причем плательщики накопили недоимку большую, чем уплатили живых средств, — свыше 400 тыс. гривен. Эта сумма, как ни смешно, фигурирует в городском бюджете на этот год. Но ожидаемых миллионов снова нет.

Наконец, горисполком и его экономические службы решили подтянуть неналоговые поступления, а именно — плату за аренду целостных имущественных комплексов и другого коммунального имущества. Чиновники предложили арендаторам не повышение базовой ставки (4 грн. за 1 кв.м), а систему коэффициентов в зависимости от прибыльности предпринимательства — от 1,2 до 4. Но вносить такую арендную плату будут, разумеется, лишь те предприниматели и предприятия, которым в нынешнем году будет что арендовать. Поскольку городской совет утвердил перечень из 102 объектов коммунальной собственности, которые могут быть приватизированы в основном через аренду с выкупом. Получается эффект двух автомобилей, которые, разминувшись, двигаются в разные стороны.

«Арендные» доходы городского бюджета в нынешнем году утверждены на уровне 2 млн. 750 тыс. гривен, что почти на полмиллиона меньше, чем в прошлом году. Приватизационная статья обещает быть не бедной — более 3 млн., но все равно меньше по сравнению с 2003 годом (6,1 млн. грн.). Следовательно, обе статьи доходов медленно идут на убыль. Форсированная приватизация уменьшает и ежегодные поступления от нее, и убивает курицу, постоянно несущую золотые яйца, — плату за аренду «коммуналки».

Перспективной и продолжительной компенсацией недополученных доходов могла бы стать продажа или передача в аренду свободных от застройки земельных участков несельскохозяйственного назначения на конкурсной основе. Но тернопольчане земельного аукциона еще не видели. Руководители городского совета объясняют это просто: его объявляли несколько лет назад, но предпринимателей, желающих принять в нем участие, не нашлось.

Весьма сомнительно, что запланированная продажа нескольких земельных участков состоится и в текущем году. И поэтому важному источнику доходов городской казны (даже если это прогнозируемые в первый год 300—500 тыс. гривен) снова угрожает фальстарт…

Простая логика подсказывает: как бы ни мелел бюджет, его расходы нужно соизмерять с доходами. А если доходная часть теряет несколько миллионов гривен, то удержать расходы хотя бы на предыдущем уровне — это что-то из области фантастики. Начальник финансового управления городского совета Зиновий Новосельский уже сегодня видит, что в 2004-м нормативы средств на приобретение медикаментов и продуктов питания в городских лечебных заведениях будут обеспечены только на 30 процентов от потребности. А это, не будем забывать, защищенные статьи расходов. Придется отказаться от приобретения некоторой компьютерной техники для общеобразовательных школ и диагностического оборудования для больниц города; бюджетные учреждения забудут о текущем и капитальном ремонтах.

Снижая налоговую нагрузку на доходы граждан, законодатели, на мой взгляд, должны были четко определить другие, компенсационные, источники пополнения местных бюджетов. Ведь небольшому городу все-таки трудно за год-два найти для своей казны миллионные суммы, которых остро не хватает. Но бюджетный процесс в Украине демонстрирует такую особенность: сначала должен ударить гром, а потом, через несколько лет, глядишь, и громоотвод поставят...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме