Евро-2012: экономические итоги

14 июня, 2013, 20:20 Распечатать Выпуск №21, 14 июня-21 июня

Еврочемпионат также положил начало масштабной реформе железнодорожного транспорта в Украине. Южнокрейская корпорация Hyundai поставила в Украину 10 скоростных составов. Без Hyundai фанаты катались бы между городами на медленных ночных поездах, в которых часто не работает кондиционер, не открываются окна.

В июне прошлого года в Украине начался еврочемпионат по футболу. Спустя год пора оглянуться назад и подсчитать, как именно проведение Евро-2012 сказалось на экономике страны. Был ли чемпионат ударом по отечественной экономике или, наоборот, поддержал ее развитие?

О пользе спорта для экономики известно давно. Крупные спортивные чемпионаты могут повысить объемы внешней торговли на 30% (так называемый олимпийский эффект, о котором писали экономисты Марк Шпигель из ФРС Сан-Франциско и Эндри Роуз из Калифорнийского университета в Беркли). Особенно полезны они для развивающихся экономик: если более развитые страны проводят их на уже готовых площадках, то развивающиеся строят стадионы, дороги и аэропорты заново.

Прошлогодний чемпионат Евро-2012 в Украине показателен. За счет подготовки к футбольным баталиям в I и II квартале экономика Украины выросла на 2,2% и на 3% соответственно. Это позволило отчасти компенсировать падение ВВП во втором полугодии. Год Украина закончила с небольшим, но приростом в 0,2%. Для сравнения: ВВП еврозоны в 2012 г. уменьшился, а не увеличился, на 0,6%.

В специальном отчете Raiffeisen Research о подготовке Украины к Евро-2012 говорится, что 2,8% прироста ВВП за три года до чемпионата также были обеспечены "спортивными" расходами.

За 2012 г. в Украину поступило свыше 5,1 млрд долл. иностранных инвестиций (в 2011 г. — 4,65 млрд долл., в 2010-м — 4,68 млрд). Физические объемы экспорта выросли на 2,6%, а физические объемы импорта сократились на 6,6%, что для Украины является хорошим показателем (импорт у нас всегда заметно превышает экспорт, и эту диспропорцию необходимо преодолеть). Правда, в ценовом выражении изменения мало заметны, поскольку импорт в прошлом году заметно подорожал относительно украинских товаров.

Несмотря на апокалипсические прогнозы, Нацбанк удержал курс гривны на месте (во многом благодаря притоку иностранной валюты от туристов во время Евро-2012). При этом цены на товары и услуги остались почти без изменения (прирост 0,6%).

А безработица сократилась с 8,6% среди экономически активного населения в 2011 г. (по методологии Международной организации труда) до 8,1% в 2012-м. И это на фоне 10,4% безработицы в Еврозоне.

Отечественная экономика относительно небольшая и подвержена  внешним шокам. Проблемы в Еврозоне или в России (основные торговые партнеры) моментально сказываются на экономике Украины. В этом плане чемпионат Евро-2012 стал отличной прививкой от европейского кризиса.

При этом нельзя сказать, что Украина потратила какую-то космическую сумму. Соседняя Польша вложила в чемпионат около 34 млрд долл., Украина — 5 млрд долл., то есть почти в семь раз меньше (есть и другие оценки, но везде Польша опережает Украину). Журнал "Forbes Украина" писал, что строительство одного места на стадионе в Варшаве стоило 8,9 тыс. евро, в Киеве — 4,1 тыс. Причем в Польше стадионы строили за бюджетные деньги, а в Украине — в Донецке и Харькове — часть расходов взяли на себя бизнесмены.

Еврочемпионат также положил начало масштабной реформе железнодорожного транспорта в Украине. До 2012 г. в нашей стране скоростной транспорт существовал только в виде "Столичного экспресса" Киев—Днепропетровск, тогда как в Европе скоростные электрички — здоровая альтернатива авиационным перелетам.

В 2012 г. южнокрейская корпорация Hyundai поставила в Украину 10 скоростных составов. На 85% они были оплачены самими корейцами: "Эксимбанк" Республики Корея дал Кабмину Украины и "Укрзалізниці" кредит на 10 лет под 4,8% годовых (в 2013 г. Украина разместила европейские облигации на более жестких условиях — на 10 лет под 7,5%). В некотором роде Украине повезло, потому что кроме Hyundai никто не брался поставить необходимое количество экспрессов до начала Евро-2012, да еще и профинансировать их запуск. Без Hyundai фанаты катались бы между городами на медленных ночных поездах, в которых часто не работает кондиционер, не открываются окна и т. д.

Запуск скоростного сообщения в 2012 г. был только началом большой реформы. Осенью того же года скоростные поезда Интерсити+ отправились в Днепропетровск, а 26 мая 2013 г. — из Днепропетровска в Крым.

Во время еврочемпионата составы Интерсити+ курсировали исправно, но с наступлением холодов начались поломки. Вследствие дефицита времени перед Евро-2012 технику не успели обкатать в условиях украинской зимы и провести необходимые тесты. Корейцы согласились устранить все неисправности за свой счет. В частности, было модернизировано оборудование крыши электропоездов, система жизнеобеспечения, переключатели источников электропитания, заменена обшивка головной части составов. В итоге количество поломок поездов было сведено к нулю, и скоростные составы начали курсировать строго по графику, без опозданий.

Однако некоторые проблемы так и не решены, поскольку они связаны не с электропоездами, а с качеством устарелого железнодорожного полотна. В Европе строят отдельные пути как для скоростных поездов, так и для грузовых составов. У нас пока, образно говоря, и спортивная машина, и танк едут по одной и той же дороге. Поэтому сейчас в "Укрзалізниці" просчитывают объем инвестиций, необходимый для строительства новых выделенных железнодорожных линий для скоростных электропоездов.

Также к Евро-2012 были построены новые терминалы в аэропортах Киева, Львова, Донецка и Харькова, отремонтированы аэродромы, модернизированы взлетно-посадочные полосы.

И конечно, нельзя забывать о ремонте 1,7 тыс. км междугородных трасс, восстановлении городских дорог, строительстве гостиниц, закупке общественного транспорта и т. д.

К сожалению, вся эта активность коснулась пока только четырех городов, где проходили футбольные состязания. Другие регионы ощутили эффект от Евро-2012 лишь опосредованно. Чтобы изменения произошли в каждом городе Украины, модернизация инфраструктуры должна продолжаться. Хороший пример подает железная дорога, которая последовательно запускает все новые и новые скоростные железнодорожные маршруты. За прошедший год их услугами воспользовались около 2 млн человек.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 10
  • львівянин львівянин 21 червня, 22:33 Яка "заказушна" стаття!!!! ФУ-у-у-у!!! Побудований,до речі недобудований до сьогодні,стадіон у Львові- повний непотріб для громади Львова,та і України в цілому! Про це відверто говорять вже і губернатори Львівщини з екранів телевізорів:попередній-Костюк і нинішній-Шемчук.Реконструкція аеропорту забрала з бюджету понад 550 млн.доларів!!!!!!!- в двадцять разів більше,ніж було доцільно!!! Тому сьгодні аеропорт у Львові завантажений на 5%. Про Хюндаї-мовчу....! Де економіка ????? Ви думаєте,всі дебільні????? согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №25, 27 июня-5 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно