Украинская промышленность последние пять лет использует не более 20% производимого металла, отправляя большую часть продукции горно-металлургического комплекса на Запад. Даже прошлогодний одиннадцатипроцентный рост потребления в большой степени был удовлетворен за счет увеличения импорта продукции из России. Ситуация сдвинулась с места только в этом году благодаря производителям, которые устали жить по принципу «заграница нам поможет». В Украине наконец стала выстраиваться система сбыта металла по принципу вертикальной интеграции «от домны до гипермаркета». И все же эксперты считают, что раньше 2010 года преодолеть потребительскую гипертрофию не удастся.
Классически производитель должен ориентировать свою продукцию на внутренний рынок, экспортируя излишки товара. В то же время новейшая экономическая история знает много примеров, когда та или иная страна является чистым экспортером или импортером того или иного вида товаров. Эти государства, как правило, зависят от мирового баланса спроса и предложения, а их промышленность (и ориентированная на экспорт или импорт экономика) подвержена влиянию валютного курса, производственных лобби или политических рисков в странах-покупателях.
Если все это перевести на «железный язык», то уверенно себя чувствуют только страны с огромным внутренним потребительским потенциалом (США, Китай, Россия, Индия) или экспортирующие не более четверти продукции собственного производства (Япония, Китай, Германия). Причем Россия, которая еще шесть лет назад, как и Украина, отправляла на экспорт четыре пятых собственного металла, уже сегодня 50—60% его потребляет сама.
Производство для себя
«Должен с сожалением констатировать, что внутреннее потребление все еще остается незначительным по сравнению с объемами производства. И хотя в последние два-три года отмечается некоторый рост рынка, уровень закупки металла отраслями очень низкий. В первую очередь это происходит потому, что система налогообложения не способствует развитию металлоемких отраслей производства, в частности строительства, машиностроения, транспорта. Поэтому экспорт занимает 80—85% от общего объема произведенной в Украине металлопродукции», — говорит «ЗН» Владимир Терещенко, исполнительный директор Украинской ассоциации производителей черных металлов (УкрАПЧермет).
А последние двенадцать лет потребление металлов в Украине снизилось, по разным данным, в 5—6 раз и сегодня находится на уровне 3,5 млн. тонн в год. Изменить эту тенденцию первыми попытались сами производители. Так, если «Запорожсталь» в 2000 году поставила на внутренний рынок 700 тыс. тонн продукции, то в 2001-м — 800 тыс. тонн. «Криворожсталь» смогла увеличить прямой объем продаж отечественным потребителям с 30 тыс. тонн в 1999-м до 120 тыс. тонн в 2000-м и более 130 тыс. тонн в 2001 году. Со слов Валерия Стасюка, директора по сбыту КГГМК «Криворожсталь», предприятие выдержало поставки на внутренний рынок только благодаря тому, что была благоприятная внешняя конъюнктура, позволившая поддерживать МК среднюю рентабельность на уровне 30%. «Сегодня внутренние цены на отдельные виды металлопродукции меньше, чем экспортные. Это происходит в том числе и потому, что метпредприятия уже давно благожелательно смотрят на внутренний рынок, который им выгоден. Ведь сокращение внутреннего потребления привело к тому, что комбинат вынужден был снизить свой интеллектуальный потенциал и производить более дешевые марки стали. Поэтому без внутреннего рынка, без активного машиностроения мы не сможем производить дорогостоящие марки стали, поддерживать технологию производства», — считает Валерий Стасюк.
Поэтому, по мнению производителей, высказывание о том, что стоимость металла для внутренних потребителей выше стоимости металла, отправляемого на импорт, не имеет под собой никакого основания. Но нельзя не заметить, что в конечном итоге металл для украинского предприятия имеет еще 20%-ю надбавку по НДС. Возможно, именно поэтому часть потребителей переориентировались на импортную продукцию, и по сути происходит замещение части украинской продукции российской, которая по отдельным позициям на 10—12% дешевле.
Чего тебе надобно?
Практически все предприятия украинской металлургии сегодня работают как на внутренний, так и на внешний рынок.
Структура внутреннего потребления весьма своеобразна — половину металла используют сами металлургические предприятия. Кроме того, основными покупателями продукции являются машиностроительные заводы, строительные организации и предприятия малого и среднего бизнеса. Очень наглядным является пример «Запорожстали», 38,7% продукции которой в первом квартале текущего года приобрели предприятия металлообработки и трубные заводы, еще 13,3% — машиностроительные заводы, агропромышленный комплекс — 1,5%, по 1,0% — энерго- и строительные организации и 42,2% — коммерческие, трейдерские фирмы малого и среднего бизнеса. Последние реализуют продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
«Днепроспецсталь», реализующая 35% металла на внутреннем рынке, сконцентрировала производство на нержавеющей, быстрорежущей и инструментальной стали, которые занимают 63% всей производимой предприятием продукции. В прошлом году «Днепроспецсталь» реализовала на внутреннем рынке 100 тыс. тонн металла на общую сумму 360 млн. грн.
Как считают специалисты УкрАПЧермета, оживлению внутреннего потребления могло бы способствовать строительство крупных промышленных и энергетических объектов, например достройка энергоблоков тех же Ривненской и Хмельницкой АЭС. Пока же «строительное потребление» ограничивается возведением домов в Киеве и в сельской местности на западе Украины.
Надежды на реанимацию потребления железа автомобилестроением, в частности «КрымАвтоГазом» и «АвтоЗАЗ-Daewoo», не оправдались по вине самих производителей — в Украине до сих пор не научились прокатывать автомобильный лист. Не помогло и то, что участие в «эксперименте в ГМК» предусматривает наряду с льготами направлять половину прибыли на модернизацию производства. При этом капитальные вложения на отдельных предприятиях немалые, например, «Криворожсталь» за три года (с 1999-го по 2001-й) потратила на капитальное строительство, текущий ремонт и техническое перевооружение порядка 1,97 млрд. грн. Но на освоение выпуска нового сортамента продукции, спрос на который есть в том числе и на внутреннем рынке, эти инвестиции не тратились.
«Самоедство» металла
По свидетельству опрошенных металлургов, закон «О финансово-промышленных группах», задачей которого было создание вертикальной кредитно-производственно-потребительской цепочки, не помог отрасли. Дело в том, что в рамках ФПГ хотели получить доступ к льготным кредитам не только производители металла, но и машиностроители, у которых износ производственных фондов составляет более 60%. Без их обновления, введения новых технологий продукция машиностроения неконкурентоспособна, а значит, речь об увеличении потребления металла вестись не может. Со слов Владимира Терещенко, существующий закон совершенно не стимулирует создание финансово-промышленных объединений. И связано это прежде всего с тем, что согласно закону все предприятия, входящие в группу, попадают под зависимость одного из них, т.е. экономическая свобода теряется, а сумма налоговых выплат остается. Причем попасть в ФПГ сложно, утверждает ее создание Верховная Рада, собственно как и прекращает работу объединения.
Специалисты выделяют несколько основных проблем, без решения которых наращивание внутреннего потребления становится бесперспективным занятием. Среди методов их решения называются сомнительные инструменты, как чисто протекционистские (защитить внутренний рынок от российского металла), так и административные (обязать строительство, финансируемое из бюджета, обеспечивать исключительно металлом украинского производства). Но есть и несколько абсолютно безусловных мер, без которых заставить дышать промышленность невозможно. Во-первых, необходима вентиляция кредитопотоков, чему способствовало бы снижение кредитных ставок Нацбанка Украины до 10—12% годовых и увеличение лизинговых схем для конечных потребителей машиностроительной продукции. Во-вторых, понижение артериального давления налогов — ввести нулевую ставку НДС при экспорте любого вида национального конечного продукта, что позволит закрепиться машиностроителям на зарубежных рынках. В-третьих, восстановить экспортный кровеносный поток готовой продукции — ускорить вступление страны в ВТО, что обеспечит уменьшение тарифных и нетарифных ограничений на экспорт всех видов продукции. Наконец, в-четвертых, построить цивилизованный рынок сбыта металла в Украине, что поможет загрузить предприятия. Любое метпредприятие, например «Днепроспецсталь», физически не сможет произвести тот или иной товар в объеме менее 1—2 тонн. В то же время потребителям зачастую необходима продукция в объеме 200—300 кг и аккумулировать эти заказы могут посреднические структуры или торговые дома.
Рынок нам поможет
Производители с энтузиазмом относятся к становлению системы сбыта продукции. Реализацией металла в Украине сегодня занимаются как торговые дома при металлургических комбинатах («Криворожсталь», им. Ильича, Донецкий металлургический комбинат, «Запорожсталь», «Днепроспецсталь» и др.), так и крупные региональные металлотрейдеры («БиК», «Харьковметалл-2», «Волыньголовпостач», «Металл Холдинг», «Юнитон», «ХАРП», «Ювис» и др.). Металлотрейдеры начали свою работу самостоятельно или на базе приватизированных региональных сбытовых структур в начале прошлого десятилетия и сегодня набрали достаточно сил и опыта, чтобы решать сбытовые задачи.
«Мы приняли решение расширить работу с конечным потребителем нашей продукции. А именно: с мелкими строительными фирмами, предприятиями, закупающими металлопрокат для собственных нужд, различными городскими службами, частными предпринимателями и другими», — говорит Людмила Ткач, начальник управления анализа и развития Украинской горно-металлургической компании. (УГМК создала первый в Украине «Супермаркет металла», который не только продает сравнительно широкий сортамент металла, но и занимается его доставкой потребителю в любую точку Украины.)
Строительство сбытовой сети металлопродукции у трейдеров идет по нескольким направлениям. Одни предприятия заключают договора с 10—18 производителями, аккумулируя на своих складах широкий сортамент металла. Другие вступают в долевое участие с производителем, занимаясь дистрибуцией продукции в регионе. Третьи исходят из знания специфики местного рынка. Например, в «Волыньголовпостач» считают, что по этой причине самостоятельный выход производителей металла на региональные рынки Западной Украины обречен на провал. Кроме того, производители не будут связываться с мелкими покупателями. Например, на складах компании «Харьковметалл-2», где сосредоточено 6500 наименований продукции, ежедневно ее покупают более 350 клиентов. А объем продаж составил 0,5 млн. грн. в 1999-м, 1,5 млн. грн. в 2000-м и 2,5 млн. грн. в прошлом году.
По прогнозам украинских специалистов, только к 2010 году объем внутреннего потребления вырастет более чем в два раза, а экспорт снизится на треть. При этом потребление, например, готового проката в 2010-м, по данным Украинского государственного научно-исследовательского института металлов (Харьков) составит только половину от 1990 года. Как говорится, не густо, но и не пусто.