Год назад в эти дни испанцы со счетом 4:0 разобрались с ирландцами в Гданьске. Англичане в Киеве со счетом 3:2 "сделали" шведов. А сборная Украины в Донецке проиграла 0:2 французам. Футбольная феерия набирала обороты. В фан-зонах рекой лилось пиво. Между украинскими городами, принимавшими Евро-2012, еще исправно курсировали новенькие "хюндаи". Картонный асфальт украинских дорог еще создавал иллюзию автобанов. Украинские аэропорты еще принимали сотни бортов в темпе парижского Orlу, чикагского O'Hare или бангкокского Suvarnabhumi. А стадионы еще укрепляли веру в то, что последующие поколения граждан Украины получили очень богатое наследство. И на фоне этого праздника жизни и пира духа как-то сошли на нет все коррупционные скандалы, связанные с миллиардными "распилами" бюджета и узаконенными тендерами с одним участником. С заоблачными сметами на хайвеи, терминалы и спортивные арены. Потому что праздник явно удавался, Платини лично был доволен, а победителей, как известно, судить не принято.
В какую конкретно сумму обошлась гражданам Украины подготовка и проведение финала чемпионата Европы по футболу, похоже, узнать уже не удастся. Слишком сложной и запутанной является схема рассредоточения бюджетных средств. Одни расходы по статье "Евро-2012" торчат в бюджете цельными терриконами, иные размазаны малозаметной нанопылью.
По различным данным, общая сумма затрат скачет в диапазоне от 5 до 15 млрд долл. Разрыв, согласитесь, немалый. Особенно если учесть, что по подсчетам Freedom House треть всех средств была разворована.
Так вот, по версии главного на тот момент официального спикера, экс-вице-премьера Бориса Колесникова, отвечавшего за подготовку страны к турниру, за все про все из госбюджета ушло порядка 5 млрд долл. Из местных бюджетов - еще 2,5 млрд. При этом "чисто на футбол" потратили вообще "копейки" - 855 млн долл. (стадионы в Киеве и Львове плюс подготовка стюардов). Остальное - новая инфраструктура для счастливых потомков. Т.е. аэропорты, дороги, гостиницы, городской транспорт и прочие лавочки в харьковском метро.
По сути, инфраструктура и стала главной пожирательницей народной гривны. По утверждению Счетной палаты, только Нацагентство по вопросам Евро-2012 и только в 2011–2012 гг. в рамках тендеров с одним участником израсходовало почти 2 млрд долл. Примерно столько ушло на ремонт и строительство "растворившихся" в снегу дорог. При этом пока возбуждено лишь несколько уголовных дел по издевательски мелким суммам.
Так что подсчет целесообразности всех расходов на Евро-2012 "до копейки", как на государственном, а особенно на местном уровнях, сродни попытке учета всех капель в море, всех елок в лесу или реальных бюллетеней на президентских выборах.
Мутности в процесс подсчета футбольных и околофутбольных трат добавило и внесение расходов на Евро-2012 в бюджет Украины на 2013-й. Сумма сравнительно небольшая - чуть больше миллиарда гривен. Но для "распила" вполне аппетитная. Ибо чем-то иным выделение средств на чемпионат, который закончился, назвать сложно. Правда, чиновники объясняют это тем, что стадионы и инфраструктуру надо довести до ума, а -заодно заплатить всем, кто занимался подготовкой к Евро-2012. При том, что резонный вопрос - "А куда в таком случае пошли деньги в 2012-м?" - остается без ответа.
Словом, подготовка к Евро-2012 вышла, как любят говорить в определенных кругах, "немного по-дебильному". Это косвенно подтверждается и тем, что украинская власть, обожающая создавать разные праздничные информационные поводы, годовщину футбольного "триумфа" подозрительно тихо проигнорировала. Ну разве что открыла зачем-то памятник шведским болельщикам, предложив его профинансировать за счет снятия 400 тыс. грн со статьи пожарного депо столицы.
Объяснений этого молчания более чем достаточно. От нежелания власти будить у народонаселения воспоминания о повсеместно растаявшем вместе со снегом асфальте украинских "евродорог", замерзавших в степях "хюндаях" и недозагруженных аэропортах, до нежелания будить не менее крамольные параллели с грядущими миллиардными тратами под эгидой "Евробаскета-2015" (или зимней Олимпиады a la Russe-2022). Для чего, как известно, планируется строительство новых помпезно-бесполезных спорткомплексов. Кстати, в Сочи еще до старта Зимней Олимпиады-2014, восемь из девятнадцати объектов профинансированных российским ВЭБ, уже признаны расчетно-убыточными. Что на фоне, скажем, реанимации вопроса о дальнейшей судьбе того же львовского стадиона (375 млн долл.) может выглядеть не совсем целесообразно.
Правда, в Польше особой помпы по поводу годовщины Евро-2012 тоже не наблюдалось. Может быть потому, что в эти дни Польша отмечала очередную годовщину парламентских выборов 1989-го, положивших конец коммунистическому правлению. А может потому, что поляки признают не только плюсы евротурнира.
Во всяком случае, вице-мэр Познани Ежи Степень так и сказал украинским журналистам, которым польский МИД организовал итоговую поездку в три города, принимавших турнир, - есть плюсы, но есть и минусы.
Понятно, что Польша и Украина со старта пребывали в весьма неравных условиях. Даже если допустить, что Украине турнир обошелся не в 7,5 млрд долл., а в 10 млрд, то на фоне 32 млрд долл. (40% - деньги ЕС), потраченных Польшей, разница чувствуется.
Правда, поляки тоже говорят, что футбол ко всем этим расходам прямого отношения не имеет. Поскольку инфраструктура и так бы развивалась по плану. Турнир разве что ускорил строительство ряда объектов (стадионы, терминалы) и обновление городского транспорта в принимающих городах.
Иное дело, что польско-евросоюзовские миллиарды, вложенные в инфраструктуру, можно потрогать руками. Для украинских мастеров "распила" это ощущение сродни тому, что испытал Ипполит Матвеевич Воробьянинов из "Двенадцати стульев", узнав, что сокровища, укрытые в стуле мастера Гамбса, превратились в клуб железнодорожников.
В первую очередь, это касается дорог. Потому что невинный вопрос автора этих строк "Скажите, а у вас была зима?", последовательно адресованный муниципальным чиновникам Варшавы, Познани и Вроцлава, вводил последних в легкий ступор.
- Да, - ответил упоминавшийся пан Степень, - зима была. Причем настолько долгая и тяжелая, что мы израсходовали все запасы смеси от гололеда.
- А почему у вас в таком случае целые дороги? - последовал вопрос номер два. Который изначально подразумевал удивленный ответ: а что с ними должно было случиться?
После этого вопрос номер три, со ссылкой на премьер-министра Азарова, заявившего, что в Украине (которая, как известно, граничит с Польшей) асфальт сошел вместе со снегом исключительно из-за суровых климатических условий, отпадал автоматически.
Равно, как и вопрос номер четыре относительно того, почему в Польше дороги не ремонтируют латочным способом?
Ибо все равно не были бы поняты.
И то, что ни по дороге из Варшавы в Познань, ни по пути из Познани во Вроцлав наш автобус ни разу не подбросило на яме, воспринималось с обидой. В том числе и потому, что в далеком 1991-м Украина и Польша пребывали практически в равных экономических условиях. Но за 22 года Польша стала полноправным членом ЕС со всеми вытекающими (в том числе и материальными) призами и бонусами. А Украину все носит по проруби вороватой многовекторности. А все тот же премьер Азаров на голубом глазу может заявить немецким журналистам, что некоторые украинские дороги лучше, чем в Германии…
Словом, с одним из четырех базовых требований УЕФА к принимающим странам (соответствие стандартам дорог, аэропортов, стадионов и гостиниц для "семьи" футбольного союза) вопрос был решен.
О возможных проблемах с польскими аналогами "хюндаев" в силу отсутствия в Польше оных (как проблем, так и "хюндаев") говорить не имело смысла.
Нет проблем у поляков и с новыми аэропортами. Понятно, что и здесь во главе угла стоит членство Польши в ЕС. Потому что слетать на уикенд в Париж или Берлин для жителя Варшавы или Вроцлава - это одно, а для киевлянина или харьковчанина - совсем иное. Но дело не только в цене билета или головной боли с получением Шенгенской визы. С учетом удачной промо-кампании, проведенной поляками накануне Евро-2012, Польша смогла сохранить поток туристов и после турнира. Например, в Познань, где играла сборная Ирландии, жители Дублина или Корка теперь летают на выходные пить полюбившееся им польское пиво. Тур так и называется - "пивной уикенд". Во Вроцлаве число международных рейсов выросло с трех до 30. Аэропорт имени Шопена в Варшаве тоже не жалуется на отсутствие пассажиропотока. Чего опять же не скажешь об Украине. Потому что чиновничья уверенность, что после Евро-2012 в Украину потоками начнут ломиться туристы только потому, что у нас был турнир и построены новые аэропорты, натолкнулась на иную реальность. И в итоге сегодня полупустые терминалы стоят как памятники чиновничьему непрофессионализму и неоправданной, "подраспильной" гигантомании. Судите сами. Аэропорт "Борисполь", где был построен огромный, но неудобный с точки зрения логистики терминал D (600 млн долл.), куда в добровольно-принудительном порядке согнали всех международных перевозчиков, фактически загружен на 33% от проектной мощности. Аэропорт имени Данилы Галицкого во Львове (около 575 млн долл.) загружен на 8% от проектной мощности. Аэропорт имени Сергея Прокофьева в Донецке (порядка 860 млн долл.) - на 10%. Причем за год после Евро-2012 из Донецка из-за нерентабельности рейсов ушли чешская авиакомпания Czech Airlines и польская LOT. Небольшая положительная динамика наблюдается лишь в тех аэропортах, куда вкладывал деньги частный капитал. Т.е. в аэропорту Харькова (общие расходы в рамках частно-государственного партнерства - 268 млн долл.), где в первом квартале 2013 г. зафиксирован 44-процентный рост пассажиропотока. А также в столичном аэропорту "Жуляны", активно работающем с европейскими лоу-костерами и где гнездятся эскадрильи частных самолетов хозяев жизни.
