Люстрация на воздух?

06 июня, 2014, 18:55 Распечатать Выпуск № 20, 6 июня-13 июня 2014г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Одним из ключевых требований Майдана являлась очистка экономики от коррупционных схем. Насколько соответствуют данным принципам последние назначения в крупнейшем аэропорту страны?

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Люстрация на воздух?

Одним из ключевых требований Майдана являлась очистка экономики от коррупционных схем. Было, конечно, понятно, что этот процесс не будет простым и вызовет сопротивление на всех уровнях. Собственно, об угрозах его "забалтывания" уже не раз писало ZN.UA (да и далеко не только ZN.UA).

"Можно ли построить новый дом из гнилых обломков старого? Можно. Но он развалится гораздо быстрее".

К сожалению, к лету и без того осторожного оптимизма в этом вопросе практически не осталось. Слишком часто идет банальное перетасовывание старой колоды. Яркий пример - сфера авиаперевозок.

Через аэропорт "Борисполь" проходит львиная доля авиаперевозок страны - он всегда привлекал к себе повышенное внимание. Несколько лет назад им заинтересовалась Семья бывшего президента Януковича, точнее, его старший сын Александр. Он тогда вместе с партнерами занялся авиабизнесом. Партнерами с его стороны выступили одесские бизнесмены Кауфман и Грановский, получившие в управление Одесский и Симферопольский аэропорты.

Работа шла по классической схеме раздела вершков и корешков. Профинансировать проект собралось государство. А вот потенциальный портфель заказов (заметим - гарантированных государством) у компаний, дружественных господам Кауфману и Грановскому, достигал 3 млрд грн только по двум аэропортам. Причем строительство поручили малоизвестной, не имеющей опыта работ, зато очень "правильной" стройкомпании.

Там цифры "частно-государственного партнерства" были на редкость впечатляющими. К примеру, планировалось, что 99,77% реконструкции взлетно-посадочной полосы Одесского аэропорта будет происходить с участием державы и "аж" 0,23% придется на долю частных "фактических владельцев" аэропорта. Кстати, компания-строитель ("Спецрембуд") собиралась осваивать 200 млн долл., имея уставный фонд в "целых" 20 тыс. грн инвестора из села Кривое Озеро.

Вот представителей этой бизнес-группы и перебросили на усиление в "Борисполь". Летом прошлого года аэропорт возглавил Алексей Кочанов, а его замом стал Сергей Гомболевский. Одесситы бодро взялись за дело, выстраивая бизнес вокруг дружественных им компаний. Впрочем, полностью завершить процесс они не успели - Янукович бежал из страны.

Учитывая роль "Борисполя" в приоритетном обслуживании "косяков" бизнес-чартеров с беглыми чиновниками и привластными бизнесменами, встал вопрос о смене руководства аэропорта. И его действительно сменили. В марте новый министр инфраструктуры Украины Максим Бурбак уволил старого руководителя Алексея Кочанова и назначил нового… Сергея Гомболевского (т.е. человека из той же команды). Ранее в Одессе он трудился исполнительным директором управляющей компании ООО "Аэропорт Одесса", т.е. структуры, дружественной Кауфману и Грановскому. Забавно, что одним из первых приказов нового руководителя стало возвращение в штат аэропорта его жены (она там теперь главный экономист).

Но самым сенсационным назначением оказался очередной, третий по счету, возврат в топ-менеджеры аэропорта "Борисполь" Бориса Шахсуварова. Он стал первым заместителем генерального (причем, по данным ZN.UA, сначала в министерстве именно его и хотели видеть главным).

Слов нет - в знании Борисом Рафаиловичем аэропорта трудно сомневаться. Как, впрочем, и в том, что львиная доля "чудес", происходивших в аэропорту и вокруг него, случилась в периоды, когда он входил в его руководящий состав. Тогда же госорганы его подозревали в хищениях в особо крупных размерах. Следствие предполагало, что значительная часть государственных средств, выделенных на строительство терминала F, была якобы им выведена на счета частных фирм. Впрочем, до суда дело не дошло.

А так как его увольняли при Януковиче, теперь он может смело считать себя жертвой "злочинної влади". Впрочем, по ряду данных, Шахсуваров никогда не был в "Борисполе" чужим человеком - близкая ему компания "Аэропорт Менеджмент" имеет приличный кусок припортовых услуг.

И что интересно, уволенный нынче с поста гендиректора Алексей Кочанов сейчас сменил на посту гендиректора "Аэропорт Менеджмент" Шахсуварова. В общем, "на манеже все те же"!

На фоне новых назначений особенно иронично звучат слова глава Люстрационного комитета Егора Соболева: "Люстрация имеет целью отстранить навсегда от возможности занимать государственные должности и баллотироваться в органы самоуправления и законодательной власти тех лиц, которые превратили Украину в мафиозную клоаку... Это гарантия того, что люди, которые себя дискредитировали, опозорили страну, прямо или косвенно причастны к коррупционным схемам и ущемлению демократических свобод, больше никогда не смогут принимать решения в этом государстве".

Интересно, насколько соответствуют данным принципам последние назначения в крупнейшем аэропорту страны?

Зато министерство снова анонсировало масштабную программу "покращення". Министр заверил, что в ближайшее время будет расширен перрон в терминале D, туда же перенесут внутренние рейсы, завершат строительство паркинга. Пообещали даже наладить нормальное (не по тройной цене) питание пассажиров. Хотя реально за три месяца смогли более-менее разобраться лишь с убыточной службой такси в аэропорту.

Интересно, что одновременно министерство планирует провести масштабный аудит деятельности "Борисполя". Хотят проверить все заключенные контракты; все проекты, которые были реализованы в аэропорту за последние годы. Особое внимание будет уделено финансированию строительства в рамках подготовки к Евро-2012. Проверять там действительно есть что, ведь стоимость проекта волшебным образом подскочила в несколько раз. Если сначала речь шла о сумме в 250 млн долл., то на финише тогдашнее правительство гордо отрапортовало, что было "освоено" 600 млн.

То, что "освоено" было много, очевидно, но вот насколько в обнародовании нюансов освоения заинтересован тот же Шахсуваров, руководивший аэропортом в самые "горячие" 2008–2011 гг.?

Кстати говоря, очень неплохо заодно проверить и деятельность инвесторов Одесского аэропорта. Точнее, разобраться, кто все-таки стоит за их замечательными конторками, сколько привлечено денег, и сравнить эти суммы с вкладом государства. Благо, что ряд ключевых фигур сейчас совсем рядом с Киевом.

Одесские власти давно собираются расторгнуть договора, но раньше этому мешал патронат Семьи. Интересно, что мешает разобраться сейчас? Что-то можно списать на горячку постреволюционного времени и нехватку времени у министра и его аппарата. Но ошибки тоже могут переходить в стиль работы. Не хотелось бы, чтобы новая власть пробежалась по старым граблям или чтобы в списках на люстрацию появлялись фамилии уже майдановских чиновников.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК