Доходное место

Поделиться
Одесский аэропорт последний раз был на слуху лет пять назад. Тогда в 1999 году власти решили провести реорганизацию воздушного хозяйства...

Одесский аэропорт последний раз был на слуху лет пять назад. Тогда в 1999 году власти решили провести реорганизацию воздушного хозяйства. И отделить наземные службы от авиакомпании. В результате было создано госпредприятие «Международный аэропорт Одесса», которое через два месяца было передано в коммунальную собственность города. Раздел имущества проходил болезненно. Авиаторы жаловались, что их оставили ни с чем — все прибыльные службы отошли к аэропорту. И один из лакомых кусков — топливозаправочный комплекс, который тут же был передан в аренду частной структуре.

Потом об аэропорте изредка вспоминали в связи с необходимостью его реконструкции. В целом же предприятие пребывало в тени. О том, насколько эффективно оно работало и насколько эффективно использовалось коммунальное имущество, городские власти никогда публично не говорили. Вместе с тем это прибыльное предприятие находилось в особом поле их зрения как доходное место, пользоваться которым было позволено определенному кругу лиц. В их числе был и сын бывшего мэра Одессы Владимир Боделан, которого Руслан Борисович в августе прошлого года назначил генеральным директором КП «Международный аэропорт Одесса».

В начале апреля этого года об аэропорте снова заговорили. На сей раз в связи со сменой городской власти. Смещенный с должности мэра Одессы Руслан Боделан сделал тогда заявление, что усиленные проверки, которые начались на предприятиях, возглавляемых его детьми, он расценивает как политическое давление на него и его семью. Мол, никогда проверяющие не обходили аэропорт стороной, так что никаких серьезных нарушений там нет, но при желании найти можно все что угодно. В этой связи весьма любопытно, что же «накопали» проверяющие?

Внеплановая проверка КРУ совместно с милицией закончилась 8 апреля. Начало ее совпало с днем провозглашения мэром Одессы Эдуарда Гурвица, который, не дожидаясь ее итогов, подписал распоряжение об увольнении сына Боделана с должности гендиректора аэропорта. Но что интересно, никто результаты проверки пока что обнародовать не собирается. Более того, правоохранители информацию сделали почти секретной. С чего бы, спрашивается.

Аэропорт в чужом соку

Аэропорт — сложное специфическое предприятие, которое предоставляет массу услуг. И часть из них, самых прибыльных, была отдана в руки коммерческих структур. К примеру, VIP-зал — маленький кусочек границы, как его называют. О том, что можно через него пронести, Одесса наслышана. Скажем, о задержанных 70 кг драгметаллов. Однако право иметь свой бизнес на территории аэропорта было лишь у избранных. Среди них фигурирует и имя народного депутата Украины Александра Грановского, прошедшего в парламент по списку СДПУ(о).

К слову, Грановского связывают и с созданием ЗАО «Пассаж». По решению прежней городской власти огромный гостиничный комплекс в самом центре Одессы был передан даром в руки частным структурам. Протесты прокурора о незаконности решения по «Пассажу» Боделан игнорировал. Теперь все эти структуры предпринимают недюжинные усилия, чтобы сохранить свой бизнес. Что касается аэропорта, то они даже пытаются вернуть в кресло гендиректора своего человека. Сегодня на эту должность назначена Светлана Кобылянская, работавшая до этого заместителем гендиректора аэропорта. Однако борьба за первый пост еще не закончена. Контракт с Кобылянской мэр Одессы Э.Гурвиц подписал только на три месяца.

В общем, есть основания предполагать, что нарушения, выявленные в аэропорту во время проверки, как и кресло гендиректора, являются предметом торга и давления. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что в милиции сообщили лишь об одном выявленном нарушении.

Начальник ГСБЭП областного УМВД Анатолий Бахчиванжи, которые был уволен с этой должности почти два года назад и судился, чтобы вернуть себе кресло «борца» с экономическими преступлениями, сообщил, что некое предприятие «Одессаависервис» отдало в аренду частному лицу автостоянку аэропорта. За нее предприятие ничего не получало. В результате нанесен ущерб около 80 тыс. грн. А.Бахчиванжи заявил, что дело передано в прокуратуру, которая возбудила против должностных лиц этой частной компании уголовное дело. Это вся информация.

