По прогнозам экспертов, через несколько лет в Украине может продаваться около миллиона легковушек в год! Почему же тогда к нам не приходят мировые автопроизводители и не строят здесь свои предприятия?..
Рынок — как в Европе
Отечественный авторынок продолжает расти темпами, которых эксперты не предвидели даже в самых смелых прогнозах. За 9 месяцев 2007 года украинцы купили почти столько же новых легковых автомобилей, сколько за весь 2006 год — около 370 тысяч. В октябре было продано более 53 тыс. новых авто. Аналогичная ситуация прослеживалась и в прошлом году. Исходя из такой тенденции, эксперты прогнозируют объем авторынка в 2007 году на уровне не менее 450 тысяч (а наиболее оптимистичные — о полумиллионе). Если рынок и дальше будет расти нынешними темпами (40% в год), то вполне возможно, уже лет через пять он достигнет 700—800 тысяч, а там и до миллиона недалеко. Именно такую цифру огласили аналитики крупнейшей корпорации нашей страны — «УкрАВТО». По словам вице-президента «УкрАВТО», в долгосрочной перспективе в Украине возможен объем рынка в миллион автомобилей в год.
В Западной Европе рынком более миллиона автомобилей в год могут похвастаться лишь пять стран — Германия, Франция, Италия, Великобритания и Испания. Кстати, Россия также недавно перешагнула этот рубеж и сегодня на ее территории большинство мировых автопроизводителей строят автомобильные заводы. В Украине нет и не предвидится ни одного строительства иностранного завода — все действующие и строящиеся работают за счет местного капитала. Почему так происходит? Попробуем сравнить некоторые экономические факторы украинского авторынка с европейскими.
Кредитный бум
Причины нынешнего автомобильного бума в нашей стране такие же, как и год назад. Это стабильность экономики и национальной валюты, рост доходов населения, развитие кредитных программ, невозможность вложить деньги в другие товары длительного потребления. Например, стоимость недвижимости и земли даже в областных центрах сегодня в несколько раз выше цены популярных автомобилей, а кредитные программы банков по приобретению «четырех колес» куда привлекательнее. Так, сегодня никого не удивишь кредитом на авто с нулевым взносом сроком на 7 лет. Более того, аналитики говорят о возможности продления этого срока до 8—10 лет. Процентные ставки благодаря сотрудничеству банков и автосалонов сегодня составляют 10—14%, причем многие дилеры предлагают такие условия в гривне. Таким образом, автомобили стоимостью 8 тыс. долл. (а это наиболее популярные на рынке «Ланосы» и «Лады») стали доступны для людей, которые способны выплачивать 150—200 долл. в месяц.
Однако вследствие доступности кредитов проявилось и несколько негативных тенденций. Первая из них — постоянное удорожание автомобилей. Стоимость европейских марок повышается в связи с общемировыми тенденциями (укрепление евровалюты делает машины, произведенные в ЕС, дороже в пересчете на гривни и доллары). Остальные авто, в том числе отечественной сборки, дорожают при каждом обновлении модели, а также с начала каждого года (так называемый новый модельный год). Более того, стабильный спрос на автомобили не дает повода производителям подумать о снижении цен на них, даже если снизилась их себестоимость (кстати, недавно ЗАЗ и ЛуАЗ через суд возобновили себе льготы по уплате НДС и ввозных пошлин на комплектующие).
Вторая негативная тенденция, связанная с популяризацией автокредитования, — замирание рынка подержанных автомобилей. Взять кредит на машину возрастом свыше 7—10 лет практически нереально, а такие иномарки стоят в зависимости от класса не менее 8—10 тыс. долл. Соответственно, продать такую машину на вторичном рынке становится все труднее. Ведь потребители знают, что с возрастом автомобиль требует все больших вложений на ремонт и обслуживание. Украинцы уже не хотят (или не могут из-за сложности конструкции автомобилей) ремонтировать их самостоятельно. Человеку, получающему стабильный доход, выгоднее взять в кредит новую машину, которая несколько лет будет на гарантии (то есть серьезно не поломается), чем сначала копить на бэушную машину классом выше, а затем платить практически те же деньги за ее ремонт.
Чем больше людей придерживаются такой точки зрения, тем большие продажи новых автомобилей и меньший спрос — на подержанные. По данным продавцов на столичном рынке «Центральный», продать автомобиль стоимостью 15—20 тыс. долл. (то есть по цене новой иномарки В или С класса) становится все сложнее. Большинство покупателей подержанных машин — люди из регионов Украины, которые не имеют стабильного дохода (например, сельхозпроизводители) или не могут подтвердить свои заработки официальными бумагами. Другими словами, люди, которым банки неохотно дают кредиты. Хотя желающих приобрести автомобиль по такой цене достаточно много.
Таким образом, доля новых автомобильных продаж с использованием банковского кредита на наиболее популярные модели сегодня составляет 60—70%. И это уже вполне европейский показатель.
На подиуме
Если проанализировать структуру продаж на украинском рынке, то наиболее популярными окажутся не самые дешевые модели. Более того, самый дешевый автомобиль на рынке — «Таврия» — недавно был снят с производства, чтобы освободить место на конвейере «Ланосу», который дороже почти вдвое. Именно «Ланос» в различных модификациях, а также российские «Лады» сегодня — наиболее покупаемые автомобили. Их доля составляет примерно треть всего рынка легковушек. Значительно уступают им другие марки, которые тоже собираются в нашей стране, — Chevrolet, Skoda, Hyundai, Kia, Opel.
Среди импортных марок авто больше всего продается японская Mitsubishi: за январь—октябрь этого года — около 23 тыс. штук. Это практически в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рекордсменом продаж остается модель Mitsubishi Lancer. В этом году к признанным лидерам присоединилось несколько китайских марок. Корпорации «УкрАВТО» и «АИС» вывели на рынок китайские легковушки Chery и Geely соответственно. Успех этих машин оказался настолько большим, что на них даже возникли очереди. Таким образом, основная часть украинского рынка новых автомобилей — модели стоимостью от 8 до 15 тысяч долларов. В Европе, даже Восточной, за такие деньги автомобиль не купишь. Местные автопроизводители, за редким исключением, даже не имеют в своей модельной гамме настолько дешевых автомобилей. Для примера: наиболее популярный в Германии Volkswagen Golf в пересчете на доллары стоит примерно 20 тыс.
Итак, одна из главных причин отсутствия мировых автогигантов в Украине — у них просто нет автомобилей, которые мы могли бы потреблять в массовых количествах — десятками или сотнями тысяч. Но планы производить такие модели есть. Успех модели Dacia Logan, которая разработана именно для стран с не очень богатым населением, а также огромная динамика по продажам автомобилей рынков, подобных нашему, заставляют задуматься о бюджетных моделях всех монстров автомобилестроения. Сегодня о разработке дешевых машин стоимостью около 5—7 тыс. долларов уже заявили Toyota, Volkswagen, Renault и другие. Основные потребители таких машин — Китай, Индия, страны Латинской Америки и СНГ. Вполне возможно, что выпуск бюджетных автомобилей автокорпорации наладят не только в азиатских странах, где есть дешевая рабочая сила и огромное количество потребителей, но и в Восточной Европе — России и Украине, где также есть и то и другое. А иначе наша страна потеряет последний шанс стать автопроизводителем — хотя бы бюджетных машин…
Прогноз эксперта
Максим Рабинович, директор по маркетингу и продажам, концерн «НИКО»
— Основные причины бурных продаж — продолжение процесса первичного насыщения и одновременно смена сильно устаревшего автопарка. Украина, к сожалению, до сих пор является одной из самых неразвитых стран Европы по количеству автомобилей на душу населения (примерно 150 автомобилей на 1000 человек). При этом в Украине наблюдается огромный парк автомобилей, которые нуждаются в замене.
Если говорить о ближайших перспективах автомобильного рынка с точки зрения макроэкономики (прежде всего политическая и экономическая конъюнктура), то автомобильный рынок очень эластично реагирует на изменения. Поэтому его динамика напрямую будет зависеть от вышеприведенных факторов. Сейчас наблюдается относительная политическая стабильность и экономический рост. Это способствует рекордной динамике автомобильного рынка. Существенно повлиять на развитие автомобильного рынка может вступление в ВТО. Опыт Польши, к примеру, показывает, что со вступлением в ВТО рынок новых автомобилей может просто «сложиться». Открылись каналы из Европы, и б/у авто заполнили страну — польский рынок новых авто уменьшился более чем в 3 раза.
В то же время, если говорить о микросреде, то здесь все очень позитивно — острая конкуренция на рынке приводит к наличию конкурентных цен на автомобили, а также заставляет автодилеров постоянно генерировать новые интересные идеи и программы (например, программы лояльности, технической поддержки на дороге, trade in и т.д.). Развитие потребительского кредитования стало катализатором продаж, особенно в среднем ценовом классе. Единственное, что здесь может сдерживать рынок, — наличие квот у производителей для Украины, что наблюдается сейчас.
С учетом всех факторов в совокупности (если исключить форс-мажоры), можно с уверенностью сказать, что в 2008 году динамика рынка должна быть позитивной. Мы прогнозируем рост в 20—30%.
— Прилично.
— Октябрь 2007-го показал прирост в 70%.
— 20—30% это ожидания компании?
— Нет, это ожидания по рынку. Для себя мы закладываем больше. Мы собираемся продолжать отвоевывать долю у конкурентов. В первую очередь это японские и корейские бренды.
— Есть ли изменения в структуре продаж с точки зрения кредитования?
— Каждый месяц увеличивается количество продаж в кредит. Они уже превысили 60%. Отчасти это связано с тем, что Mitsubishi — бренд массовый. Как ни странно, но в кредит чаще всего покупают недорогие автомобили Colt, Lancer. Более дорогие машины почему-то покупают за наличные деньги. Но их в структуре продаж все меньше и меньше.