НОВАЯ «КОНСТИТУЦИЯ» АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА ВСЕ КОПЬЯ СЛОМАНЫ — ЗАКОН «О РАЗВИТИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УКРАИНЕ» ВСТУПАЕТ В СИЛУ 31 МАЯ

23 апреля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 16, 23 апреля-29 апреля 2004г.
Отправить
Отправить

Влияние на рынок данного документа сводится к подорожанию на 10—12% новых и подержанных иномарок, ввозимых в страну...

Влияние на рынок данного документа сводится к подорожанию на 10—12% новых и подержанных иномарок, ввозимых в страну. Соответственно автоимпортеры могут потерять часть рыночного «пирога». Доля же местных автопроизводителей, наоборот, должна вырасти. Причем самое большие возможности в сегменте новых легковушек сохранит за собой «ЗАЗ» (из-за льготы на уплату НДС и широкого модельного ряда авто). Впрочем, другие производители тоже имеют шанс увеличить свою долю на рынке, особенно если начнут полномасштабное производство иномарок, снизив их стоимость для украинского покупателя. Как именно распределят между собой высвободившуюся часть «пирога» местные автозаводы, зависит от их политики, финансовых возможностей и рыночной ситуации.

На паритетных началах

Рынок автомобилей за последние два года пока обходился без законодательных изменений, заметно окреп и вырос в объемах. Емкость только одного сегмента новых легковушек сегодня оценивается экспертами почти в 10 млрд. грн. Понятно, что интерес к переделу солидного денежного куша способен вызвать громкие споры и давление на депутатский корпус. Отсюда — более чем годовая история принятия закона, прошедшего через несколько редакций, альтернативных проектов и даже вето Президента.

Разработчики документа сразу же разделились на два противоположных лагеря, имеющих определенную поддержку в Верховной Раде, каждый из которых отстаивал свои интересы. С одной стороны — крупнейший в стране Запорожский автозавод «ЗАЗ», поддерживаемый другими предприятиями, работавшими со времен СССР — «ЛАЗом», «КрАЗом», Киевским мотоциклетным и их партнерами по производству комплектующих. Оппонировала им Ассоциация автоимпортеров, у которой нашлись общие интересы с новыми сборочными автозаводами — «Еврокар», КрАСЗ, холдинг «Богдан». Данный раздел интересов довольно точно отражает нынешнюю структуру рынка новых легковых автомобилей в Украине: примерно половина его принадлежит автоимпортерам, остальное — владельцам «ЗАЗа». Теперь попытаемся разобраться, что же изменится с введением нового законодательного акта и кто получит от этого выгоду.

Накануне вступления в ВТО

В преамбуле Закона «О развитии автомобильной промышленности в Украине» определены несколько задач. Во-первых, это эффективное использование потенциала отечественного автомобилестроения, увеличение объемов производства местных предприятий. Во-вторых, создание привлекательных условий для привлечения инвестиций (в том числе иностранных). Однако одной из первостепенных задач, подтолкнувших законодателей взяться за перо, стало намерение Украины в ближайшее время вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Для этого необходимо было привести украинское законодательство, касающееся автомобильной отрасли, к мировым нормам и обеспечить равные условия развития для всех участников рынка. Кроме того, нужно было еще до вступления в ВТО успеть подставить плечо (в виде налоговых послаблений) отечественному автомобилестроению и производству комплектующих, чтобы они наравне могли конкурировать с импортом на внутреннем рынке. После вступления во Всемирную торговую организацию это делать запрещается.

Новая система льгот

Чтобы выполнить требования ВТО, законодатели не стали отменять льготы для предприятий, получивших их согласно Закону «О стимулировании производства автомобилей в Украине» (1998 г.). Вместо этого создали новую систему льгот для других автозаводов и их поставщиков. Дело в том, что отмена указанного закона, по которому сегодня работают «ЗАЗ» и «ЛАЗ», вряд ли привела бы к лишению этих предприятий послаблений в отношении платы за землю, налога на прибыль, пошлин на ввоз комплектующих и НДС. Ведь эти заводы уже выполнили требования закона о привлечении 150 млн. долл. для производства легковушек и 30 млн. долл. для производства грузовиков и автобусов. Значит, обеспечили себе льготный режим до 2008 года. Согласно Закону «О стимулировании…», если предприятие выполнило условие привлечения инвестиций, то никакие другие законодательные акты не могут ухудшить условий их работы. Таким образом, даже если бы парламент отменил «ЗАЗу» и «ЛАЗу» указанные льготы, они в судебном порядке могли бы их вернуть. В общем депутаты не пошли на конфронтацию и оставили для заводов, подпадающих под действие упомянутого закона, прежние условия работы.

