Идея в наше время повторить путь «из варяг в греки» не нова. Достаточно вспомнить норвежский драккар «Хаворм», который в 1992 году под руководством Тура Энгойя прошел по Западной Двине к Днепру. В следующем году норвежцы Туре Ольсен и Свен Эрик Ойя, построив в г.Ладога на р.Волхов малое речное судно «Эрнинге» и объединившись со смоленским ялом «Дир», также достигли Днепра. А еще год спустя археологи Сигтуны — древней столицы Швеции — на построенном ими драккаре «Айфур» под командованием Юхана Юхансена прошли 1200 километров до Новгорода. Не отставали от «варягов» и братья-славяне. С 1985 года россияне под руководством известного путешественника Ю.Жвиташвили в рамках международного проекта «Трансевропа-Нево-Викинг» проводят разведочные исследования археологических памятников между Ловатью, Западной Двиной и Днепром с целью всестороннего изучения пути «из варяг в греки». На построенной ими в 1991 году копии древнерусского гребного судна Х века «Нево» они в последующие годы избороздили воды Финского залива. В 1995 году от Орши (Беларусь) до Пирея (Греция) удалось пройти петербуржцам.
Однако первым, кто одолел весь классический маршрут от Балтики до Стамбула за две навигации, стал экипаж натурной копии древней ладьи «Княгиня Ольга».
...«В греки»
Мечты, подобные той, что многие годы обуревала Сергея Воронова, исполняются раз в тысячу лет. И то, что на исходе второго тысячелетия от Рождества Христова ее удалось осуществить, не просто везение. Нельзя объяснять случайным стечением обстоятельств встречу Воронова с людьми, для которых идея воссоздания перехода, совершенного княгиней Ольгой в 956 году из Киева в Царьград (Стамбул), оказалась настолько важной и интересной, что они сделали почти невозможное для осуществления этого проекта. Много разных людей приняли в нем участие. Это и опытный яхтенный конструктор из Киева А.Швайдак, и глава Днепропетровской областной госадминистрации Н.Швец, и президент Всеукраинского клуба путешественников В.Логинов, и известный российский кинорежиссер С.Ростоцкий (к сожалению, недавно ушедший из жизни), и главный редактор журнала «Вокруг света» А.Полещук. Решающим в судьбе проекта стало его включение в основной план мероприятий Национального оргкомитета по встрече в Украине третьего тысячелетия. Благодаря содействию ответственного секретаря Национального оргкомитета Ю.Авксентьева, в Чернигове было начато строительство ладьи, которая в мае 2000 года была спущена на воду, получив имя Великой княгини.
Ввиду того, что о первой экспедиции «Княгини Ольги» написано достаточно, остановлюсь на ней лишь вкратце. Стартовав 22 июня 2000 года, ладья прошла по маршруту Киев — Переяслав-Хмельницкий — Черкассы — Кременчуг — Днепропетровск — Запорожье — Херсон — Одесса — Очаков — Стамбул, а затем вернулась в Херсон. В Стамбуле она отшвартовалась 15 сентября, преодолев за 85 дней 2714 километров. Вопреки скептицизму опытных яхтсменов в отношении мореходности судна, «Княгиня Ольга» продемонстрировала великолепные мореходные качества. Даже попав в полосу шквального ветра на траверсе Констанцы, переросшего в четырехбалльный шторм, она не отклонилась от курса.
Да, «Княгиня Ольга» — не «Бегущая по волнам». Но ведь и задача продемонстрировать скорость и маневренность ей не ставилась. Важно было другое — подтвердить саму возможность перехода открытым морем от Очакова до Стамбула. Древние были людьми обстоятельными, и суетливости предпочитали надежность, всегда поспешая медленно. Поэтому экипажу пришлось преодолевать трудности скорее психологического, нежели физического характера. Бесспорная заслуга участников плавания еще и в том, что, повторяя древний маршрут, им «на ходу» удалось освоить технику вождения уникального судна, аналогов которому сейчас просто не существует, усовершенствовать такелаж применительно к условиям плавания, устранить «слабые места» в конструкции ладьи, проявившиеся во время путешествия. Если из Киева ладья вышла лишь внешне похожей на свой древний прообраз, то к Стамбулу эта похожесть переросла в идентичность. Возьму на себя смелость предположить, что сие обстоятельство сыграло не последнюю роль, когда принималось окончательное решение о дальнейшем освоении пути «из варяг в греки».
И «из варяг»...
Экспедиция нынешнего года преследовала сугубо исследовательские цели — изучение использования водных коммуникаций во времена Киевской Руси и механизмов их эксплуатации. Это была попытка смоделировать в максимальном приближении переход на ладье северного и центрального участков исторического пути, завершив тем самым прохождение всего маршрута.
