Бедные, потому что… какие? или Чем провинился Кобзарь?

27 августа, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №30, 27 августа-2 сентября

О том, что Каневщина могла бы (и должна!) быть центром притяжения не только для украинских туристов, но и для многочисленных иностранных, не стоит, уверен, и говорить. Но в каком количестве и какова динамика потоков?

Два кобзаря

О том, что Каневщина могла бы (и должна!) быть центром притяжения не только для украинских туристов, но и для многочисленных иностранных, не стоит, уверен, и говорить. 

К национальным символам (которыми являются и исполины духа) во всех странах отношение соответствующее (стоит вспомнить Фудзияму, которую каждый японец должен посетить хотя бы раз в жизни). И к Тарасовой (Чернечей) горе — месту последнего упокоения Кобзаря — не сегодня проложили тропы взрослые и маленькие граждане нашего государства. Часто — по собственной инициативе. Но в каком количестве и какова динамика потоков? По информации работников музея Национального шевченковского заповедника, его — до российской агрессии — ежегодно посещало не менее 130 тыс. человек (между прочим, Аккерманскую крепость — свыше 200 тыс. туристов), в том числе иностранцы составляли пятую часть (иногда одних только датчан было за год почти три тысячи).

Относительно упомянутой агрессии и боевых действий на Востоке страны, отпугивающих иностранцев, то в который раз остается "поблагодарить" минстеця за "объективную" зарубежную информполитику. Из-за нее число иностранцев, посетивших Тарасову гору, составляло в прошлом году 606 человек, в этом же — в течение января—июля — только 190.

Но в сложившейся ситуации виновен не только кум первой леди страны. Популяризировать учреждение должно было бы и его руководство, прежде всего с помощью современных средств коммуникации. Однако официальный веб-сайт заповедника не всегда открывается, а две (одноименные) страницы в Facebook содержат только по одному посту, причем один из них — за февраль этого года. "Радует" посетителей неизменным в течение многих лет и весьма скромным набором сувениров единственный(!) киоск, находящийся возле музея. Об экскурсбюро, предлагавшем в частности и экскурсии в Корсунь-Шевченковский (туда, к слову, охотно ездили немцы), работники музея только вспоминают с сожалением. А многим ли, даже не иностранцам, известно вот о каком объекте этноэкзогенного туризма (об этом виде туризма ZN.UA рассказывало): в нескольких сотнях метров от могилы Кобзаря, на местном кладбище Монастырок, покоится прах поэтессы, старательной переводчицы его произведений, родившейся и умершей в Лондоне ирландки Веры Рич (похороненной там по ее завещанию)?

Заповедники же (и не только шевченковский) могут и должны быть и полигонами для проведения учебных практик студентами разных специальностей — историками, искусствоведами, этнографами, биологами, географами. Пока только Каневский природный предоставляет такую возможность студентам Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (да и то лишь потому, что является составляющей этого вуза).

Что же касается руководителей города и района, то и им, вне всякого сомнения, не хватает государственного мышления. Как и хозяйственно-социального. Ведь, имея такой уникальный объект, а также современный автобусно-речной комплекс "Авто-река" (построенный, к слову, "папередниками" нынешних хозяев Печерска), при надлежащем отношении к туристическо-рекреационной отрасли Каневщина могла бы "одной левой" обеспечивать свои потребности в средствах, создании положительного имиджа и занятости местного населения. Вместо этого "маємо те, що маємо": в течение нескольких лет численность населения райцентра сократилась с 33 до 25 тыс. чел, из-за чего школы, рассчитанные на определенное количество учеников, "подарили" центрам занятости (а следовательно, государственному бюджету) невостребованных учителей. Один из трех действующих в области туристских информационных центров (ТИЦ) ютится в неприспособленном помещении; в том же, где он должен был быть, нынче находится — благодаря отцам города — "разливайка". Дали чиновники от ворот поворот и немецкому инвестору, который намеревался вложить средства в создание надлежащим образом обустроенного пляжа. О регулярных же в прошлом рейсах транспортных плавсредств местные уже и не вспоминают.

Кстати, недавно на родине поэта, в с. Шевченковом, вандалы похитили бронзовый памятник поэту "Тарас рисует". А в начале февраля с центральной площади в г. Токмаке (Запорожская область) по указанию городского, наверное, безголового головы (с которым даже не ознакомили депутатов) был демонтирован памятник Кобзарю.

Умные и красивые

Не одно десятилетие "основными" принципами деятельности чиновничества всех рангов являются "хорошая мина при плохой игре", "где бы взять новые поборы и на халяву поживиться?", "как бы чего не вышло" и "молчание — золото". А значит, и поведение соответствующее. Работницы управления экономики и развития инфраструктуры Каневской райгосадминистрации на мои вопросы о надлежащем представлении туристическо-рекреационного потенциала района во всемирной паутине отвечали так: "сделаем", "создадим", "планируем"… Что же касается пожелания "дружить" с учебными заведениями (из которых уже завтра придут сюда же работать специалисты с дипломами, но без надлежащей практической закалки), услышал в ответ: "А зачем нам это? Мы — государственное учреждение!".

С октября прошлого года не отреагировал ни на одно из моих "туристских" обращений-вопросов городской голова Мукачево. Может, это и не удивительно, поскольку главным он считает (в этой сфере) только "строительство новых ресторанов и отелей". А возглавляемая им горрада
21 июня приняла решение о переименовании улицы Августина Штефана в улицу Южную (несколько пользователей соцсетей сразу же назвали этот шаг антиукраинским выпадом). Чем не угодил народным избранникам общественно-политический и государственный деятель, председатель Сойма Карпатской Украины, действительный член НТШ, автор школьных учебников по математике, соавтор первой в Закарпатье грамматики украинского языка фонетическим правописанием, остается только догадываться. Или таким образом в городе начат процесс деукраинизации?

Если говорить о действующих региональных программах развития туризма и курортов, то даже диагональный их просмотр свидетельствует о том, что чиновники не замечают, какой век на дворе. Но стоит ли удивляться? Ведь механизм отката апробирован не сегодня, поэтому зеленый свет — преимущественно полиграфической продукции (если бы надлежащих формы и содержания!), о которой на Западе уже забывают.

Много денег не бывает никогда. Касается это и наших героев, которые по привычке жалуются на нехватку соответствующего финансирования. На мой вопрос: "могут ли региональные туризм и рекреация рассчитывать на международную помощь?" руководитель департамента международных программ Минэкономразвития О.Трегуб ответила: "Есть много проектов за фонды ЕС". А в государстве соответствующую помощь может предоставить Государственный фонд регионального развития. Вот только в прошлом году из 2,5 млрд грн невостребованной оказалась пятая часть. Одна из проблем такого недоиспользования — неумение составлять соответствующие заявки. Возможно, этому могут научить в более чем ста профильных отечественных вузах, чтобы ответы наподобие услышанных от каневских чиновниц канули в Лету.

Вопреки наличию на территории Каневского района предприятий "Нашей рябы" и группы компаний "Верес", промышленный (индустриальный) туризм здесь до сих пор находится в заложниках. Вот только уже не чиновников, а родных директоров тех же предприятий. То, что во всем мире существенно улучшает финансовое состояние промышленных предприятий (только один завод в Баварии, на котором производят автомобили BMW, каждый год посещают почти 300 тыс. чел), в Украине до сих пор не воспринимается (сознательно ли?).

Рич
Вид с Тарасовой горы

Можно ли изменить ситуацию к лучшему? Вопрос риторический, поскольку уже упомянутые профильные отечественные кафедры (к слову, и сегодня самые популярные у абитуриентов) десятилетиями не только продуцируют менеджеров для этой отрасли, но и владеют богатейшим арсеналом информации о том, как другие страны, имеющие соизмеримый с украинским потенциал, сделали туристско-рекреационную отрасль главным локомотивом своих экономик и средством улучшения жизни своих же граждан. Так к кому, если не к ним, должны обращаться чиновники, от которых не только Киев требует хороших показателей? Но только верхушка исполнительной власти пока демонстрирует движение в этом направлении, создав Научный совет по туризму и курортам при Минэкономразвития (о нем ZN.UA тоже уже упоминало). Местный же чиновничий люд не видит своих же (тамошних) специалистов и их желания оказывать соответствующую помощь. В качестве примера — отказ руководства Полтавской облгосадминистрации туризмологам (в лице заведующего кафедрой туристского и гостиничного бизнеса Полтавского университета экономики и торговли проф. Г.Скляра), которые несколько лет назад выразили желание принять участие в разработке соответствующих региональных стратегии и программы.

Целесообразность сотрудничества власти, бизнеса и науки сегодня доказали страны, в которых туризм является мощной бюджетообразующей и социально привлекательной отраслью. Необходимость такой "дружбы" неоднократно отмечали и отечественные специалисты. Например, председатели областных/районных рад и администраций советниками (на общественных началах) могли бы назначать тех, кто десятилетиями штудирует туризмологию. Польза — обоюдная: чиновник получает интересную информацию и научно обоснованные советы, специалисты же дают соответствующие (продиктованные жизнью) задачи студентам и контролируют их выполнение. Единичные же примеры свидетельствуют, что советниками/помощниками региональных руководителей обычно являются кумовья, братья, сваты и подобные "проффесора".

Украина — не Россия, ну а Киев — не Берлин

На развитие отечественного туризма правительство запланировало в следующем году целых
30 млн грн (в этом — ноль). Для сравнения: в позапрошлом году власти Лондона на маркетинг и промоушн этой отрасли потратили 24 млн евро, Берлина — 20 млн, Парижа — 16 млн, Барселоны — 14 млн, Праги — 5 млн евро. Соответственно и посетителей в этих городах было: в Лондоне — 18,8 млн, Париже — 16 млн, Берлине — 11,9 млн (в том числе 4,9 млн иностранных), Барселоне — 13,9 млн, Праге — 4,9 млн. Если же говорить о том, сколько кровных туристы оставили в этих городах, то Лондон стал богаче на 20,2 млрд евро, а столица ФРГ — на 5,22 млрд.

Следовательно, как вкладываешь, так и получаешь. А вкладывают те же немцы соответствующим образом. Berlin Tourism&Congress Gmbh со штатом в 270 сотрудников провел в упомянутом (2014-м) году
228 маркетинговых мероприятий в 41 стране, 64 мероприятия для масс-медиа (в том числе пресс-конференций) в 22 странах, 65 промо-туров для туроператоров (с почти 800 участниками) и 514 пресс-туров (их участниками были около 1500 журналистов). Тогда же 14-язычный (в том числе на китайском) онлайн-портал visitberlin.de посетили свыше 7,2 млн человек, а прямая трансляция событий в соцсетях (Facebook, Twitter) и блоге visitberlin охватила почти полмиллиарда пользователей со всего мира. Указанный блог не только представлен (фотографиями) на Instagram (поскольку этот коммуникативный ресурс популярен у целевой группы в возрасте до 30 лет), но и предлагает в пяти разных категориях и на двух языках репортажи и новости. Что же касается "друзей", то их в 2014-м в Facebook Berlin было 1,77 млн, Facebook visitberlin — 48,11 млн, Twitter Berlin Tourism (англ.) — 18,2 млн, Google+ — 9,73 млн, Instagram — 15,8 млн, а в visitberlin-Blog — "только" 341,32 млн.

В шести же берлинских ТИЦ в течение того же 2014-го гостили 1,4 млн посетителей, услуги которым предоставлялись на десяти языках. Тогда же эти ТИЦы дали 24 тыс. письменных ответов (на соответствующие запросы), а позвонили по телефону им почти 100 тыс. раз.

Что же касается коммерческой деятельности, то желающим продают комбинированный пакет "Поезд плюс отель", пакет-билет "Туристский паспорт" — для экскурсий по городу, посещений музеев и путешествий на судах (у города 24 партнера), а также — через интернет-магазин visitberlin, берлинские ТИЦы, магазины, партнеры и пункты прибытия туристов в город (аэропорты, автобусные и железнодорожные вокзалы) — Berlin Welcomecard и Berlin Citytourcard.

Учитывается также мнение жителей города о развитии в нем туризма: для этого существует соответствующий сайт, на который они присылают свои предложения. Что же касается соответствующей полиграфической продукции, то инфофлаеры, карты города и музейные гиды печатаются на восьми языках.

И десятой частью указанного не может похвастаться столица Украины (между прочим отмечу, что на сегодняшний день по количеству посетителей ее уже обошел втрое меньший по размеру Львов: 2 млн против 1,5 млн). Не потому ли указанная ситуация такова, что вся столичная исполнительная туристская власть (управление туризма КГГА и коммунальное предприятие "Киевский туристский информационный центр") насчитывает аж 15 человек, а ее деятельность вызывает много профессиональных вопросов, в частности и об учете положительного иностранного опыта. Например, того же берлинского.

Философия маркетинга

Студенты из Швейцарии и Германии, которых на экскурсию в Каневский природный заповедник пригласили их ровесники из СТУК (Студенческий туристский клуб географического факультета столичного университета имени Шевченко), были в восторге от того, что в Днепре можно купаться, а на лодках — плавать по нему. Те же, кто был гостями каневского отеля "Княжья гора" (входит в состав туркомплекса с таким же названием), также были заинтересованы в посещении в частности и экологической тропы заповедника. Однако ни те ни другие соответствующее предложение не получили…

Рич
’Тарасова світлиця’ - первый музей Кобзаря (на Тарасовой горе)

Гендиректор "Княжьей горы" О.Бондаренко также отметила, что отсутствием соответствующего потока туристов обусловлена и долговременная реконструкция здания бывшей турбазы "Канев", цены в которой были бы намного более демократичными, чем в "Княжьей горе". Но возникает вопрос: если одним из держателей акций туркомплекса, к которому принадлежат указанные отель, турбаза и расположенная неподалеку галерея "Червонечорне", является лидер "Океана Эльзы", нужно ли соответствующее (маркетологическое) образование, чтобы понять, что основание С.Вакарчуком чего-то наподобие регулярного (ежегодного) песенного фестиваля приведет к паломничеству в этот край его поклонников, прежде всего молодежи? Это (а также многое другое, интересное и реальное для выполнения), к слову, предлагали и студенты-туризмоведы университета имени Шевченко, задачами которых было определить креативные средства промоушна Национального шевченковского заповедника и Каневского природного.

Далеким от идеального называют специалисты и состояние отечественного сувенирного рынка. И меняется он в худшую сторону прямо пропорционально удаленности от столицы. Особо печальна указанная ситуация на юге страны (и это в то время, когда судьба подарила материковым причерноморским областям шанс стать центрами привлечения любителей морского отдыха!). Помочь делу может, в частности, создание консорциумов, в состав которых входят как местные предприятия (например херсонский "Механический завод", имеющий дело с цветными металлами) и организации, так и со стороны (из других областей). Инвестиции же могут быть и отечественными, и иностранными.

Так откуда же придет спасение?

Почему в муках рождается Национальная туристская организация, о которой ZN.UA уже информировало? Формально в стране есть две НТО, имеющие соответствующий статус от Минкультуры. Однако существуют они только на бумаге (для Украины это чуть ли не правило). Не формальная, а мощная и действенная (о которой было заявлено на недавней международной конференции "Брендинг дестинаций" даже генсеком Всемирной туристской организации Т.Рифаи и на Меморандуме о взаимопонимании между регионами Украины о создании которой оставили свои подписи представители нескольких региональных туристских организаций) организация, которая будет устанавливать правила игры в отечественной туристской отрасли (подобные тем, которыми руководствуются в странах, находящихся на вершине туристического Олимпа и по количеству туристов, и по прибыли, и по комфортности ведения бизнеса), не находит понимания у более чем половины регионов. Не потому ли не спешат они в НТО, что их удовлетворяет существующий статус-кво? Ведь это учреждение будет требовать других стандартов качества. А тут уж не разгуляешься.

Так каким должен быть ответ на название статьи?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно