Не стоит думать, что прошедшие два месяца страна только строила баррикады. Жизнь продолжалась, а у кого-то - и весьма неплохая жизнь. Так, перед Новым годом Одесскому аэропорту предоставили госгарантии для привлечения кредита. Причем на более чем приличную сумму - почти 1,7 млрд грн.
Цель - реконструкция аэропорта. И все бы хорошо, но в аэропорту уже давно есть частные хозяева или, как их тактично называют, "фактические владельцы".
Более того, предыдущее руководство города передало им аэропорт на бесконкурсной основе именно под обязательства провести его реконструкцию и привлечь деньги. Сначала говорили о 180 млн долл., потом суммы привлеченных средств, как и объемы обязательств стали стремительно усыхать.
К примеру, оказывается, что 99,77% реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) будет гарантировать государств и "аж" 0,23% придется на долю частных "фактических владельцев" аэропорта.
Местный телеканал "Новая Одесса", комментируя предоставление госгарантии, саркастически заявил, что "подрядчиком работ стала симферопольская компания, которую связывают с нынешними фактическими владельцами одесского аэропорта - бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским. В 2011 г. мэрия передала им предприятие практически бесплатно в обмен на реконструкцию всего комплекса, в том числе взлетно-посадочной полосы. Вот только денег у компании на это не оказалось. Даже для строительства нового пассажирского терминала владельцам пришлось брать кредит". Заметим, что и его взяли у государственного Укрэксимбанка.
Любопытна и компания-строитель - "Спецрембуд", собирающаяся осваивать 200 млн долл. с госгарантиями. Ее уставный фонд - "целых" 20 тыс. грн, и в конце 2012-го у компании сменились владельцы. Теперь по бумагам она принадлежит скромной жительнице Керчи и жителю села Кривое Озеро. В борьбе за контракт она смело побила другого "лилипута". Причем в Одессе упорно считают, что реальные владельцы обеих компаний крайне близки.
Естественно, что никакого опыта строительства аэродромов у "Спецрембуда" нет, как, впрочем, разрешений, спецтехники и прочего.
С другой стороны, одесских чиновников такими "мелочами" точно не удивишь. У нынешних инвесторов и управленцев аэропорта - ООО "Одесса аэропорт девелопмент" - уставный фонд вообще 10 тыс. грн (а основатели - пара офшорок). Офисом на момент прихода в аэропорт его владельцы тоже не обзавелись. И никого это не насторожило.
Кстати, в 2011 г. после внеконкурсной передачи аэропорта журналисты "Форбс" безуспешно пытались связаться с тогдашним руководителем "компании-инвестора" Алексеем Кочановым. Но это - журналисты, а мэрию Одессы все устраивало. И она продолжала радостно уверять, что вот-вот на аэропорт обрушится денежный поток. В созданном СП доля города, передавшего в уставный фонд здания и сооружения аэропорта (то есть практически все его имущество), составила всего 22,1%.
Ирония ситуации заключалась в том, что город неоднократно создавал рабочие группы для реконструкции аэропорта. И эксперты четко фиксировали требования к инвестору. В частности, он должен был "иметь опыт непосредственного участия в инвестиционных проектах по реконструкции и развитию аэропортов, не может быть консалтинговой компанией, кредитным обществом и т.д.".
В реальности на все это наплевали. Сначала с инвестором, сейчас со строителями. Причем "победители" еще до внесения инвестиций начали управлять аэропортом, замыкая на себя финансовые потоки. Кстати, так как взлетно-посадочную полосу приватизировать нельзя, то, получив аэропорт в управление, инвесторы передумали и любезно предоставили государству право ее перестраивать.
В целом вклад "фактических владельцев" аэропорта в реконструкцию составит уже упомянутые 0,23%.
Кстати, прошлым летом одесский горсовет экстренно передал 46 га аэропорта для строительства взлетно-посадочной полосы. Вопрос даже не вносили в повестку дня сессии, опубликованную на официальном сайте горсовета. Все озвучили и с ходу решили прямо в зале. На радостях бывший мэр Алексей Костусев оценил решение крайне эмоционально: "Это очень здорово, это просто для нас с вами подарок. Это значит, что Одессу любит бог". Однако не все депутаты считают, что Всевышний так уж любит мутные схемы вообще и фирмы-прокладки в частности.
