В специальной литературе можно найти такой факт. В 1970 году в США доход от реализации промышленных товаров, созданных за 10 предшествующих лет, составил 40 процентов общего объема. А в 1985-м - 60 процентов доходов получено за счет товаров, не существовавших в 1970-м. Вот такие, фантастические для нас темпы обновления генерируют прибыль. А что же у нас?
Состоявшаяся в Херсоне выставка-семинар «Инновация-97» задумывалась как региональная, но, по мнению представителей и руководства Госиннофонда Украины, ее следовало бы называть всеукраинской.
В выставке приняло участие 88 предприятий Украины, было представлено экспозиции 22 региональных отделений Инновационного фонда.
За пять дней работы выставку посетило более 12000 человек. Среди гостей - консулы Болгарии и Перу, бизнесмены Шотландии, Швеции, Югославии, Канады. Подписано 350 протоколов о намерениях, более 2000 деловых знакомств и контактов станут основой дальнейших переговоров.
Независимая экспертная комиссия отметила дипломами и рекомендовала Госиннофонду оформить в качестве инновационных предложений 10 перспективных проектов. Среди них - «Зерноуборочный комбайн «Славутич», «Продукты быстрого приготовления», «Технология изготовления лечебно-профилактической биодобавки».
Что бы там ни говорили о сложностях экономической ситуации, но факт остается фактом: товары на нашем рынке есть, и наши в общем-то скромные запросы были бы на сегодня удовлетворены предлагаемым количеством и ассортиментом, если бы не отсутствие денег у подавляющей части населения. Последнее же обстоятельство на все сто процентов зависит от уровня отечественного производства - иного безопасного для общества источника благосостояния человечество еще не придумало. Во всей сложной взаимозависимости «производство-потребление» предпринимателей всех мастей и калибров мучает проблема сбыта традиционной продукции. Уместно заметить, что проблема стояла бы и при благополучных показателях качества нашей жизни - «золотой век» повального дефицита, по всем признакам, канул в небытие, сегодня на рынке новые правила игры, спрос определяется потребителем.
А он привередливый нынче пошел, избалованный. И это неудобное для производителя обстоятельство вынуждает приглядываться к рынку, призадумываться о новых товарах. На анкетный вопрос экспертов «Занимались ли вы изучением рынка сбыта?» 87 процентов представителей предприятий-участников выставки ответили утвердительно. Но ответ «Да» - не более чем гипотеза. Перспективность проектного решения нужно доказывать или опровергать маркетинговыми исследованиями. Хотя на сегодняшний день эксперты региональных инновационных фондов едины во мнении - в большинстве проектов почти полностью отсутствует раздел маркетинга. Причину понять можно: исследования рыночной судьбы товаров - дело для нас относительно новое…
В работе форума, к примеру, участвовало АО «Коттон», представляющее технологию выращивания и первичной переработки хлопка-сырца. Его директор Анатолий Жук поведал о живом интересе крымских сельхозпредприятий к сотрудничеству в области хлопководства, к которому пока еще не готово само АО. А рядом от имени Херсонского отделения Академии инженерных наук Украины свою разработку по схожей теме, позволяющую сократить сроки созревания хлопчатника, демонстрировал кандидат сельхознаук Анатолий Семенов. Он выразил готовность изучить любые предложения по ее внедрению. Но однако… так и не нашел партнера. Остается надеяться, что представители Крымского республиканского отделения Инновационного фонда, также участвовавшие в выставке, проинформируют заинтересованных хозяйственников о возможном сотрудничестве.
Ограниченные финансовые возможности производителя - едва ли не основная сдерживающая причина инноваций. В странах с развитой рыночной экономикой нет такой острой проблемы. По справочным сведениям, всего 10 процентов бизнес-планов у них не реализуются из-за денежных затруднений. О наших кредитно-финансовых возможностях особо говорить не приходится - чего нет, того нет. У каждого банка, фонда, процветающего бизнесмена, инвестора свои подходы к весьма рискованному делу. Как правило, молодые или вновь созданные предприятия и производства с устаревшими основными фондами сталкиваются с проблемой - что предложить в качестве залога под кредит банкирам?
Маркетолог Ирина Борисенко, выступавшая при обсуждении инновационных проблем за «круглым столом», не без основания считает, что одним из вариантов решения проблемы может стать лизинг технологического оборудования. Раньше рассуждать об этом не имело смысла из-за экономической нестабильности. Теперь, когда инфляция грозит превратиться в дефляцию, нашим банкирам самое время повернуться лицом к производству. В экономической целесообразности лизинга сомневаться не приходится. Но вся гибкая и чувствительная к конъюнктуре техника финансирования нуждается в основательнейшей проработке применительно к украинским реалиям.
Около трети предприятий, представленных на выставке, занимаются поиском инвесторов до года, около 40 процентов - до двух лет, остальные - более трех лет продолжают безнадежные поиски. Если сравнить время поиска со временем реализации, то станет понятным отсутствие оптимизма у многих бизнесменов. А им, пятидесяти опрошенным, для полного счастья хватило бы порядка 30 миллионов гривен вложений, а общество получило бы дополнительно 4 тыс. рабочих мест. У государства, бесспорно, есть прямая заинтересованность в оживлении инновационной политики, но в нынешние времена возможности ГИФУ ограничены, а число претендентов на привлекательные беспроцентные кредиты велико. Делу помог бы информационный канал, связывающий инвестора с предприятием или предпринимателем, нуждающимся в инвестициях.
В Херсоне такой канал имеется: здесь уже работает первая очередь региональной информационной сети Херсон-Киев, связавшая абонентов областного центра с телекоммуникационной сетью «СВИТ», а через нее и со всей страной. Однако его недооценивают. Хотя для создания опорных пунктов коммутации во всех 22 райцентрах области, после которого и станет возможным полноценное функционирование сети, необходима не столь уж большая сумма - 85 тыс. гривен. Но для разработчиков и она неподъемна.
У нас в крови сидит нечто такое, что заставляет искать хорошее где угодно, но только не у себя. А оно иногда - рядом, по соседству.