В пресс-службе областной прокуратуры этот факт подтвердили. Однако пояснить что-либо отказались. Только в областном КРУ новый начальник Анатолий Яровой не стал делать секрет из итогов проверки. Итак, как же хозяйствовало КП «Международный аэропорт Одесса»?

Вначале несколько цифр. Прибыль в 2004 году — 7,8 млн. грн. В местный бюджет перечислены дивиденды с прибыли в размере 1,1 млн. грн. Обратите внимание: за первый квартал 2005-го — свыше 1 млн. грн. За 2002-й и 2003 годы — ни копейки, хотя прибыль в эти годы составила соответственно 2,7 млн. и 3,5 млн. грн.

На 1.01.2004 г. аэропорт заключил 53 договора аренды коммунального имущества. Задолженность по арендной плате на 1.01.2005 г. составляет около 600 тыс. грн., т.е. почти половину от начисленного. Все договоры заключены с нарушениями: не были согласованы с собственником имущества — горсоветом, арендная плата взималась по заниженным ставкам, имущество использовалось неэффективно. Сегодня со сменой руководства и города, и аэропорта договорная деятельность приводится в порядок. Но, видимо, не вся. По имеющейся информации, в отчеты проверяющих попали далеко не все нарушения.

Что «накопали» проверяющие?

С 1999 года аэропорт находится в договорных отношениях с ООО «Интерим Сервис». Именно этому предприятию был отдан в аренду топливозаправочный комплекс. Что дало повод в те годы говорить о передаче коммерческой структуре чуть ли ни монопольного права на заправку авиационным топливом всех самолетов, следующих через аэропорт. В 2002-м срок действия договора истек. Аэропорт вместе с «Интерим Сервис» подписали новый — о совместной деятельности по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов и контролю за качеством топлива. Заметьте, договор заключен до 2022 года. Согласно этому документу, вклад каждой стороны составляет 50%. Прибыль тоже распределяется поровну. При этом имущество аэропорта учитывается по остаточной стоимости. Руководство совместной деятельностью, ведение всех дел, заключение договоров возложено на компанию. Что интересно, в 2004 году стороны решили не распределять прибыль, а направить ее на пополнение оборотных средств и расширение материально-технической базы. А когда в том же году они отменили это условие, то аэропорту было начислено аж 3 тыс. грн. дивидендов. По обоюдному согласию он получил 2,2 тыс. грн., остальные 800 грн. были направлены в качестве инвестиций в совместную деятельность.

К слову, покойный министр транспорта Г.Кирпа совместной деятельности в Одесском порту (хотя там не было таких смешных цифр) объявил настоящую войну. Но почему-то суровая министерская критика не коснулась аэропорта.

В 2002 году аэропорт отдал в аренду павильон выдачи багажа площадью 400,3 кв. м для размещения там бизнес-центра по обслуживанию пассажиров и расширению сферы предоставляемых услуг компании «Ви Ай Пи Одесса», которую возглавляет А.Грановский. Годовая арендная ставка, установленная горсоветом, на тот момент равнялась 963,8 грн. в месяц, то есть 5% от рыночной стоимости объекта. Однако ежегодно она повышалась и сегодня составляет 20%. Компания же все эти годы, несмотря на письма руководства аэропорта, продолжала упорно платить арендную плату по первоначальной ставке. Как следует из письма за подписью директора «Ви Ай Пи» А.Грановского, их компания является убыточной, а посему не может платить больше. И руководство аэропорта этому верило: никаких мер в связи с этим не предпринимало — в суд не обращалось и в правоохранительные органы тоже. В итоге коммунальное предприятие недополучило 142,4 тыс. грн.

В том же году аэропорт заключил договор о совместной деятельности по обеспечению бортового и общественного питания с ООО «Хендлинговая компания «Одессаависервис». Его срок истекает в конце 2007 года. При этом взнос аэропорта — это часть помещений бортового питания, оборудование и иное имущество. Взнос компании — некие материальные и нематериальные активы и оборотные средства в сумме 80 тыс. грн. Согласно соглашению, прибыль делится пополам. Руководство и контроль за совместной деятельностью возложены на компанию. Аэропорт должен был контролировать эффективность использования переданного имущества, проводить квартальные и годовые ревизии. Что же в итоге?