Периодически возникал вопрос о расторжении договоров, иногда с критикой выступал даже губернатор, но мэрия все попытки разобраться успешно гасила… Ее люди туманно говорили, что за фирмой-прокладкой стоят большие люди с миллионными оборотами. Господа Кауфман и Грановский действительно входят в рейтинг украинского "Форбса", хотя и не в первую сотню.
Однако с уходом Костусева разнообразные (надеемся, что все-таки только формальные) договоренности с властями немного пошатнулись. Появились даже слухи о наличии очередного проекта расторжения столь "взаимовыгодного сотрудничества" города и компании "Одесса аэропорт девелопмент".
Исполкому горсовета предложили рассмотреть уже в середине февраля вопрос с длинным названием: "Об отмене решения исполкома Одесского горсовета "Об утверждении договора о долевом участии заказчика в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры г. Одессы между исполнительным комитетом Одесского городского совета и ООО "Международный аэропорт "Одесса".
Речь идет о том самом документе, по которому городские чиновники в июле 2011 г. "слили" городскую собственность фирме без офиса и без своих денег. Тогда на базе коммунального предприятия "Международный аэропорт "Одесса" создали ООО с таким же названием, в котором есть "могучий инвестор" и город даже без блокирующего пакета.
Впрочем, это сообщение было немедленно опровергнуто. "Аэропортовские" власти тут же заявили, что у горсовета нет планов по отмене своего решения, и горсовет не намерен пересматривать свою долю в этом СП. Оказалось, что инвестор "в полном объеме выполняет свои обязательства. В частности, в настоящее время ведется монтаж кровли нового терминала: устанавливаются балки перекрытия и "волны" самой крыши". Заодно инвесторы собираются снова снизить объем своих обязательств. Если раньше предполагалось, что они реконструируют VIP-зал в аэропорту, то сейчас обнаружилось, что VIP-пассажиры будут обслуживаться в строящемся новом терминале. А значит, необходимость в реконструкции и расширении существующих площадей VIP-зала отпала. В общем, сплошная экономия.
Вопрос: а что мешало городским властям взять кредит и самостоятельно обновить аэропорт?
Так что в утверждение инвестора, что он успешно решает вопрос с "крышей", охотно верится. Сначала деньги от госбанка на строительство павильона, потом госгарантии. Вот только непонятно, где же, собственно, частные инвестиции и почему город не мог бы сделать все это сам? Или в данном случае мы термин "крыша" трактуем излишне однобоко и традиционно?
Дежавю?
Однако одной Одессой дело не ограничилось. Тех же действующих лиц можно было наблюдать и в других местах…
В Симферополе, например, тоже намечается освоение средств. По правде говоря, утверждать, что местный аэропорт сильно перегружен, сложно. В лучшие времена через него проходило до 5 млн человек, сейчас - от силы миллион. Но место потратить деньги найдется и там, тем более что нашли и очень замечательного инвестора. Им оказалась нидерландская компания Van den Akker Holding с уставным фондом всего 18 тыс. евро и одним (!) человеком в штате. Зато после победы компания выпустила пресс-релиз, из которого публика узнала, что скромный нидерландский трудящийся обеспечил "инфраструктурные проекты обновления для аэропортов в Испании и скоростных дорог и железнодорожных станций в Италии, Франции, Португалии и Голландии". И все это в одиночку, как тут не восхититься?! Правда, попытки найти в европейской прессе сведения о трудовых подвигах компании так и не увенчались успехом.
ZN.UA уже писало о судьбе этого "строительного гиганта". Компанию основали в 2004 г., последнее изменение в реестр вносилось в 2009-м. Финансовый отчет за 2010 г. был сдан только в начале 2012-го, как раз перед появлением на конкурсе. А ее сайт из далеких Нидерландов в конечном счете привел к одесскому серверу…
Но самое интересное не это. На заседании конкурсной комиссии в Совете министров Крыма осенью 2012 г. проект Van den Akker Holding представлял одессит Алексей Кочанов. Напомним, именно он тогда возглавлял одесское ООО "Одесса Аэропорт девелопмент", так хорошо развивающее одесский аэродром.
Схема участия - точный слепок с одесской. Создается СП, куда вносятся аэровокзальный комплекс и инфраструктура, ну а инвестор привлекает ресурсы. Стоимость проекта чуть меньше, чем в Южной Пальмире. Первый этап оценивается в скромные 500 млн грн. Второй этап обойдется еще в 900 млн. Естественно, что все это снова под госгарантии. Справедливости ради отметим - в Крыму их пока не получили.
В общем, суммарно только по двум аэропортам у компаний, дружественных господам Кауфману и Грановскому, потенциальный портфель заказов (гарантированных государством) может достичь
3 млрд грн. Особенно будет интересно, если, как это произошло в Одессе, строительство поручат малоизвестной, не имеющей опыта работ, зато очень правильной стройкомпании. Пока все движется по этой схеме.
И не факт, что только здесь. Летом прошлого года господин Алексей Кочанов вдруг переместился на пост генерального директора крупнейшего в стране Бориспольского аэропорта. Причем в пресс-релизе указывалось, что до этого назначения он был директором "Международного аэропорта "Одесса", где "зарекомендовал себя как эффективный менеджер" (с этим трудно поспорить, вопрос - в чью пользу была эффективность?).
Его назначение состоялось как раз после провала попытки передать аэропорт в концессию. Одну из бизнес-групп потеснили. И тут же заменили человеком от другой. "Борисполь" совсем недавно обновили так, что перестраивать его пока не надо. А вот направления денежных потоков явно стали менять. Иногда довольно своеобразно. Среди пострадавших неожиданно оказался даже лидер мирового рынка авиаперевозок - Lufthansa.
Вообще-то наличие компании такого уровня для большинства аэропортов - своеобразный знак качества. Нет, рейсы немцам не перекрыли. Зато из аэропорта выжили их дочернюю структуру, занимавшуюся обеспечением авиакомпаний бортовым питанием и питанием в залах аэропорта (AIRO Catering Services). Ей банально не продлили аренду цеха бортового питания в "Борисполе", любезно предложив в качестве альтернативы цех, расположенный в 25 км от аэровокзала.
Немцы шутку не оценили и с февраля вынужденно прекращают работу. Теперь рынок таких услуг почти монополизировала одна компания - "DO&CO Киев" (ранее она поглотила оператора кейтерингового рынка - компанию "Киев Кэйтеринг"). Станут ли на таком рынке услуги для пассажиров дешевле, вопрос риторический.
Между тем еще недавно эта структура обслуживала только внутренние рейсы - на внешних она проигрывала конкуренцию. Справедливости ради необходимо отметить, что она тоже приложила определенные усилия (даже цех построила). Однако победитель в конкурентной борьбе определился просто - самого сильного игрока волевым решением убрали с поля. Начиная с февраля в "Борисполе" останется лишь один поставщик бортового питания - компания "DO&CO Киев". Заодно был дан сигнал и остальным компаниям, работающим в аэропорту.
Ранее была ограничена конкуренция в обслуживании на перроне самолетов, обслуживании почты и грузов, обработке багажа. То есть потоки замыкаются на определенные структуры.
В Одессе и Симферополе такие действия завершились переделом рынка в пользу дружественных известным людям компаний. Борисполь на очереди?..
Между прочим, под контроль одесской группы прямо или косвенно подпали три крупнейших аэропорта страны. При этом никто не знает ни их конечной цели, ни планов, да и их самих. Можно, конечно, считать инвесторами прокладочные фирмы (чиновники именно так и делают), но в Украине вроде бы есть антимонопольные органы. Может, хоть они спросят?
Тем более что речь идет о миллиардах государственных гривен. Страна совсем не так богата, чтобы дарить госбюджетные средства людям, скрывающимся за ширмой офшоров.