УКРАИНСКИЙ НЕФТЕРЫНОК-2000

Поделиться
Украинские операторы рынка нефтепродуктов никак не хотят выплачивать государству налоги в полном объеме...

Украинские операторы рынка нефтепродуктов никак не хотят выплачивать государству налоги в полном объеме. Сначала налоги легально не платили предприятия с иностранными инвестициями. С марта импортеры поставляли бензин и дизтопливо, уклоняясь полностью или частично от налогов, найдя брешь в законах. С ноября на рынок вернулись предприятия с иностранными инвестициями. В результате, доля теневых нефтепродуктов (поставленных на рынок «уклонистами» от налогов) возросла настолько, что поставила на грань остановки отечественные НПЗ, а качество нефтепродуктов перестало устраивать не только потребителей, но и самих участников рынка. Тотальная криминализация всех сегментов торговли нефтепродуктами заставила обратить на это внимание правительство Украины, которое сделает еще одну попытку разрубить гордиев узел: платежеспособный спросрентабельное производствопрозрачный импорт.

Особенности рынка

О том, сколько светлых нефтепродуктов ежегодно потребляет украинский нефтерынок (а значит и о его емкости) сегодня, впрочем, как и прежде, никто определенно сказать не может. Официальные данные Госкомстата, согласно которым в 1999 году в Украине использовано 8708,8 тыс. тонн, а за первое полугодие 2000 года — 3638,9 тыс. тонн бензина и дизтоплива, без учета продажи светлых нефтепродуктов физическим лицам. То есть армия автолюбителей, заправляющаяся на АЗС, сегодня в государственную отчетность не попадает. Поэтому оценочная цифра потребления светлых нефтепродуктов Минэкономики, как минимум, на 28% выше Госкомстатовской, а по мнению операторов рынка, эта цифра как минимум удваивается. Таким образом, годовая емкость украинского рынка светлых нефтепродуктов — от 11,3 до 17,4 млн. тонн. Это очень похоже на правду, если учесть, что с десяток лет назад объемы потребления были выше.

На неточность данных Госкомстата указывает так же и то, что, по их данным, потребление нефтепродуктов за первые шесть месяцев этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, несколько снизилось. В то же время практически все операторы рынка отмечают некоторое увеличение спроса. Из реальных тенденций рынка с учетом производства, импорта, экспорта и потребления нефтепродуктов, можно сделать несколько выводов, характеризующих украинский нефтерынок образца ноября 2000 года.

Во-первых, отсутствие строгого учета потребления нефтепродуктов привело к тому, что невозможно оценить реальный оборот денежных средств. По оценочным данным, только по бензину и дизтопливу эта цифра плавает в районе от 4,5 до 8 млрд. долл.

Во-вторых, оценочные данные трех источников — Минэкономики, иностранных консалтинговых контор и региональных операторов рынка — показывают, что нефтерынок сегодня загнан в тень: не менее трети светлых нефтепродуктов проходит с полным или частичным уходом от налогообложения.

В-третьих, результатом такого состояния является сложившаяся ценовая конъюнктура на нефтепродукты, не отвечающая рентабельной работе отечественных НПЗ и легальному импорту нефтепродуктов. Сегодня рыночная цена нефтепродуктов, как минимум, на 15% ниже цены, которая складывается при рентабельной переработке российской нефти на отечественных НПЗ и легальном импорте нефтепродуктов.

В-четвертых, все вышеизложенное привело к тому, что, по оценке региональных управлений по защите прав потребителя и операторов рынка, от 30 (в Херсонской, Черновицкой и Донецкой областях) до 40—60% (в Харьковской, Луганской областях и АР Крым) бензина на АЗС Украины фальсифицировано.

Производители нефтепродуктов

Производство нефтепродуктов в Украине сосредоточено на шести НПЗ: ЗАО «Укртатнефть», ОАО «ЛиНОС», ОАО «Херсонский НПК», ОАО «ЛУКойл–Одесский НПЗ», ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» и ОАО «НПК-Галичина». По данным Укрнефтхимпереработки, производство нефтепродуктов отечественными газоперерабатывающими заводами в общем производстве едва дотягивает до 5—10%. Основная доля бензинов и дизтоплива, произведенного из газового конденсата, приходится на Шебелинский ГПЗ.

Три из шести НПЗ имеют в составе акционеров российские нефтяные компании. Акционером «Укртатнефти» является «Татнефть», ЛиНОСа — «Тюменская нефтяная компания», Одесского НПЗ — «ЛУКойл». До конца года обладателем 60-процентного пакета акций Херсонского НПК может стать казахстанская ННК «КазахОйл», которая почти год управляет предприятием в тандеме с российской группой «Альянс».

Акционерами «Нефтехимика Прикарпатья» являются пока что только украинский концерн «Сентоза», компания «Альфа-Нафта» и британская Watfard Petroleum. Практически тот же состав акционеров и на «Галичине», с той лишь разницей, что 25%+1 акция находится в управлении ПИИ «Шелтон».

«Славнефть» давно присматривается к «Нефтехимику Прикарпатья», а «КазахОйл» к «НПК- Галичине».

Пока же российские НК, через акционерное участие или владение НПЗ, начали бурную деятельность на украинском рынке. И это естественно, так как если, по данным Минэкономики, в 1999 году доля отечественных нефтепродуктов в общем потреблении составляла только около 30%, то в октябре 2000-го порядка 50%. Если учесть, что три четверти производимых в Украине нефтепродуктов приходится на ЛиНОС, «Укртатнефть» и «ЛУКойл-Одесский НПЗ», то вес российских нефтяных компаний на рынке становится очевидным.

Киты рынка

Торговлей нефтепродуктами занимаются не менее 800 крупных импортеров и около 2500 реальных участников торговли средним, мелким оптом и в розницу. Всех их условно можно разделить на три категории. Первая — крупные предприятия, развивающиеся по модели вертикальной интеграции и имеющие узкую специализацию. Вторая категория — дочерние и партнерские предприятия крупных иностранных компаний. Третью категорию представляют многоотраслевые предприятия широкой специализации и частные компании.

Как правило, основные киты рынка нефтепродуктов представляют собой предприятия, развивающиеся по модели межотраслевого кооперирования. Как правило, в такую группу входят банк, компания-торговец нефтепродуктами и десятки потребителей нефтепродуктов.

Список украинских крупных операторов, которые зачастую успели прикупить акции промышленных предприятий, стать акционерами или партнерами финансовых структур, представлен группами компаний «Укррос», «УкрПетролеум», «ТЕР-холдинг», «Укрэксимнефтепродукт», партнерами банка «Украина» («Украгротехсервис»), «Укркредитбанка», «Укринбанка», а также концерном «Сентоза», компаниями «Альфа-Нафта» и «Украина—Нафта—Сервис» (бывший «Славутич»).

Наиболее мощным осколком «советского прошлого» на украинском нефтерынке является «Украгротехсервис», обладающий крупнейшей в Украине сетью нефтебаз (около 400). Интересно, что большая часть областных объединений по хранению и реализации нефтепродуктов, входивших ранее в объединение «Укрнефтепродукт», стали самостоятельными единицами.

Розничные трейдеры

Сегодня «Укрнефтепродукт» располагает розничной сетью из 331 АЗС и 79 нефтебазами. И если учесть, что компания нашла общий язык с «КазахОйлом», можно считать, что эта «связка» может стать достаточно сильным игроком на рынке нефтепродуктов.

Всего же к 14 октября 2000 года в Украине насчитывалось 6290 АЗС.

Самой разветвленной розничной сетью владеет днепропетровский концерн «Сентоза», который в совокупности с родственными компаниями владеет более 350 АЗС.

Розничная сеть «Альфа-Нафты» насчитывает более 250 заправок, расположенных по маршруту нефтепродуктопровода Восток—Запад.

Широкой розничной сетью (более 70 АЗС) также владеет межотраслевой концерн «Содружество». Следует также выделить крупных региональных владельцев розничной сети, таких, как столичная компания «КЛО», донецкая «Гефест», крымская «Борис». Фактически в каждой области найдется одна-две компании, имеющие разветвленные сети АЗС.

Быстрорастущими розничными сетями можно считать АЗС, принадлежащие отечественным производителям и их акционерам. Можно ожидать, что все большую роль на розничном рынке будут играть нефтяные компании — владельцы украинских НПЗ. Розничный рынок сегодня находится в стадии структурирования по образцу европейских рынков.

Рыночные тени

Как уже говорилось выше, сегодня рынок нефтепродуктов Украины находится в тени. Как считают специалисты Минтопэнерго, он переживает «призрак ПИИ». То есть с отстранением от импорта предприятий с иностранными инвестициями стремление работать с бензинами по более дешевым ценам, чем среднерыночные, у операторов рынка осталось.

С уходом ПИИ в Украине приняли массовый характер легальные схемы, используемые для ухода от налогообложения при импорте нефтепродуктов. Кроме банальной перемаркировки нефтепродуктов (когда под видом дизтоплива, например, завозится высокооктановый бензин) или сознательного занижения таможенной стоимости, крайне популярными стали еще две схемы. Первая — очень простая: регистрируется фирма, которая завозит нефтепродукты с отсрочкой выплаты налогов «по кассовому методу» (с оплатой налогов после продажи нефтепродуктов); фирма продает нефтепродукты и «пропадает». Таких фирм-бабочек, как отмечают операторы рынка, очень много в Черновицкой, Винницкой, Львовской, Луганской, Волынской, Донецкой и Харьковской областях. Вторая схема ухода чуть сложнее: компания завозит нефтепродукты с уплатой налогов на импорт векселем, а затем проводит взаимозачет с любой компанией–экспортером товаров, которой государство задолжало возврат НДС. При этом, как правило, экспортеру товаров возвращают лишь 50% и менее налоговой суммы, которую ему задолжало государство. Экспортер идет на взаимозачет, так как возвращает хотя бы часть денег, а импортер нефтепродуктов, таким образом уходит от полного налогообложения. Налоговые органы разрешают проводить взаимозачет, так как увеличивают показатели собираемости налогов. Эти схемы применяют крупные компании-импортеры в Киевской, Львовской, Днепропетровской областях и АР Крым. По данным Госкомтаможслужбы, прямая недоимка в госбюджет только от импорта нефтепродуктов за девять месяцев 2000 года составила 1225,7 млн. грн.

Законодательные желания

Розничные торговцы нефтепродуктами сегодня жалуются на то, что украинский рынок завален фальшивыми бензинами, доля которых составляет, по их оценке, от 20% до 60%. Поэтому повышение цены позволит им увеличить рентабельность продаж, которая во многих регионах балансирует на нулевом уровне. Однако, по мнению производителей, для нормальной работы и прозрачности рынка следует принять еще ряд тактических мер, часть из которых может показаться непопулярной.

Во-первых, для увеличения поставок нефтепродуктов из России следует на межправительственном уровне разрешить проблему возмещения НДС российским экспортерам нефтесырья (т.к. это делается при экспорте российской нефти в страны дальнего зарубежья). Невозмещение НДС, как считают в «Укртатнефти», привело к увеличению цен на нефть на 20% выше экономически обоснованных для рентабельной работы украинских НПЗ. Это делает переработку импортной нефти в Украине убыточной.

Во-вторых, для сохранения нынешних рыночных цен на нефтепродукты, необходимо установить льготы по уплате акцизного сбора для отечественного производителя и временно повысить ввозные пошлины на импорт. С этим не согласны импортеры. Но производители считают, что государство должно применить протекционистские меры для поддержки заводов и обновления их производственных линий.

В-третьих, условия работы всех участников рынка должны быть равными и прозрачными.

...и реальные будни

С 1 ноября кассовый и вексельный методы оплаты налогов устранены. Как сообщили «Зеркалу недели» осведомленные источники в Госкомтаможслужбе, сегодня на границе скопились большие объемы импортных нефтепродуктов, за которые компании-импортеры не могут оплатить все налоги и сборы. Правительство временно разрешило использовать векселя и кассовый метод оплаты налогов при импорте мазута, что дало возможность некоторым импортерам использовать код ТН ВЭД «тяжелые дистилляты» для импорта дизтоплива и даже бензинов.

Но в компании «ЛУКойл-Украина» говорят, что с начала ноября возобновили работу предприятия с иностранными инвестициями. Ситуацию на рынке спасает лишь то, что ПИИ перешли в сектор поставок нефти на украинские НПЗ и не занимаются импортом нефтепродуктов.

За работой ПИИ очень напряженно следят в Кабмине, так как недоимка в бюджет от их работы в прошлом году составила 390 млн. грн. Причем почти половина этой суммы — 165 млн. гривен — приходится на недоимку от поставок нефти на украинские НПЗ.

Со середины ноября начала работать правительственная комиссия, которая расследует применение схем по уходу от налогообложения на рынке нефтепродуктов Украины и по результатам которой будут выработаны рекомендации по законодательному регулированию рынка. Как считают специалисты Минэкономики, устранение схем ухода от налогов повысит стоимость нефтепродуктов на рынке, но незначительно — на 10—15%. Как подтвердили в ходе опроса операторы рынка Львовской, Черновицкой, Ривненской, Луганской, Днепропетровской, Киевской областей, рост цены нефтепродуктов на АЗС на 10—30 копеек на спрос практически не повлияет. Зато, считают в ЗАО «Укртатнефть» и АХК «Укрнефтепродукт», это позволит увеличить рентабельность производства и легального импорта нефтепродуктов, а значит, уменьшить долю фальсифицированного бензина.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме