ЧСЗ: десять лет второго века

19 октября, 2007, 15:42 Распечатать
Выпуск № 39, 19 октября-26 октября 2007г.
Отправить
Отправить

Юбилеи всегда празднуют одинаково. Имениннику вспоминают все хорошее, что он сделал, и желают совершить еще больше...

Юбилеи всегда празднуют одинаково. Имениннику вспоминают все хорошее, что он сделал, и желают совершить еще больше.

110-я годовщина Черноморского судостроительного исключением не стала. Собралось много гостей — в основном, правда, местных. Было сказано много речей и высказано массу добрых пожеланий.

Пожелания заводу, несомненно, пригодятся. Если на предприятии не произойдут коренные изменения, то до следующей круглой даты оно просто не доживет. Уж что-что, а это последние десять лет доказали…

Когда-то здесь делали котлы для броненосца «Потемкин». Да и большую часть XX века ЧСЗ работал на оборонку, специализируясь на выпуске военных кораблей. Именно тут были построены все авианесущие крейсеры и авианосцы ВМФ СССР. Именно на стапелях «Черноморки» начали строить первый атомный авианосец (его реакторы и по сей день находятся на балансе завода). Здесь было создано и одно из лучших в СССР конструкторских бюро.

Невоенная часть завода выглядела скромнее, но тоже впечатляла. Здесь могли строиться танкеры дедвейтом до 45 тыс. тонн, контейнеровозы, сухогрузы. А также производилась часть «начинки» для кораблей.

Еще 20 лет назад ЧСЗ был крупнейшим в Европе судостроительным комплексом полного цикла. Суммарно за сто с лишним лет сдано в эксплуатацию более 1000 судов разного класса. Однако ныне все это в прошлом. Военных заказов такого объема уже никогда не будет.

А в последние годы, после неудачной приватизации, словосочетание «Черноморский судостроительный завод» ассоциировалось со словами «развал и вывод активов». Достаточно сказать, что когда с завода удалось удалить «эффективных собственников», то от пятитысячного коллектива осталось… 172 человека.

В общем, обстановка на праздновании была не самая юбилейная.

В приветствии к коллективу губернатора области Алексея Гаркуши звучали совсем не благостные нотки. «Неудачная приватизация привела к тяжелому состоянию предприятия… вместе с вами мы сможем поднять завод из руин, возродить его промышленные мощности и доказать Украине и всему миру, что именно в Николаеве живут самые умные и самые трудолюбивые люди», — пытался вдохнуть оптимизм глава области.

Несмотря на тяжелое положение, перед заводом впервые за последние годы забрезжила перспектива. Вернулись люди — теперь на предприятии работают уже 1360 человек. Удалось погасить задолженность по зарплате за шесть лет. Зарплату увеличили на 16,6%. Бить в литавры по этому поводу рановато, но процесс пошел.

В планах государства — довести оборот ЧСЗ в 2008 году до 50 млн. долл. Потихоньку оживают стапеля. Начинает реализовываться план модернизации «стапеля 0» и «стапеля 1». На заводе появились заказчики. Австрийская АВH и норвежская MIL Shipping намерены купить у «Черноморки» по два судна-снабженца.

Сейчас завод способен одновременно строить корпуса двух траулеров и пары снабженцев. Срок постройки траулера — 16 месяцев, а снабженца — 12—14 месяцев. Стоимость одного такого снабженца — около 12 млн. долл.

Норвежцы заявили, что готовы разместить заказ на два офшорных снабженца прямо сегодня. И заинтересованы в получении опциона еще на два аналогичных судна.

По прежним временам объемы не слишком большие, но на фоне последних четырех лет — это уже пусть и небольшой, но прорыв. За последние два года по заказам, которые были у бывших собственников завода, был построен аж... один 600-тонный буксир.

— Мы хотим вывести предприятие на мировой уровень, — говорит новый генеральный директор ЧСЗ Илья Горн. — Будем реконструировать цех №17, что позволит обрабатывать металл по международным стандартам.

В более отдаленной перспективе ЧСЗ нацелен на максимально глубокую кооперацию. Благо, что накопленный опыт собственного судостроения огромный и во многом сохранен.

Завод имеет значительный опыт по экспортным контрактам. В свое время его продукция шла на экспорт в Великобританию, Норвегию, Швецию, Германию, Финляндию и Индию. Рассматривается даже вариант создания международного судостроительного холдинга.

В принципе, рисовать радужные планы на заводе уже поднадоело. Прежнее руководство очень любило этим заниматься, что особенно необычно смотрелось на фоне разгона персонала…

Сейчас все и проще, и сложнее. Проще — потому что есть желание работать и у руководства, и у людей. Сложнее — потому что наследство досталось нелегкое. Сейчас руководство предприятия видит главную задачу в том, чтобы вывести ЧСЗ из того состояния, до которого его довели предыдущие хозяева. И наладить ритмичную работу завода.

Так, компетентные органы до сих пор выясняют, куда делись деньги. По словам Ильи Горна, «при прошлом руководстве заключили контракт на четыре баржи, построена пока одна... Но при этом сроки сдачи сорваны еще до нашего прихода. Деньги с заказчика взяты с половинным авансом, это порядка 7—8 млн. долл. А денег на предприятии нет, они куда-то выведены с завода».

Зато на заводе два года не было воды: горводоканал отключил предприятие от водоснабжения. Сегодня водоснабжение возобновлено, вода на завод подается, и люди получили возможность пользоваться санитарно-бытовыми услугами.

Ну и долги. Суммарно завод задолжал за электроэнергию и воду 23 млн. грн. Сейчас составляется график погашения задолженности. Остался и долг перед Пенсионным фондом Украины в размере 30 млн. грн., и новое руководство ведет переговоры с ПФ по вопросу его реструктуризации и графика его погашения. «Мы не можем все выплатить сразу, но погасим обязательно», — уверен г-н Горн.

Источник денег один — стабильная работа предприятия.

— В течение двух-трех лет мы можем выйти на рентабельную работу, восстановить завод… Такой завод должен делать продукции до 500 млн. долл. в год, — считает Илья Горн. — Естественно, при удачном стечении обстоятельств. Но как раз сегодня на мировом рынке высокий спрос на суда и дефицит мощностей по их производству. Это шанс как для отрасли, так и для завода. И мы не можем его упустить…

Сейчас корейские и китайские верфи загружены заказами до 2012 года. Поэтому ЧСЗ ведет переговоры с рядом иностранных заказчиков, чтобы они разместили заказы в Украине.

При этом новое руководство предприятия считает, что завод должен перейти к строительству полнокомплектных судов. «Это простейшая арифметика. Готовый корабль стоит втрое дороже, чем его корпус. Конечно, не сразу, но мы к этому придем», — уверены николаевские корабелы.

Есть серьезные наработки ЧСЗ по производству танкеров, судов с горизонтальной выгрузкой, тех же траулеров. Поти­хоньку оживает и украинский рынок: завод готов строить корабли и для Украины.

Сейчас главная проблема предприятия — это кадры. Они ушли с завода, многие уехали в ту же Польшу. Заводу нужны минимум пять тысяч человек.

— Мы уже сейчас ведем работу по подготовке специалистов. В ближайшее время будет возобновлена работа лицея корабелов в Николаеве, — говорит Горн. — Я работал на Херсонском судостроительном и знаю, что если поставить цель не крутить схемы, а работать, то предприятие можно поднять за небольшой срок. Ведь люди могут и хотят работать… Я уже говорил, что самый оптимальный вариант для ЧСЗ — приход эффективного инвестора, имеющего необходимые ресурсы и опыт работы в судостроительной сфере. Лично я считаю, что был бы эффективен судостроительный холдинг предприятий Николаева и Херсона.

Нуждается кораблестроение и в четкой позиции государства в вопросе возрождения предприятия. С одной стороны, во многом благодаря настойчивой поддержке ФГИ удалось остановить процесс размывания активов. С другой — на государственном уровне поддержки корабелов явно не достаточно. Судостроение обладает высоким мультипликативным эффектом, и один рабочий на верфи обеспечивает заказами несколько работников в смежных отраслях. Не случайно оно практически во всем мире получает государственные преференции…

К примеру, в Китае полностью отменено взимание таможенных пошлин на судовое оборудование при строительстве судов на экспорт. В ряде стран корабелам компенсируют курсовые разницы.

В Украине же все сложнее. Существовавшие в начале 2000-х льготы к настоящему времени практически свернуты, что осложняет нашим корабелам выход на международные рынки. Необходимо разработать гибкие механизмы господдержки с использованием кредитной, налоговой, долговой и таможенной политики. В общем, проблем много и решать их придется не только николаевцам…

А пока… После нескольких лет безвременья (в которые его кое-кто и сейчас не против вернуть) завод делает первые шаги. Ему очень хочется, чтобы следующий юбилей обошелся без «руин».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК