В торговой войне Украины и России наметилось перемирие. В прошлую пятницу премьеры Михаил Касьянов и Анатолий Кинах договорились до конца сентября обсудить возможность отмены торговых ограничений по двум десяткам товарных групп.
Как рассказала Татьяна Беликова, заместитель торгового представителя РФ в Украине, на встречах министров экономик двух стран, премьеров и президентов России и Украины в августе в Москве были приняты решения, касающиеся минимизации ущерба и сохранения присутствия товаров на рынках Украины и России в результате применения сторонами специальных защитных мер. Договорились в ближайшее время пересмотреть все ограничительные процедуры, которые действуют в торговле между двумя странами (по оценке экспертов, подобные ограничения уже привели к сокращению российско-украинского товарооборота в первом полугодии на 30%, или 800 млн. долл.). Были намечены подходы по урегулированию вопросов временной антидемпинговой пошлины в отношении украинского оцинкованного проката; компенсационной пошлины в отношении украинской арматуры; временной специальной пошлины в отношении российских легковых автомобилей. Также есть договоренность инициировать отмену некоторых законодательных актов сторон (постановление правительства Российской Федерации №394 от 21 мая 2001 года и постановление Кабинета министров Украины №388 от 29 марта 2002-го) о продолжении работы по подготовке нового двустороннего соглашения о свободной торговле, об одинаковых подходах при косвенном налогообложении и др.
По словам Андрея Гончарука, заместителя госсекретаря Министерства экономики и европейской интеграции Украины, речь идет об отмене постановлений, которые прежде не работали, а являлись превентивными мерами. «Для того, чтобы российское правительство не вводило дополнительную пошлину, мы 29 марта приняли постановление №388, — сказал г-н Гончарук. — В нем говорится, что, если Россия введет пошлину на трубы, мы введем 20-процентную пошлину на российские товары». В постановлении №388 подробно расписано, о каких товарах из РФ идет речь: руда и концентрат железные, гипохлорит кальция технический и другие гипохлориты кальция, хлор, удобрения минеральные или химические, азотные, краски и лаки, полимеры этилена в первичных формах, ткани хлопковые с содержанием хлопка 85% массы с плотностью поверхности не более 200 г/м кв., изделия из асфальта, ферросплавы, нелегированная сталь, полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, прокат плоский из железа или нелегированной стали, фитинги для труб из железа и стали, лампы электрические, вагоны пассажирские, железнодорожные и трамвайные, легковые автомобили и другие транспортные средства, предназначенные для перевозки людей…
История вопроса восходит еще к 2000 году — тогда российские трубники активно лоббировали введение запретительных пошлин против украинских конкурентов. И в 2001-м правительства договорились квотировать поставки украинских труб. Годовая квота на 2001 год была определена в 620 тыс. тонн, но поскольку она действовала с мая, то объем квотированных поставок составил 480 тыс. Тогда украинцы квоту выбрали полностью. Доля Украины в общероссийском потреблении труб составила более 10%. В нынешнем году квота для украинских производителей не изменилась. На 1 августа, по данным Минэкономразвития, украинцы поставили в Россию только 35% годовой экспортной квоты труб.
За полтора года существования в режиме самоограничения Украина не превысила квоты на поставку труб. Но в апреле наше правительство издало постановление, согласно которому в случае введения Россией 20-процентной таможенной пошлины на украинские трубы (это могло произойти, если бы поставки превысили квоту) Украина немедленно обложит аналогичной пошлиной 19 видов российских товаров. На встречах президентов и премьеров была достигнута также договоренность о снятии этих ограничений.
Российский вице-премьер Виктор Христенко назвал случившееся «качественным выигрышем обеих экономик», который «снимет натяжения, предшествовавшие состоянию «торговых войн». Источник в Минэкономразвития пояснил, что Украина отменит свое постановление, защищающее от повышенных сверхквотных пошлин на трубы, а Россия отменит постановление о самих пошлинах. Квота же на трубы сохранится до тех пор, пока российское торговое ведомство будет проводить повторное расследование о необходимости действия подобного механизма.