Правда, в Харьковском аэропорту имеются проблемы иного характера. Связанные именно с государственной частью этого самого партнерства. Поскольку на сегодня, несмотря на то, что с момента запуска объекта прошло больше года, периметр аэропорта практически не охраняется (бездомных собак, которых отловили и рассадили по будкам на рискованных участках, в расчет не берем). А это значит, что при желании к самолетам может получить доступ кто угодно - от контрабандистов до террористов. Мало того, и поныне до конца не сформировано летное поле, не запущена система автоматического управления светосигнальным оборудованием, отсутствует резервная система энергоснабжения, молниезащиты (список можно продолжать долго)… Что автоматически добавляет для неосведомленных пассажиров бонусный сервис с условно-патриотичным названием "нерусская рулетка"…
Куда ближе оказались нам вопросы, связанные со стадионами. Где у Украины изначально было более выигрышное положение. Поскольку, в отличие от Польши, Украина полностью профинансировала строительство только двух объектов: НСК "Олимпийский" в Киеве (порядка 575 млн долл.) и "Арена Львов" (около 375 млн долл.). Стадион "Металлист" в Харькове за счет участия в проекте Александра Ярославского обошелся бюджету в 50 млн долл., а "Донбасс Арену" (400 млн долл.) Ринат Ахметов полностью возвел за свои деньги.
Что касается Польши, то расходы на все четыре стадиона (около 1,8 млрд долл.) легли на плечи государства и местных бюджетов. Но одно дело - стадион построить, а совсем иное - его содержать. И поляки теперь ломают над этим вопросом голову. Проще всего ситуация в Познани, где местный стадион является клубным. Как в Донецке и Харькове. Что не только сняло с города денежную нагрузку, но еще и дает небольшой доход в бюджет. Непростая ситуация в Варшаве, где часть расходов стадиона тянет государство. Хотя нынешняя управляющая компания (к слову, бывший аналог украинского Нацагентства - Компания PL-2012) заверяет, что через пару лет уже выйдет на прибыль. Пути получения доходов - от матчей сборной Польши, автошоу и концертов суперзвезд (в этом году в Варшаве выступит Пол Маккартни) до сдачи обширных помещений под конференции, свадьбы и корпоративы. Не менее сложная ситуация и во Вроцлаве, где миллионы злотых на содержание стадиона идут пока из городского бюджета. Помимо этого город платит и 30 млн злотых в год по процентам кредита, взятого на строительство арены. При этом городу еще и принадлежит 49% акций местного футбольного клуба. Что во многом ограничивает возможности менеджеров "Шленска".
Правда, город готов продать свою долю, но в Польше, в отличие от Украины, нет олигархов вроде Ахметова или Коломойского, а тем более шаржей на олигархов вроде Курченко. Однако вице-мэр Вроцлава Мацей Блуй преисполнен оптимизма и уверен, что схема комплексного использования стадиона (свадьбы, корпоративы, концерты, шоу) в итоге принесет плоды. В отличие от рядовых вроцлавцев, многие из которых недовольны ситуацией, считая, что выплата процентов и расходы по содержанию стадиона напрямую связаны с повышением коммунальных тарифов и сокращением социальных программ. Они же, кстати, (в отличие от вице-мэра) в разговорах высказывались и против проведения в их городе любых крупных мероприятий, связанных со строительством новых спортивных арен.
Однако в 2017-м во Вроцлаве будут проходить Всемирные игры - состязания по не олимпийским видам спорта типа сумо, карате, перетягивания каната или катания на роликах. Чего не скажешь о Познани, где местный совет проголосовал против участия города в этом мероприятии. Так что в ближайшее время перетягивать канат на берегах реки Варты не будут, поскольку в условиях демократии местное самоуправление работает реально. Чего так не хватает странам автократическим. Где чиновники класса VIP всем иным видам спорта предпочитают всесезонный чемпионат по бюджетному "распилу"…
Редакция ZN.UA благодарит МИД Республики Польша и Польский институт в Киеве за возможность принять участие в Студийной поездке журналистов в РП.