Зато для других предприятий по производству автомобилей и комплектующих создана новая система льгот. Правда, она намного скромнее, чем в предыдущем варианте. Речь идет о льготах на уплату налога на прибыль (только в случае, если предприятие будет реинвестировать ее в производство) и ввозных пошлин при импорте комплектующих и материалов для создания производства. Однако, чтобы предприятие имело право воспользоваться данными преференциями, оно должно выполнить ряд условий. Первое — завод должен соответствовать статусу производителя автомобилей или комплектующих, определенному Законом «О развитии автомобильной промышленности в Украине». Производителям автомобилей и мотоциклов (но не комплектующих) надо еще обзавестись официальным разрешением на выпуск продукции под определенной торговой маркой и получить международный код производителя дорожных транспортных средств WMI.

Но это еще не все. Не платить налог на прибыль и пошлины при ввозе оборудования сможет только то предприятие, которое утвердит в Кабинете министров «Программу создания производственных мощностей и рабочих мест». Кроме того, избежать уплаты пошлин на ввоз комплектующих можно будет только для автомобилей, получивших статус «автомобиль происхождением из Украины». Для этого автомобиль должен подвергаться не менее чем 50-процентной переработке в нашей стране. В Украине же должны сваривать кузов машины, красить, комплектовать и окончательно собирать ее.

Получить льготы по уплате налога на прибыль и пошлин на ввоз комплектующих при проведении определенных действий смогут автосборочные предприятия в Луцке и в Кременчуге (КрАСЗ и КрАЗ). «Еврокар» работает в Свободной экономической зоне «Закарпатье», где существует другая система преференций. Но льготы этих производителей будут гораздо меньшими, чем действующие у «ЗАЗа» и «ЛАЗа» (хотя бы из-за льгот по уплате НДС, который сегодня составляет 20%). Именно из-за этого сборочные автозаводы выступали против принятия закона в данной редакции.

Что касается преференций по уплате ввозных пошлин на комплектующие, например, ЛуАЗу и КрАСЗу получать их нет смысла. Ведь эти предприятия специализируются на выпуске российских автомобилей ВАЗ, УАЗ и ГАЗ, а, согласно Договору о свободной торговле и Ашгабадскому соглашению, пошлины и НДС на российские комплектующие не уплачиваются. Льготы по уплате пошлин на комплектующие будут нужны этим заводам только в том случае, если они начнут изготавливать автомобили из стран Европы или Азии. В соответствии с новым законом, пошлины на комплектующие из развитых стран дальнего зарубежья вырастут с 5—10% до 12—20%.

…и новые пошлины

Впрочем, одними налоговыми льготами не привлечешь инвесторов в автомобильную промышленность Украины, как это записано в задачах закона. Для того чтобы производство автомобилей было выгодным на территории нашей страны, пришлось увеличить пошлины на импорт иностранных автомобилей. Ведь действующие пошлины на новые легковушки составляли в зависимости от объема двигателя 2—10%. Таким образом, увеличение пошлин на малолитражки до 15% (с 2006 г. льготная ставка пошлин уменьшится до 12%) и до 20% на машины с большим объемом двигателя должны стимулировать иностранных производителей развивать производство в нашей стране. Случится ли это, покажет время, причем на скорый приход автогигантов никто не надеется. Но то, что сразу же после вступления в силу закона импортные легковушки, особенно малого класса, подорожают, не вызывает сомнений у большинства экспертов рынка. Автоимпортеры говорят, что на самые популярные автомобили с объемом двигателя 1—2 литра цены вырастут примерно на 10—12%. Учитывая тот факт, что стоимость автомобилей европейского производства (в том числе японских марок, произведенных в Европе) за последние год-полтора выросла на 15—20% из-за динамики курса евро, еще одно подорожание существенно ударит по кошелькам поклонников западного автопрома.

Впрочем, потребители новых японских и европейских автомобилей вряд ли откажутся от своих пристрастий в пользу продукции отечественного автопрома. Разве что если речь будет идти об автомобилях западных автоконцернов, собранных в Украине. Таким образом, вполне логично, что после вступления в силу Закона «О развитии автомобильной промышленности в Украине» несколько уменьшатся продажи иномарок, а значит и их доля рынка. Тогда их место займут автомобили, собранные в Украине предприятиями, имеющими налоговые льготы — Opel, Daewoo, Mercedes, Dacia, Chevrolet (производства «ЗАЗ»), а также Skoda, VW, Audi («Еврокар»).

В сегменте новых недорогих автомобилей доминирует «ЗАЗ», выпускающий «Таврии», «Славуты», ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099, «Сенсы», Daewoo, а также производители, выпускающие ВАЗы — КрАСЗ, ЛуАЗ, херсонский «Анто-Рус». Эти предприятия после вступления в силу Закона «О развитии автомобильной промышленности» получат дополнительные преимущества на рынке. Ведь главными конкурентами ВАЗов, ЗАЗов и Daewoo считаются подержанные иномарки, ввозимые из-за рубежа. А после того как пошлины на последние вырастут до 20—30%, ввоз подержанных иномарок будет минимальным. То есть производители отечественных автомобилей смогут увеличить продажи и свою долю на рынке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК