Одесса, дворик |
Каждый раз зима демонстрирует беспомощность местных властей, обнажая до предела городские проблемы. И каждый раз власти все сводят к нехватке бюджетных средств и хроническим неплатежам населения. При этом предприятия, предоставляющие населению тепло, воду и газ, выглядят бедными и несчастными, еле-еле сводящими концы с концами, а жители города — злостными неплательщиками.
В прошлом году впервые за последнее время перед началом отопительного сезона власти Одессы были вынуждены открыто признать, что сама сфера предоставления жилищно-коммунальных услуг — если не сплошное надувательство, то частичное. Ведь с людей требуют плату за некачественные или вовсе не предоставленные услуги. Мэрия даже продемонстрировала горожанам свое решительное желание навести порядок в этой сфере и создала специальную рабочую группу, которая доложила на сессии о нарушениях и недоразумениях. Однако как только зима заявила о своих правах, все вернулось на круги своя: население объявлено главным виновником положения. Но только ли оно во всем виновато? Ведь сфера жилищно-коммунальных услуг по-прежнему работает в духе и стиле советских времен. От этого половина всех бед.
Из очереди
в очередь...
Чуть ли не каждый божий день с экранов телевизоров власти всех мастей и рангов твердят населению, что за услуги надо платить. А кто спорит? Однако при всем желании заплатить в Одессе не так-то просто. В одних местах платежи принимают только до 15.00, в других — до 18.00, но при этом огромные очереди. Власти каждый раз рассказывают о том, как они пытаются решить эту смешную проблему. Уже больше года они организовывают в городе единый расчетный центр (ГЕРЦ) по приему всех видов платежей, куда бы человек пришел и за все сразу заплатил. Порядка 80 таких пунктов, как уверяют власти, уже в городе открыто. Правда, за газ заплатить там пока нельзя и за электроэнергию тоже. Но руководство города заявило, что «Одессагаз» уже подключился к этой системе и горэлектросеть дала свое согласие. И что в скором будущем таких пунктов в городе будет 200, а то и все 400.
Чуть ли не каждый день с экранов телевизоров бегущая строка «Одессаоблэнерго» напоминает горожанам, что необходимо заплатить за электроэнергию. Но как? Лично у меня закончилась расчетная книжка, но в энергосбыте, который их выдает, сообщили: книжек нет пока, можно получить только один листочек. Те, кто ездил за листочками и выстоял в очереди, потом рассказывали, что разрешается размножить выданный бланк на ксероксе и по нему платить. Бедные-бедные энергетики!
Но когда холода в январе маленько прижали, с голубого экрана к населению уже обратился городской голова с мольбами оплатить немедленно долги по газу и теплу. «В противном случае, — говорил Руслан Боделан, — Одессу может постичь та же участь, что и другие украинские города». При этом сообщалось, что дана команда и все пункты по приему платежей и абонентские службы будут работать и в выходные дни.
Как следовало из обращения, все было брошено на борьбу с неплатежами. И действительно, на следующий день на дверях своего парадного я обнаружила список злостных неплательщиков, вывешенный «Одесскими тепловыми сетями», где с удивлением обнаружила номер своей квартиры, но вместо моей фамилии там стояла совсем другая — прежней хозяйки. Однако в абонентскую службу, расположенную в Малиновском районе, куда я направилась, чтобы исправить ошибку, было не пробиться. Толпа людей, духота, крики, споры из-за очередности... В основном здесь стояли пожилые люди. Кто пришел со схожей проблемой, кто сделать перерасчет, кто получить новую книжку, кто оформить субсидию. Очередь здесь велась по записи, и уже набралось около 200 человек. «Сегодня вы уже не пройдете, — сказала мне старушка. — Сюда надо приходить с утра». Но самое страшное заключалось в том, что такие очереди здесь всегда.
Чтобы попасть на прием, пришлось идти в воскресенье. Служба работала, но не было ни одного человека — люди не знали. Однако вникать в мою проблему здесь не стали: «Справки с ЖЭКа принесете, потом и поговорим». Однако получить справку в ЖЭКе оказалось тоже делом непростым — те же очереди. Но ко всему прочему паспортистка никак не хотела мне ее выдавать. «Вот принесете расчетную книжку по квартплате, потом и получите». — «Зачем?» — спрашиваю. — «А затем, чтобы посмотреть, есть долги у вас или нет». — «Но вы не имеете права», — возмутилась я. — «Мы ничего не можем сделать. Это указание начальника ЖЭКа. Идите к нему и разбирайтесь».
Конечно, по сравнению с «Одесскими тепловыми сетями» ЖЭК — это цветочки. В абонентском отделе теплоснабженческой организации можно испортить не только нервы, но и подорвать здоровье. Выстояв в очередной раз очередь и показав начальнице все необходимые справки о том, что в квартире прописаны не два, а один человек, и что плату за горячую воду начисляли неверно, тем не менее получаешь категорический отказ в перерасчете. «Мы переоформляем документы только с момента их предоставления, — ответили мне. «Но это же липовый долг!» — «Все равно никто вам его списывать не будет». — «Но в таком случае сделайте перерасчет за отопление. Поскольку все четыре года оплачивался полный тариф, несмотря на то, что тепло в дома подавалось с перебоями». — «Мы отдельно не считаем, а только вместе с горячей водой»...
Бесконечные долги
Миллионные долги населения за жилищно-коммунальные услуги лично у меня всегда вызывали сомнения. А после посещения «Одесских тепловых сетей» их появилось еще больше. В этой организации, но уже на приеме у начальника я наблюдала, как люди пытались пояснить, что в их квартирах нет горячей воды, хотя в целом в доме есть. (Горячая вода в Одессе — это отдельная тема. За нее людям выставляют счет даже тогда, когда всему городу известно, что воды в это время не было). Так вот, они просили: либо дайте горячую воду, либо снимите плату. С этой просьбой ходят не один год. Их посылают в ЖЭК, который отвечает за работу внутридомовых сетей, а из ЖЭКа — в теплоснабженческую организацию, поскольку население платит сюда деньги напрямую. Люди бегают по замкнутому кругу.
Кто конкретно и за что отвечает, должно быть отражено в договоре, который обязаны заключать с потребителями предприятия, предоставляющие коммунальные услуги, но они этого делать не хотят. Хотя по правилам, утвержденным Кабмином, обязаны. На это нарушение указывала и рабочая группа, специально изучавшая в городе ситуацию с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги и как результат — ростом неплатежей. Но власти об этом сейчас предпочитают не вспоминать, делая вид, что такого нарушения просто не существует. Мол, если такие факты имеются, то они единичные.
В Малиновском районе меня уверяли, что ЖЭО такие договоры заключило с жильцами, проживающими в приватизированных квартирах. Однако ни у меня, ни у моих соседей по дому таких договоров нет. В других же районах не скрывали, что к такому шагу они не готовы. Одни ЖЭО поясняли, что у них нет денег, чтобы изготовить необходимые бланки, а другие прямо говорили, что ЖЭК свои обязательства, которые перечислены в типовом договоре, выполнить не сможет.
Но вернемся к неплатежам. Природа долгов весьма любопытна и разнообразна. Если сравнить данные, которые дают ЖЭО, «Одесводоканал» и «Одессагаз», то они не совпадают. В Жовтневом районе рассказывали, что долги до сих пор числятся за людьми, которые давно умерли либо уехали за границу на постоянное место жительства. Но это всего лишь один нюанс, который при желании может быть разрешен. Но есть и другие, которые не всегда можно уладить даже в судебном порядке. Все дело в том, что население за газ (в некоторых районах города) и за воду платит не газо- и водоснабжающим предприятиям, а ЖЭО, которые затем перечисляют их поставщикам услуг. И, как известно, нередки случаи, когда деньги, следуя транзитом, вволю по дороге нагуляются, а уж потом приходят в точку назначения. КРУ, которое проверяло в прошлом году ЖЭО Суворовского района Одессы, обнаружило, что при задолженности населения в 960 тысяч гривен долг ЖЭО перед АО «Одессагаз» составил свыше 2 млн. гривен. То же самое наблюдается и в расчетах с КП «Одесводоканал». По его данным, за последние месяцы около 30% населения платит за воду, а по данным ЖЭО — около 60%.
В феврале местные власти забили тревогу, что предприятие «Одесводоканал», которое недавно перешло в коммунальную собственность города, на грани остановки. «Одессаоблэнерго» грозит ему отключением за долги. И власти в очередной раз обратились к населению с просьбой немедленно заплатить за воду. Как было сообщено на пресс-конференции, такие города, как Теплодар, Южный, вообще ничего не перечислили, а Ильичевск — около 40%. Но неужто никто из населения не заплатил ни копейки? В самом «Одесводоканале» эту ситуацию пояснили тем, что деньги им платит не население, а производственные управления жилищно-коммунальных хозяйств этих городов, которые могли деньги потребителей пустить на другие нужды.
Проблема во взаимоотношениях «Одесводоканала» и ЖЭО имеет и другие корни. Дело в том, что население платит за воду по нормам потребления, а «Одесводоканал» выставляет плату согласно показаниям счетчика. Зачастую счетчик показывает большой перерасход воды. И если в доме стоят два прибора учета — на холодную и горячую воду, то дополнительные литры разбрасывают на всех жильцов. Если же один, то ЖЭО не имеет права взваливать эти расходы на потребителей. Возникает вопрос — кто должен платить разницу? ЖЭО отказывается, ссылаясь на то, что течей во внутридомовых сетях у него нет. А за то, что в квартирах течет, они не в ответе (?). Таким образом накапливаются и зависают огромные долги.
Сейчас власти города разрабатывают программу по установке в квартирах приборов учета на холодную и горячую воду. Малообеспеченным эта услуга будет оказана бесплатно. А имущим гражданам придется платить свыше 400 гривен, так как стоимость одного счетчика более 200 гривен. В противном случае им придется оплачивать ту разницу, из-за которой сегодня спор у водоканала с ЖЭО.
Разумеется, перечисленное — лишь часть проблем. И большинство из них возникло не сегодня и не вчера. Годами жилищно-коммунальное хозяйство накапливало их. И теперь, когда оно превратилось в авгиевы конюшни, полумерами навоз не смоешь.