ДЕСЯТЬ ЛЕТ СВОБОДНОГО ПЛАВАНИЯ

Поделиться
Созданная 10 ноября 1992 года акционерная судоходная компания «Укрречфлот» пребывает с тех пор в свободном плавании...

Созданная 10 ноября 1992 года акционерная судоходная компания «Укрречфлот» пребывает с тех пор в свободном плавании. За десять лет, оставшихся за кормой, довелось обходить немало мелей и рифов, преодолевать подводные течения и штормы, помогать терпящим бедствие и отражать абордажные атаки неприятеля. В море Рынка и Предпринимательства такие испытания подстерегают на каждом шагу. Выдерживать их помогает то, что компания никогда не ждет у моря погоды. И ежегодно, в канун пасхальных праздников АСК «Укрречфлот» собирает своих акционеров, а ее президент Николай Славов докладывает о результатах работы за минувший год и о планах на будущий. Такая вот морская традиция.

Прошедший 2001 год, результаты которого обсуждались на очередном общем собрании акционеров, оказался для компании не менее сложным и важным по объему поставленных задач, чем предыдущие. Впрочем, всем судоходным компаниям мира пришлось работать в тяжелых условиях. Большие потери морскому и речному транспорту нанес мировой топливный кризис, в результате которого цены на горюче-смазочные материалы возросли в 2—2,5 раза. Вместе с тем стоимость перевозки грузов на международных фрахтовых рынках снизилась на 15—20 процентов.

Даже судоходным компаниям развитых стран пришлось сворачивать деятельность. Что уж тогда говорить об отечественных, которые в течение всего года испытывали острый недостаток в грузовой базе? Практически все украинские экспортеры вынуждены продавать свою продукцию с условием, что она вывозится из морских портов страны судами под чужими флагами по высоким фрахтовым ставкам. И это, прежде всего, следствие отсутствия в Украине государственной политики по защите отечественных судовладельцев. Вот им и приходится «подчищать» порты и вывозить в основном низко тарифицированные грузы.

Но, к чести правления и руководства АСК «Укрречфлот», ими были своевременно разработаны и реализованы комплексные меры по улучшению грузовой базы и сокращению эксплуатационных расходов. Компания смогла мобилизоваться и обеспечить выполнение годового бюджета по всем технико-экономическим и финансовым показателям. Ее грузовым флотом перевезено 5,4 млн. тонн грузов, что на четыре процента превысило уровень 2000 года. Сегодня на флот АСК приходится 40 процентов общего объема перевозок всем морским и речным транспортом страны.

В заграничном сообщении объемы перевозок составили 3,6 млн. тонн, а на внутрибассейновых и каботажных линиях перевезено 1,8 млн. Рост к уровню 2000 года составил 23 процента, к плану — 15. Доходы от всех видов деятельности АСК «Укрречфлот» за отчетный период составили 212 млн. гривен, что на два процента выше уровня 2000 года.

Следует отметить, что с момента создания компании ее валютные доходы, благодаря выходу на международные линии, возросли более чем на две трети и в общих доходах их удельный вес достигает 94 процентов.

За счет перевода судов на работу на одном двигателе и других мероприятий удалось достичь существенного сокращения расхода горюче-смазочных материалов. Вырученные средства были направлены на строительство нового флота, модернизацию действующих теплоходов и приобретение акций АО «Днепропетровский речной порт».

В свое время в состав АСК «Укрречфлот» были приняты Херсонский и Запорожский судостроительные и судоремонтные заводы, а также Вилковская ремонтно-эксплуатационная база флота. Это дало положительный результат, так как расходы компании на ремонт флота в прошлом году удалось сократить на 3 млн. гривен по сравнению с запланированными.

Обеспечили выполнение своих бюджетов 2001 года и дочерние предприятия компании — Запорожский, Херсонский и Николаевский речные порты. Их валовой доход составил 44 млн. гривен.

Стабильная работа компании и дочерних структур на протяжении всего года позволила направить на строительство нового флота 13 млн. гривен и профинансировать утвержденные в бюджете расходы на социальное развитие в сумме 9 млн. гривен. «Укрречфлот» — единственная судоходная компания в Украине, сработавшая в 2001 году прибыльно.

Руководством компании предложен, а ее акционерами одобрен стратегический курс на построение вертикально интегрированной корпорации нового типа, объединяющей в себе все звенья процесса перевозки грузов «от двери до двери». Это предопределяет первоочередность решения задач корпоративного управления.

Об абордажных атаках в этой статье упоминалось не для красного словца: в начале прошлого года группа иностранных акционеров предприняла попытку захвата АСК «Укрречфлот», сформировав в своей собственности блокирующий пакет акций. Отвести угрозу и защитить права украинских акционеров удалось, благодаря созданию ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот», поддержанного прошлогодним собранием акционеров.

Для обеспечения деятельности ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» на полном хозрасчете и самофинансировании в его структуре созданы фрахтовый отдел по фрахтованию чужих судов для вывоза грузов из отечественных портов при нехватке собственного флота компании, а также транспортно-эксплуатационный отдел с филиалами в Днепропетровске, Запорожье, Херсоне и Николаеве. Кроме этого, ЗАО получена лицензия и начата работа по перевозке грузов на каботажных и дунайских линиях флотом, арендованным в речных портах.

Еще раз вернемся к началу статьи, где упоминалось об оказании помощи терпящим бедствие. Так вот, с некоторых пор Днепропетровский речной порт почувствовал к себе нездоровый интерес сторонних коммерческих структур. Для портовиков это могло закончиться настоящим бедствием, так как им была хорошо известна плачевная участь некоторых вполне благополучных предприятий Днепропетровска и ряда днепровских речных портов, ранее становившихся объектом такого внимания. И они «подняли сигнал SOS», обратившись к АСК «Укрречфлот» с предложением объединиться. Такое решение практически единогласно поддержали акционеры порта на своем ежегодном собрании 14 декабря 2001 года, что свидетельствует об их большом доверии к судоходной компании. Учитывая, что Днепропетровский речной порт расположен вблизи основных экспортообразующих регионов и желая защитить его от посягательства сторонних коммерческих структур, АСК согласилась с предложением. Собрание акционеров «Укрречфлота» единогласно одобрило такое взаимовыгодное объединение.

Возраст действующего флота АСК «Укрречфлот» и стоящие перед ней задачи по расширению географии грузовых перевозок обязывают к строительству новых судов. Следует отметить, что ни в России, ни в других странах СНГ строительство нового флота практически не ведется.

В июне 2001 года компанией завершено строительство первой серии из пяти судов типа «Десна», которое велось за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития. По такой же схеме на румынской судоверфи «Навол» строятся еще два теплохода этой серии. Первый из них — «Владимир Украинец» — компания получит в третьем квартале текущего года, второй — «Алексей Дидковский» — в начале следующего. Погашение кредита ЕБРР компания осуществляет в полном соответствии с кредитным соглашением, и менеджмент Евробанка рассматривает АСК «Укрречфлот» как солидного и обязательного заемщика.

Вместе с тем, концепция развития «Укрречфлота», решаемые им задачи по укреплению позиций на международном фрахтовом рынке требуют еще более интенсивного решения проблемы обновления флота. Поэтому на основе всестороннего анализа фрахтового рынка руководство компании приняло решение приобрести до конца 2005 года пять крупнотоннажных теплоходов грузоподъемностью 5—6 тыс. тонн. В последнее время рынок тоннажа благоприятен для приобретения бывших в эксплуатации судов, возраст которых не превышает трех — пяти лет. Такие теплоходы обходятся в два раза и более дешевле новых, имея аналогичные технические характеристики. Это, считает Николай Славов, даст возможность пополнить флот АСК требуемыми судами за меньший период времени при более низких финансовых затратах. Открытие кредитной линии для финансирования покупки бывших в эксплуатации судов в «возрасте» не более трех-пяти лет поддержано Евробанком.

Консолидированный бюджет АСК «Укрречфлот» на нынешний год составлялся с учетом главной задачи — последовательного развития и повышения эффективности работы компании, ее дочерних предприятий, филиалов и структурных подразделений в соответствии с рыночной конъюнктурой в сфере профильных услуг. Основным условием выполнения принятого бюджета должен стать переход на новый уровень фрахтово-коммерческой работы. В этом году компания нацелена на изыскание грузопотоков, альтернативных перевозкам металлолома, железорудного сырья, привлечение к перевозкам металлопродукции, наращивание объемов перевозок угля, расширение номенклатуры грузов, перевозимых из морских портов Черного и Азовского морей. Есть планы увеличивать объемы перевозок зерновых грузов, отправляя суда типа «река—море» из Херсонского, Николаевского и Днепропетровского портов в страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов.

В итоге от производственно-финансовой деятельности 2002 года планируется получить консолидированную чистую прибыль в сумме 15,9 млн. гривен. Она будет направлена на выплату дивидендов, строительство нового флота, приобретение акций, а также на решение социальных вопросов трудового коллектива.

Отдельно следует остановиться на выплате дивидендов акционерам. За 2000 год это сделано в сроки, предусмотренные решением прошлогоднего собрания. За 2001 год выплата намечена в прежних размерах, и это вызвало немало вопросов. Ведь большинство рядовых акционеров — люди пожилого возраста. В свое время им удалось удержаться от соблазна отдать свои приватизационные ваучеры многочисленным «пирамидам», устроители которых обещали взамен баснословные проценты и хорошо нагрели руки на доверчивости неосторожных граждан. А что теперь?

— Дивиденды можно выплачивать и в пятикратном размере, но это будет политика «проедания» компании, — отвечает президент АСК «Укрречфлот» Николай Славов. — Если действовать таким образом и прекратить строительство нового флота, через несколько лет «Укрречфлот» просто погибнет.

К сожалению, в этом не приходится сомневаться, если вспомнить о мелях, рифах и всяческих подводных течениях, встречающихся на пути отечественного предпринимательства. Некогда глава государства назвал АСК «Укрречфлот» моделью приватизации, к которой все должны стремиться. Оценка лестная, но модель, как известно, вещь хрупкая, нуждающаяся в бережном обращении. Сломать ее можно одним неосторожным движением. А сколько таких движений ощущают на себе «модели приватизации» со стороны государственных органов? Это и фискальная налоговая политика, и отсутствие должной поддержки отечественного производителя, и многое другое, чего не должно быть в государстве, у которого слова не расходятся с делом, а забота о гражданах — не декларируемая, а наполненная реальным содержанием.

Но даже в таких условиях многие отечественные предприятия нацелены на успешное завершение трансформационных процессов, повышение конкурентоспособности, находят свою нишу на международных рынках товаров и услуг. Десятилетний опыт работы АСК «Укрречфлот» в новых экономических условиях — яркое тому подтверждение.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме