В канун нового года город осчастливили бюджетом на 2011 год. По идее, это главный финансовый документ столицы, а по существу - болванка для торга с Кабмином. Чего, в общем-то, никто и не скрывает.
Последний раз плановые показатели бюджета Киева были выполнены в 2006 году. А дальше все было печально. Вторую половину 2008-го и весь 2009-й город вообще балансировал на грани финансового обвала, избежать которого удалось только обрезанием всего и вся и нарастанием неплатежей за выполненные работы. Долги зависли и в лучшем случае будут закрыты только в нынешнем году.
В общем, в Киевсовете надеются, что бюджет через три месяца будет пересмотрен.
Речь идет, прежде всего, о судьбе собираемого налога с доходов физических лиц. Если раньше его полностью оставляли городу, то теперь половину заставили отдавать в госбюджет. Цена вопроса очень высока: согласно государственному бюджету, 50% - это 6,77 млрд. грн. Что составляет более 40% бюджета города.
Закрыть эту дыру нечем. Не говоря уже о том, что в бюджете зияет еще парочка потенциальных дырочек. К примеру, в нем учтены доходы от приватизации коммунального имущества - 1,38 млрд. грн.
В 2009 году по этой статье поступило порядка 500 млн. В ушедшем году (судя по показателям 11 месяцев) будет и того меньше. Верят ли власти, что в 2011-м поступления от приватизации утроятся? А что им остается?
А вот собираемость налога с доходов физлиц достаточно устойчива - порядка 80-85%, и на него приходится примерно три четверти всех налоговых поступлений.
Кстати, у Кабмина и города были разные оценки этих дискуссионных 50%. Город настаивал, что поступления от налога с доходов физлиц достигнут 11,5 млрд. грн. (план 2010-го - 10,4 млрд.) Кабмин считал, что 13,5 млрд. грн., и именно эту цифру взял за основу.
Впрочем, торги еще не окончены. Сейчас существует джентльменская договоренность с правительством, что к концу первого квартала к вопросу вернутся.
Горадминистрация смогла добиться и появления 28 декабря поручения президента Украины о разработке проекта закона о внесении изменений в действующее законодательство, которым предусматривается зачисление в бюджет г. Киева 100% налога с доходов физических лиц. Хотя противоположные изменения, серьезно обкорнавшие доходную базу Киева, были приняты парламентом параллельно с госбюджетом, то есть всего лишь 23 декабря.
Проблема в том, что Кабмину не сильно улыбается идти навстречу Киеву, так как тогда расширяется брешь и в без того небезукоризненном госбюджете. А Киев, по скудным украинским стандартам, и так очень неплохо живет: те же спорные 50% в 2,8 раза превышают весь бюджет Днепропетровска.
В общем, существует риск того, что вопрос попробуют спустить на тормозах или отложат его решение до следующего бюджетного года. Подобных прецедентов полно.
В любом случае, процессы утруски и утряски будут нескучными…
Секретарь Киевсовета уже заявлял, что иначе «Киев не может не только развиваться - он не может даже дышать, выполнять элементарные функции, даже зарплату выплачивать… Это ужас, и я думаю, что этот момент будет обязательно откорректирован». Впрочем, насколько г-н Довгий представляет сейчас городские власти, не знает, наверное, и он сам.
Позиция главы горадминистрации Александра Попова заметно оптимистичнее: «У нас бюджет города без учета государственных субвенций - 12,4 млрд. грн. Этого будет достаточно для того, чтобы финансировать бюджетную сферу... Что касается изъятий из бюджета, то Киев защитит свои интересы».
Г-н Попов уверен, что в текущем году столица дополнительно получит до 8 млрд. грн. в результате реализации государственных программ, имеющих отношение к Киеву. И что эти ресурсы пойдут, прежде всего, на стимулирование развития экономики города.
Правда, в горадминистрации понимают, что 8 млрд. грн. в смете госпрограмм - это далеко не то же, что 8 млрд. грн. поступлений в городской бюджет. Кроме того, эти деньги придется выцарапывать у того же Азарова. Поручение президента - вещь неплохая, но чтобы выйти на результат, понадобятся огромные усилия… и стимулы для чиновников. Причем вряд ли только моральные.
Между тем городу остро нужны деньги. Ведь кроме расходов по традиционным бюджетным статьям, придется оплачивать и долговые обязательства. Так, на обслуживание и погашение имеющихся долгов планируется направить 895,9 млн. грн., в том числе 632 млн. уйдут на выплаты по внешним займам.
И задолженность будет расти - в этом столица, увы, не оригинальна. Если предельный объем долга Киева на 31 декабря 2010 года был установлен в размере 6,75 млрд. грн., то к концу текущего года планируется его рост до 7,92 млрд. грн.
В 2011-м городу предстоит погасить еврооблигации на 200 млн. долл. И чтобы рассчитаться, предполагается привлечение новых займов на сумму порядка 2,45 млрд. грн. (300 млн. долл.), что будет не так просто и не факт, что дешево, обеспечить. Причем в 2012-м предстоит очередная выплата по еврооблигациям - 250 млн. долл. Потом, правда, по внешним долгам будет перерыв на год.
Конечно, на фоне долгов Москвы или Варшавы цифры почти смешные, но, увы, в Киеве и доходы не самые веселые. Последние еврооблигации выпускались, когда городской бюджет превышал 20 млрд. грн.
и планировался его дальнейший рост. В 2011-м его реальное наполнение составит в лучшем случае 16 млрд. грн. Если вспомнить, что и курс доллара сильно изменился, становится еще грустнее.
Также, помимо 8 млрд. грн. городского долга, существуют и долги коммунальных предприятий - примерно на половину этой суммы. Насколько трудно этот вопрос решается, можно судить по бесконечной истории расчетов за тепло перед «Киевэнерго».
В 2010 году более 2 млрд. грн. задолженности перед энергетиками оформили векселями, первую партию которых предстоит погашать уже с октября этого года. Между тем уже бодро нарастают свежие газовые долги…
Сейчас город с помощью Агентства США по международному развитию собирается внедрять программно-целевой метод бюджетирования.
Вещь действительно полезная. Только стоит помнить, что происходивший в последние годы супердерибан случился не потому, что Леонид Черновецкий и его команда не умели пользоваться современными методами. Просто «программно-целевые» установки были несколько иными.
Не так давно курирующий финансовый сектор зампред Киевской горадминистрации Руслан Крамаренко сказал, что «в большинстве случаев цены по договорам с подрядчиками были завышены… на 20-30%». Такие фокусы «бюджетирования по-киевски» и объясняют, каким образом стоимость реконструкции стадиона «Олимпийский» почти утроилась. Компьютерными программами и тренингами теневые потоки такой толщины точно не устраняются…
Так, на шансы дорого продать землю, пожалуй, лучше повлияет, кто и как ответит за предыдущие «художества» с ней. Если же на сессии Киевсовета снова начнут с голоса выносить решения стоимостью в десятки миллионов для «нужных» людей, то город это уже проходил.
А в целом - бюджет как бюджет. Революционным его не назовешь, но точно лучше такой, чем никакого.