На этот раз «Княгине Ольге» предстояло преодолеть путь протяженностью 1174 километра. Выйдя 12 июня из Санкт-Петербурга, она должна была подняться против течения к пункту официального старта — Шлиссельбургу и оттуда через Волхов, Кириши, Новгород, Старую Руссу, Смоленск, Шклов и Могилев вернуться в Киев.
Забегая наперед, скажу, что экипаж успешно справился с программой исследований, и в намеченный срок — 11 июля — ладья достигла Киева. Но ошибается тот, кто считает, что это путешествие было легким и речная и озерная гладь ни в какое сравнение не идет со штормящим морем. Были шквалы и штормы, не уступающие морским, мели, пороги и перекаты, северная стужа и комары, опровергающие мнение о повсеместном вымирании птеродактилей. А еще изнурительные волоки — как те, что были известны древним варягам и грекам, так и совершенно новые — в результате техногенного влияния человека на окружающую среду. Трижды приходилось использовать «бурлацкую тягу», буквально вручную расчищать путь ладье по мелководью от камней, работая за бортом. Даже Днепр в районе российско-белорусской границы больше похож на горную речку, чем на великую реку, до середины которой, как принято считать, способна долететь только редкая птица. В районе Речицы с трудом удалось избежать прямого столкновения со старой баржей, которой местные дачники перегородили русло, сократив себе дорогу к ближайшему магазину. Множество мелей, не отмеченных на навигационных картах, отсутствие буев, вех и створных знаков держали экипаж в постоянном напряжении вплоть до белорусско-украинской границы. Но, как говорится, с Божьей помощью все обошлось благополучно.
Кстати, о Божьей помощи. Вот что рассказывает о ней руководитель международного экипажа «Княгини Ольги» Сергей Воронов:
— Обязательное и традиционное для каждого мореплавателя условие — наличие на борту святого, покровительствующего путешественникам. Но наши намеки и просьбы к Николаю Угоднику относительно улучшения погоды оставались без последствий. И тогда, учитывая, что моделируем путешествие IХ—Х вв., мы поняли, что должны вписываться в каноны той эпохи. Было принято решение поэкспериментировать и обратиться за содействием к авторитетному представителю древнеславянских языческих божеств. Боцман вырубил из осины очень достоверное изображение Перуна, и в Великом Новгороде состоялся первый опыт по отработке взаимопонимания и сотрудничества. Было организовано щедрое жертвоприношение идолу в виде бутылки водки. Хотите верьте, хотите — нет, но на другой день погода заметно улучшилась. С тех пор Перуна всегда размещали за обеденным столом на почетном месте, а если случалось в суете забыть об этом, дождь на следующий день был обеспечен.
Что ж, наблюдение не менее ценное, чем и другие научные результаты экспедиции, и должно быть принято к сведению теми, кто в будущем отважится на подобное путешествие.
На этом рассказ о плавании «Княгини Ольги» можно и закончить, если бы не необходимость дать ответ на вопрос, который организаторам и участникам экспедиции приходилось слышать неоднократно еще на ее подготовительном этапе.
«Зачем это нужно?»
— Еще в период организации первой экспедиции, — говорит Сергей Воронов, — нам часто задавали этот вопрос. Мы не ставили задачу «свершения научного подвига» в виде воссоздания древнего перехода на ладье на веслах и под парусом. Такие смелые планы появились после возвращения из Стамбула. Главной же целью одиссеи-2000 была попытка реализации самой возможности заглянуть в глубь веков, ощутить дух Киевской Руси на пороге третьего тысячелетия. Попытка осуществить неосуществимое — увидеть мечту, которая снилась в детстве. И лишь завершив вторую экспедицию, мы узнали, что стали первыми, кому удалось за две навигации пройти путь от Санкт-Петербурга до Стамбула, первыми за последнее тысячелетие, кто всего за месяц прошел с волоками путь от побережья Балтийского моря до Киева. Удалось на практике доказать, что в IХ—Х веках плавсредства княжеств Киевской Руси могли в одну навигацию достичь Киева и вернуться в Великий Новгород.
Да, экспедиция подтвердила многое из того, что до ее проведения было лишь предположениями. Но она вполне способна стать импульсом для развития массового туризма на «варяжско-греческом» направлении, вдоль которого расположено неисчислимое множество исторических памятников, уголков первозданной природы и «медвежьих углов», обойденных современной цивилизацией и до сих пор сохранивших древнерусское обличье. Здесь масса неповторимой экзотики, способной привлечь внимание многих. В условиях стремительного развития отечественной туристической отрасли об этом стоит помнить.