Никаких дивидендов, отчетов и какой-либо информации, предусмотренной договором, от компании не поступало. Имущество, переданное в совместную деятельность, было выведено из активов предприятия. И на него не делались амортизационные начисления. Кроме этого, «Одесаависервис» не платила причитающийся налог за землю. В итоге ей были выставлены в качестве компенсации счета на сумму 158,3 тыс. грн. Согласно проверке налоговой, аэропорт не провел денежную оценку земельных участков, используемых коммерческими структурами при аренде помещений.

Помимо этого, аэропорт в совместную деятельность передал площадку (7,8 тыс. кв. м) для организации автостоянки. Что сделала компания? Через месяц передала ее в аренду частному лицу за 1 грн. Понятно, эти деньги не перечислялись, потому что счета не выставлялись. Арендатор же, согласно его книге доходов, за 2004 год получил 114,6 тыс. грн. дохода. Тогда как аэропорт за использование коммунального имущества получил «0,0 грн.» Подсчитано, что за два с лишним года недополучено 70,6 тыс. грн. арендной платы. Именно это нарушение и решила обнародовать милиция.

5 мая с.г. прокуратура возбудила уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами ООО «Одесаависервис» в связи с нарушением ими требований законодательства об аренде имущества. Что имеется ввиду, прокуратура не пояснила. Судя по данным КРУ, в аренду хендлинговой компании была передана лишь автостоянка. Выходит, прокуратуру привлекло все то же нарушение. А другие? И почему к ответственности привлекается лишь частная структура? Договор подписал директор «Одессаависервис» М.Кауфман, однако арендатором выступает компания совместно с аэропортом. Куда же смотрело руководство коммунального предприятия?

Следует сказать, все вышеуказанные договоры со стороны КП «Международный аэропорт Одесса» подписывал Анатолий Русаленко, долгие годы возглавлявший аэропорт. Его и сменил на этой должности сын Боделана. Как говорят сведущие люди, Владимир Русланович ничего не успел: все было сделано до него. Он лишь пришел продолжить начатое. А цель ставилась одна — сделать аэропорт частным. Руками Русаленко была «раскурочена» база отдыха аэропорта «Полет», расположенная на берегу моря в с. Грибовка.

В 2003 году директор от имени предприятия продал 8 домиков всего за 1440 грн., то есть по 180 грн. каждый. Продал без согласия собственника имущества — горсовета и не на конкурсной основе, что является нарушением законодательства и устава предприятия. А фактически отдал себе и нужным людям. Говорят, домики были ветхие, но дело не в строениях, а в земле у моря.

Покупателем базы отдыха выступила некая общественная организация «Прибой», возглавляемая Ириной Балух. Теперь на месте домиков стоят особняки, в том числе Русаленко и его сына. Но и это еще не все. Буквально перед самым уходом Русаленко от имени аэропорта подписал бумагу об отказе от еще одного участка в Грибовке в пользу родственницы. В конечном итоге предприятие лишилось свыше 10 тыс. кв. м у моря. И теперь не осталось не только инфраструктуры, необходимой для функционирования базы, но и земли, на которой ее можно расположить, только одинокие домики на песке. Даже для туалета места нет.

Новое руководство аэропорта уже направило письмо председателю Дальницкого сельсовета с просьбой отменить решения об изъятии земли у их предприятия, поскольку это ведет к ликвидации не только базы отдыха, но и загородной зоны аэропорта. (В 2000 году по распоряжению Овидиопольской райадминистрации база «Полет» получила этот статус для эвакуации личного состава на случай чрезвычайных ситуаций.)

Вообще за последние годы от территории аэропорта было отрезано немало участков. Закрепить за собой территорию, на которой расположено все воздушное хозяйство города, ее коммунальное предприятие смогло сразу после ухода Боделана, на первой же сессии горсовета под руководством Гурвица. По словам мэра Одессы, проверка аэропорта еще не закончена. Так что окончательные выводы еще впереди.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме