В 1996 году в Днепропетровске модернизировали аэропорт. Коренной переделке подверглось здание аэровокзала, благодаря чему увеличилась его пропускная способность. Оборудовали два сектора — для внутренних и международных рейсов. Обновили всю аппаратуру обеспечения безопасности полетов, информационную систему и проч.
В результате областной центр получил возможность прямых регулярных рейсов в Европу и страны Ближнего Востока. Если бы не они, в Днепропетровске произошло бы то же, что и с большинством аэропортов в Украине: пара Ан-24 да нерегулярные рейсы с «челноками» в Турцию. В Украине уже имеются областные аэропорты с пассажиропотоком менее двух человек в час.
Стоила днепропетровская модернизация немалых денег. Ее профинансировала авиакомпания «Днеправиа», в состав которой входил аэропорт. Кредиты на общую сумму около 6 млн. долл. со сроком выплаты в течение шести лет ей выделили отечественные финучреждения — Приватбанк и Проминвестбанк. Кстати, несмотря на то, что компания является государственной, государство не выделило ни копейки. Так что все делалось за счет собственной прибыли и полученных кредитов. Благодаря тем деньгам аэропорт и сохранился.
Вообще по идее предполагалась приватизация аэропорта, но по известной всем чиновничьей привычке процесс затянули, поэтому привлечь серьезные инвестиции не удалось. «Днеправиа» оказалась в подвешенном состоянии, по-прежнему кредитуясь у все того же Приватбанка.
Но что интересно, даже в таких условиях ей удалось увеличить поток пассажиров. В 2001 году компания перевезла 68,3 тыс. человек, а в 2005-м поток удвоился — 129,6 тыс., что на 3,4% больше показателя 2004 года. Тем не менее это было все же поменьше среднего прироста показателя перевозок авиапассажиров по стране. Причины были как объективные, так и субъективные. К примеру, сказался неопределенный статус компании, а потом и конфликт с агрессивно вошедшей на рынок немецкой Lufthansa.
В этом году немцы фактически добились вытеснения «Днеправиа» с одного из самых перспективных рынков Европы — немецкого. Позиция авиационных властей Украины оказалась только созерцательной: поддержки «Днеправиа» так и не получила, и это при том, что маршрут «Днепропетровск—Франкфурт» она нарабатывала девять лет, вложив в него немалые средства. Потеря такого маршрута равнозначна 6 млн. гривен утраченной выгоды.
Еще раньше решением Хозяйственного суда Днепропетровской области была начата процедура банкротства авиакомпании. Согласно пресс-релизу Днепропетровской областной государственной администрации, его сумма составляет 60,6 млн. гривен — это, между прочим, миллионов 12 долларов.
Правда, разорять аэропорт никто из кредиторов не собирался. Финансовые проблемы компании были вызваны объективными причинами, и при желании их можно решить. Был предложен план санации, согласно которому санатором планирует выступить компания «Приват Интертрейдинг», известная и как один из крупнейших промышленных инвесторов региона.
Планом оздоровления ситуации и развития материально-технической базы «Днеправиа» предусмотрено направить в 2006—2009 годах на эти цели около 206 млн. гривен. Санатор готов выступить поручителем по кредиту. Условия мирового соглашения с кредиторами выглядели весьма привлекательно: имеющиеся долги будут погашаться десять лет, с рассрочкой выплат на пять лет.
В итоге областной центр получает современный авиационный пассажирско-грузовой комплекс, соответствующий лучшим стандартам качества обслуживания пассажиров и обеспечивающий высочайшую надежность полетов.
В плане санации предусматривалась и возможность участия компании «Приват Интертрейдинг» в планируемом (уже не первый год) конкурсе по приватизации государственной доли «Днеправиа», что обеспечило бы ее заинтересованность в реализации аэропортовского проекта. Данный вариант представлялся наиболее логичным и реалистичным.
Предполагалось, что до середины августа с.г. суд утвердит план санации. Но вместо помощи госчиновники начали интенсивно тормозить процесс.
Фонд государственного имущества Украины внезапно потребовал выделения из состава предприятия аэропорта как отдельного юридического лица. При этом игнорировался тот факт, что ОАО «Авиакомпания «Днеправиа» создавалось на базе государственной компании «Днеправиа», в состав которой аэропорт Днепропетровска входил просто исторически.
Если предположить, что будет реализован фондовский вариант, это приведет к разрушению целостной структуры «Днеправиа» и поставит под угрозу существование авиакомпании вообще. Не говоря уж о том, что резко возрастут затраты авиаперевозчика на обслуживание аэропорта, тем самым моментально ухудшив финансовое положение компании.
Плюс провоцируется конфликт с кредиторами. Юридически разделение предприятия уничтожает должника. При этом процедурно невозможно разделить требования кредиторов, включенных в состав соответствующего реестра, на два юридических лица.
Фактически от «Днеправиа» требуют вывести часть своего имущества из-под требований кредиторов. Между тем оно находится в залоге, и без получения от кредиторов согласия такие действия прямо нарушают действующее законодательство.
Но даже после отчуждения имущества, находящегося в залоге, юридическое лицо, принявшее данное имущество на свой баланс, несет солидарную ответственность перед залогодержателем. И права на заложенное имущество все равно сохраняются у кредитора.
Госавиаслужба Украины фактически солидаризировалась с ФГИ в части требований выделить аэропорт из состава компании. Правда, при этом она указала на необходимость такого выделения после выполнения плана санации предприятия.
Однако данный государственный орган так и не пояснил юридический механизм выделения аэропорта. Причина банальна: подобного юридического механизма, который бы соответствовал действующему законодательству, просто не существует
И с чего бы это чиновникам предлагать такой потенциально скандальный вариант? Понятное дело, денег для развития авиакомпании они дать не могут. Но вот улучшению технического и финансового состояния «Днеправиа» могли бы поспособствовать. Ан нет. Фактически уже потерян год.
Такие длительные препирательства с ФГИ привели к тому, что срок, отведенный на санацию авиакомпании, подошел к концу, но дело так и не может сдвинуться с места.
Есть три основных варианта развития событий. Первые два — это продление срока проведения санации на год или два, прекращение санации с подписанием мирового соглашения. Третий вариант — прекращение санации с последующим признанием «Днеправиа» банкротом и ликвидацией предприятия. Что в этом случае произойдет с его трудовым коллективом, представить нетрудно.
Как и с его имуществом, поскольку продажа его оборудования вернуть много средств вряд ли позволит. Между тем, пока что чиновники поддерживают именно этот вариант, так им проще. Но проще ли от этого днепропетровцам — это уже отдельный вопрос.
«Днеправиа» не собирается сдаваться без боя и уходить с рынка. Помимо всего прочего, это почти тысяча рабочих мест и благополучие тысяч членов семей работающих. Сложилась парадоксальная ситуация, когда бизнесмены ратуют за спасение аэропорта, который чиновники уже готовы списать. Или кто-то серьезно считает, что летать жителям города-миллионника лучше через Киев?