Большинство нашего населения мало что слышало о существовании отрасли по обращению с радиоактивными отходами (РАО) в Украине. И тем более о национальном операторе по обращению с РАО — госкорпорации «Украинское государственное объединение «Радон».
Целью создания этой госкорпорации было выполнение Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами на 2008–2017 годы, утвержденной законом Украины от 17 сентября 2008 года №516-VI.
В 2018 году задачи по обращению с радиоактивными отходами никуда не делись, их стало только больше (док.1). Так называемые буферные хранилища РАО на АЭС Украины переполнены, приближалось к критическому состояние с переработкой и захоронением жидких радиоактивных отходов как на Чернобыльской атомной электростанции, так и на остальных АЭС, на некоторых АЭС были накоплены «нестандартные/аварийные» РАО. Неожиданно возбудилась НАЭК «Энергоатом» с требованиями построить хранилище для остеклованных ВАО (высокоактивных отходов) в рекордные для таких объектов сроки. В свою очередь, спецкомбинаты «Радон» находятся в аварийном состоянии, и накопленные на них РАО необходимо как можно быстрее перевезти в новые хранилища в Чернобыльской зоне отчуждения и т.д. Но Минэкологии — орган, отвечающий согласно пункту 1 статьи 6 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» за формирование и реализацию государственной политики, решил, что разрабатывать проект закона Украины «Об общегосударственной целевой экологической программе на 2018–2027 годы» не нужно. К чему все эти документы, в которых четко прописаны задачи, результаты, сроки реализации и ответственные, если можно ограничиться «решением вопроса» о Порядке использования денег Государственного фонда обращения с РАО, который исправно наполняется на протяжении многих лет за счет экологического налога НАЭК «Энергоатом».
В соответствии с Порядком использования средств Государственного фонда обращения с РАО, главным распорядителем денег этого фонда определено Госагентство по управлению зоной отчуждения (ГАЗО). И ни Кабинет министров Украины, ни народных депутатов Украины, ни правоохранительные органы совсем не смутило, что, в отличие от предыдущего Порядка использования денег Фонда РАО, новым порядком были предусмотрены общие направления работ по обращению с РАО без определения приоритетов, граничных стоимостей и сроков выполнения конкретных мероприятий.
В 2019 году Минэкологии совместно с ГАЗО решили устранить единственную оставшуюся помеху в «освоении» денег фонда — ликвидировать госкорпорацию «Украинское государственное объединение «Радон». Ключевая причина была в том, что ГК «Радон» была создана еще постановлением Совета министров УССР от 21 декабря 1990 года №377, правопреемником которого является Кабинет министров Украины. У ГАЗО были лишь полномочия осуществлять контроль над деятельностью госкорпорации в соответствии с распоряжением КМУ от 14 сентября 2011 года №878. Решалы состряпали распоряжение КМУ о ликвидации госкорпорации и цинично приложили «обоснование» о ежегодной экономии 50 млн грн за счет «оптимизации структуры».
Действительно ли оптимизировали структуру и ГАЗО проявило себя в роли эффективного управленца госпредприятиями? Нет.
Действительно ли произошла экономия 50 млн грн в год? Нет.
С тех пор ни один новый объект по обращению с РАО в зоне отчуждения создан не был, аварийное состояние хранилищ спецкомбинатов бывшей госкорпорации не изменилось. Строительство хранилища для остеклованных высокоактивных отходов, возвращающихся из РФ, так и не началось. Но бюджет строительства вырос с 2,812 млрд грн до 3,843 млрд при уменьшении объемов зоны хранения в два раза (док.2). Да что там строительство, сам тендер провести не в состоянии.
В субкультуре решал и фунтов у людей полностью разрушается способность методологического мышления, и все их «души прекрасные порывы» сводятся к двум: как усидеть на должности и как создать проблемы, чтобы за их решение «занесли».
В 2018 году нашей команде удалось завершить проведение начатых еще в 2015-м «горячих» испытаний уникального (по первоначальному проекту) в Европе объекта, построенного за деньги международных доноров — в основном правительства Великобритании. Это Централизованное хранилище отработанных источников ионизирующего излучения (ЦХОИИИ).
Источники ионизирующего излучения (ИИИ) используются в самых разных областях промышленности, науке, медицине и Вооруженных силах. Эти маленькие, иногда размером с фалангу человеческого пальца, железки представляют огромную опасность для всего живого. Достаточно одной такой железке оказаться где-то в месте массового скопления людей, например, в торговом центре, как уже через несколько лет в городе, где расположен этот торговый центр, сильно вырастет количество случаев онкозаболеваний.
В ходе проведенных «горячих испытаний» были зафиксированы недостатки, без устранения которых хранилище не является безопасным (док.3). Причины появления этих недостатков также были установлены: неоднократное внесение изменений в первоначальный проект в ущерб критериям безопасности с целью максимизации прибыли для подрядчиков.
Вместе с отчетом о завершении «горячих испытаний» госкорпорацией «Радон» был разработан, согласован с Госатомрегулирования и передан в ГАЗО «Перечень первоочередных работ по устранению недостатков (дефицитов биологической защиты персонала хранилища), выявленных во время проведения горячих испытаний ЦХОИИИ» (док. 4). С 2019 года ни один пункт этого документа выполнен не был.
Но ГАЗО игнорирует не только проблемы обращения с радиоактивными отходами, но и вопросы снятия с эксплуатации ЧАЭС.
Например, находящаяся в Литве Игналинская АЭС — это идентичная Чернобыльской АЭС станция. Но темпы снятия ее с эксплуатации не идут ни в какое сравнение с тем, что происходит на ЧАЭС. Еще в 2018 году в ходе визита в Sellafield на севере Англии наша команда подготовила предложения по профессиональному аудиту 1-3 энергоблоков ЧАЭС и реализации новой программы снятия с эксплуатации. Но Минприроды их проигнорировало.
Каждый год нужно оплачивать электрички, питание, зарплаты и оздоровления более чем 2,4 тыс. сотрудников ЧАЭС. И каждый год возникает вопрос о дефиците зарплатного фонда на ЧАЭС. Действительно, деньги на снятие ЧАЭС с эксплуатации лучше проедать.
В 2009 году за деньги международной финансовой помощи были построены объекты для переработки жидких и твердых радиоактивных отходов, получаемых в результате снятия ЧАЭС с эксплуатации. Но заработали эти объекты только в 2019-м.
Теперь становится понятно, почему ликвидировали ГК «Радон» и почему не в состоянии уже третий раз подряд провести тендер на 3,8 млрд грн на строительство хранилища для остеклованных отходов, целесообразность строительства которого нам навязана. Единственным аргументом названы обязательства НАЭК «Энергоатом» перед резидентом РФ ФГУП «ПО «Маяк». Резиденту РФ «Маяк» в связи с закрытием в 2022 году завода по остекловыванию высокоактивных отходов необходимо срочным образом освободить хранилище. Разве можно осуждать НАЭК «Энергоатом» за их рьяное желание выручить своих смежников из РФ? А то, что эта «услуга» обойдется налогоплательщикам почти в 4 млрд грн – сущие пустяки.
Президент Владимир Зеленский подписал указ №35/2021, которым ввел в действие решение СНБОУ от 29 января «О мерах по нейтрализации угроз в сфере атомной энергетики и промышленности». До 1 июля должны были быть представлены проекты законов об утверждении новой Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами и по установлению и определению особого статуса зоны специального промышленного использования на территории зоны отчуждения. Где эти документы или хотя бы их проекты?
Неужели все еще недостаточно вводных, чтобы, наконец-то, собрать за одним столом на Банковой всех обозначенных участников развала отрасли обращения с РАО?
Напомню некоторые положения из Закона Украины «Про обращение с радиоактивными отходами» абзац 1 статья 10: «Государственное управление в сфере обращения с радиоактивными отходами осуществляется министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, определёнными Президентом Украины». И абзац 17-19 статьи 21 Закона Украины «Про использование ядерной энергии и радиационную безопасность»:
Государственное управление в сфере обращения с радиоактивными отходами на стадии их долгосрочного хранения и захоронения осуществляется министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, определёнными Президентом Украины.
Может показаться, что во всём виновата «система». Но даже в идеальной системе есть недостатки - это люди. Особенно те люди, которые свято оберегают высшее руководство страны от реальности. Которые своими действиями, как минимум, существенно уменьшают шансы нашей страны на выздоровление, а своим руководителям - быть избранными на второй срок.