В отличие от прошлых лет городской бюджет-07 Ривного был принят только во второй половине января. Утверждению главного финансового документа города предшествовала продолжительная работа бюджетной комиссии, нервозность в достижении компромиссов между депутатскими фракциями, депутатами и городским головой.
Чиновники с гордостью отмечают: в 2007 году бюджет города Ривне с учетом государственных субвенций достиг 311,5 млн. грн. По сравнению с прошлым годом возрос на целых 92 млн. Собственных доходов запланировано собрать на треть больше, чем в 2006-м. И теперь эта цифра увеличена до 150 млн. грн. Конечно же, работу городских властей достойно оценили в Киеве: если в 2006 году Ривне получило субвенций из госбюджета на сумму 32,5 млн. гривен, то ныне государственных средств на разные программы заложено аж 87,3 млн.
Доходы первой корзины городского бюджета в Ривном на 85% формируются за счет налога на доходы физических лиц. Рост ставки этого налога с 13 до 15% и увеличение заработных плат (средние заработки в городе уже превышают 1100 грн.) позволит эти поступления существенно — на 26 млн. грн. — увеличить и довести их до 129 млн. Но не стоит думать, что резерв роста бюджетных поступлений исчерпан. В неофициальных разговорах налоговики говорят об еще одном бюджете Ривного, находящемся в тени. И вывести его на свет — это задача на многие годы.
И, похоже, власти Ривного смирились с мыслью, что детенизация зарплат — это далекая перспектива. И направили свой взгляд на легальный бизнес, стремясь сейчас и немедленно взять с него все, что возможно. В конце прошлого года городские депутаты решили увеличить ставки единого налога по 40 видам предпринимательской деятельности на 30—60 грн., и сегодня почти 70% видов бизнеса «притянуты» к верхней границе этого налога — 200 грн. Кстати, чуть раньше в Ривном уравняли ставки рыночного сбора на рынках всего города, независимо от их посещаемости, чем вызвали продолжительный гнев торговцев с «окраин».
Ну и что же было получено на выходе? Сдвиги во взимании налогов с мелкого и среднего бизнеса опытные городские финансисты оценивают довольно скептически. Доходы от единого налога запланированы на уровне прошлого года — более 13 млн. грн. Цифра эта вызывает сочувствие, ведь за ней идут поступления от продажи... торговых патентов на игорный бизнес для юридических лиц. Запланированная сумма — 5,4 млн. грн. — на 2 млн. превышает собранную в прошлом году.
Аренда земельных участков несельскохозяйственного назначения в Ривном требует, мягко говоря, упорядочения. И хотя на днях завершается инвентаризация земли под объектами, далеко не все дыры закрыты. Поэтому прирост поступлений от платы за землю и не мог быть значительным: город в этом году ожидает лишь 10,8 млн. грн. по сравнению с 7,5 млн. в 2006-м.
Можно рассчитывать, что в городскую казну поступят более 7 млн. грн. от продажи земли на конкурсной основе. Маловато? Но учтите, что земельные аукционы в городе почти не практикуются. В прошлом году таким образом был продан лишь один земельный участок, в этом — пока не планируют. Руководство города усердно убеждает, что продажа земли на аукционах скажется на стоимости жилья, подогреет и без того высокие цены на недвижимость. Кроме того, многие земельные участки будут приобретены с целью перепродажи. Поэтому аренду земли с дальнейшим выкупом первые лица города считают оптимальным вариантом, курицей, несущей золотые яйца.
И наоборот, заметной выгоды от еще одной полезной курицы — аренды коммунального имущества — ривненские чиновники в упор не видят. Типовая годовая ставка арендной платы в Ривном — 10% от денежной оценки недвижимости. Если перевести в деньги, то это в среднем 10 грн. за квадратный метр в центре города и 7—8 грн. — в других частях. Законодательство позволяет создавать конкурентные условия для использования помещения и выходить за пределы указанных 10%. Но эта возможность для Ривного еще не стала нормой. Результат — доходы от аренды коммунального имущества не растут. Неполные 2 млн. грн. в год — это, сами понимаете, сумма смешная.
Городской голова Ривного Виктор Чайка называет важнейшим инвестиционный резерв пополнения собственных доходов бюджета. С этой целью городские власти стали инициатором или поддержали важные инвестиционные проекты в разных отраслях: внедрение энергосберегающих технологий в рамках программы ПРООН, строительство крупного мусороперерабатывающего завода, жилищное строительство в целом на 126-гектарной площади, возведение спортивно-развлекательного центра и т.п.
Реализация этих программ позволит уже в первые годы пополнить городской бюджет на 20—30%. Но уже сейчас, в 2007-м, власть имущие Ривного могут поднять большие бокалы с шампанским — за успех «общего дела».
Финансирование социальных статей из городского бюджета заметно растет — с 20,4% в сфере образования до почти 8% — в культуре. Город может даже совместно с государством финансировать нужды жилищно-коммунального хозяйства. В этом году на потребности коммуналки (реконструкция котельных, жилых домов, приобретение техники для коммунальных предприятий, троллейбусов) для Ривного предусмотрена серьезная субвенция из госбюджета — 21,6 млн. грн. А город вносит и свою весомую пайку — 18 млн.
Более чем на треть — до 4,6 млн. грн. — повышается уровень финансирования муниципальных программ, которых в Ривном действует аж двадцать. Например, на кредитование жилья для молодежи планируется выделить 541 тыс. грн., социальная поддержка инвалидов и ветеранов обойдется в 630 тыс., поддержка и развитие физической культуры и спорта — 650 тыс. грн...
Без сомнения, большие объемы финансирования социальных статей и программ в Ривном — позитив по сравнению с прошлыми годами. Однако активизировался «шашель» проедания. В расходах города на образование почти 79% занимает зарплата, в расходах на здравоохранение — более 83%. Еще 10—12 процентов средств, направляемых в образование и медицину, идут на энергоносители. На развитие бюджетных учреждений денег почти не остается. Проведение значительного количества капитальных и текущих ремонтов городских школ, корпусов больницы и поликлиник, приобретение необходимого оборудования откладывается из года в год.
Наверное, стоит согласиться с начальником управления бюджета и финансов Ривненского горсовета Владимиром Балицким, который предлагает ограничить финансовый ресурс расходов местных бюджетов, направляемых на зарплату, 30—40% в зависимости от отрасли. Чиновник приводит цифры: удельный вес расходов на зарплату по линии Министерства образования и науки — 12%, Министерства здравоохранения — 24,2. А что имеем в городе?!
По его мнению, только при существовании такого законодательно определенного норматива можно будет всерьез заняться развитием учреждений, финансируемых из местных бюджетов. Пока же прогрессирует обратно пропорциональная тенденция: расходы на финансирование бюджетных отраслей растут, а практика «жить одним днем» углубляется.