Интересную оценку достигнутым договоренностям предоставил Валерий Наздрачев, заместитель исполнительного директора украинской Ассоциации предприятий черной металлургии. «Вопрос в том, что лучше отменять, как хотят правительства, постановления №394 и №388 или вводить пошлины, предусмотренные постановлениями неоднозначен. Здесь нужно проанализировать, что Украина потеряет от введения Россией пошлины на наши трубы. В прошлом году мы импортировали их в Россию на сумму, приблизительно составляющую 170—180 млн. долл. Введение пошлины привело бы к потере этого объема. В то же время Украина вводила защитные меры против России по группе товаров, объем импорта которых эксперты оценивали минимум в 300 млн. долл. Но импорт российских товаров можно расценить и как потери отечественных производителей. Поэтому в плане борьбы двух государств очевидно, для кого была выгодней отмена постановлений», — говорит В.Наздрачев.
По мнению руководителя УкрАПЧермета, однозначно положительным явлением является то, что намечены подходы по урегулированию вопроса временной антидемпинговой пошлины в отношении украинского оцинкованного проката. Украина экспортировала его в Россию на 5,8 млн. долл. в месяц, или на 70 млн. долл. в год. Для России это небольшой объем импорта, а для украинских металлургов — важное подспорье. Как считает Андрей Марченко, директор по маркетингу ОАО «Днепроспецсталь», «для производителей импортная пошлина всегда лучше, поскольку защищаются их интересы. Импортная пошлина может быть особенно уместна, когда мы говорим о взаимоотношениях с Россией. Ввела же Россия с 1 июля 2001 года 20-процентный НДС и закрыла собственный рынок от украинских товаров. Почему Украина не может защитить своих металлургов? Тем более что энергоносители в России стоят гораздо дешевле, чем в Украине. А у нас, например, электрометаллургия», — считает А.Марченко.
С ним согласны и другие эксперты.
Владимир Черников, директор «Укрпроминвест-авто»:
— Защита отечественного производителя — это целиком и полностью правильная политика. Спецпошлина, которая введена на ввозимые из России ВАЗы, привела не к дефициту автомобилей на рынке, а к тому, что в Украине стали открываться сборочные производства. Хотя введение любой пошлины должно происходить поэтапно, а не спонтанно. Дело в том, что большинство сегодняшних импортеров способны наладить сборку, но производство планируется на год вперед и вводится поэтапно: надо заключить контракты на перевозку, на сборку и др. До введения спецпошлины на ВАЗы прямой завоз был выгодней сборки. Это было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, всегда выгодней перевезти готовый автомобиль, чем несколько десятков машинокомплектов и деталей к нему. Во-вторых, производство — это своего рода замораживание оборотных средств, поскольку всегда возникают остатки на складе. То есть рентабельность сборки до введения пошлин была ниже, чем сейчас. И все же пошлина должна вводиться не как снег на голову, чтобы импортеры могли наладить производство.
Ольга Крайнова, заместитель генерального директора ОАО «Херсонский хлопчатобумажный комбинат»:
— 70% продаваемых в Украине хлопчатобумажных тканей — это российское сырье. Конечно, для нас как для производителя выгодны были бы антидемпинговые меры. Дело в том, что мы не можем конкурировать с российскими хлопковыми тканями: в РФ гораздо дешевле электроэнергия, которая занимает в цене продукции 15—20%. Что касается качества, то отечественная продукция не уступает российской. Причина засилья импортного товара одна — более низкая цена.
Стоит заметить, что введение ограничительных мер в отношении импорта — вовсе не изобретение РФ и Украины. Это стандартная практика внешнеэкономических взаимоотношений государств и их хозяйствующих субъектов. Зачастую бывает достаточно только погрозить такой вот «антидемпинговой» дубинкой — и уже не придется прибегать к реальной процедуре ограничения или запрета на импорт. И это тоже эффективный элемент внешнеэкономической политики. Другое дело, что после урегулирования торгового спора (пусть даже длительного) вряд ли уместно на весь мир заявлять о «резком потеплении взаимоотношений» между спорящими, как это было сделано в украино-российском случае.
Перемирие в торговом споре — это вовсе не «мир, дружба, жвачка». В любой момент оно может быть нарушено. И что тогда — снова кричать, что мы горшки побили?