Война натренированной рукой пишет новейшую историю Украины, в центре которой сегодня президент Владимир Зеленский. Его инаугурация прошла ровно пять лет назад — 20 мая 2019 года: конституционный срок мирных полномочий исчерпан. Но дело не в якобы «нелегитимном» статусе Зеленского (этот нарратив Россия активно пытается навязать Украине и международному сообществу), а в новой степени его ответственности. Ответственности человека, который до конца войны останется президентом Украины, но которого украинцы на второй срок не выбирали.
При этом военная каденция президента очерчена не только Конституцией (гарантирует непрерывность власти) и законом о военном положении (указывает на невозможность проведения выборов), но и установленными самим Зеленским рамками, внутри которых нам придется жить и воевать.
Речь о четырех сторонах фигуры, которой определяется роль и место Владимира Зеленского в руководстве воюющей страной. Сейчас этот черный квадрат кажется замкнутым и не имеющим выхода. Но давайте все-таки рассмотрим все его равновеликие стороны и поймем: шанс выйти есть.
Сторона первая: если бы была возможность, то президента Зеленского стоило бы поменять
Поменять как человека, который не понял, что с пятью-шестью менеджерами нельзя управлять государством, а можно лишь заниматься «решаловом». Как человека, который не понял, что система пиара не может заменить систему постановки задач и контроля над их выполнением. Как человека, который не понял, что государственной машине врага нужно противопоставить свою государственную машину, а не спорадические запоздалые мероприятия безынициативных чиновников.
При этом, безусловно, мы не можем не признать, что Зеленскому выпала самая тяжелая президентская каденция, начавшаяся пандемией и завершившаяся полномасштабной войной с Россией. Другой вопрос — как он ответил на поставленные историей вызовы. Ведь Украина сегодня нуждается не просто в концентрации власти президентом, который в условиях военного положения лишил субъектности парламент, правительство, местное самоуправление и силовиков. Она нуждается в полном использовании этого оружия ради победы, коль уж Зеленский взял на себя такую ответственность часто в противовес Конституции. Однако централизовав Украину, как Путин Россию, Зеленский абсолютно не понимает, как правильно обращаться с этим оружием.
Именно поэтому власть только в 2023 году начала серьезно на государственном уровне заниматься дронами; только в 2024-м задумалась о переводе производств ВПК под землю; лишь в апреле 2024 года провела межведомственное совещание, чтобы определить критические места в энергетике и способы их защиты; тогда же — приняла закон о мобилизации и пр. То есть сделала все то, что должна была сделать в 2022 году. И очень много еще не сделала. И не сделает, так как Зеленский другим подходам уже не обучится. Он не привлечет в правительство квалифицированных людей. Только своих. Он не поймет, как работает государственная машина. Он не сменит нормативку правительства на то, что называют нормативкой военного времени. Встречный вопрос, брошенный журналистам президентом: «А вот вы сами скажите, что это значит перевести страну на военные рельсы?», так и остался для Верховного главнокомандующего без внутреннего ответа.
Когда команда Януковича переводила страну на спортивные рельсы, заваливая Евро-2012, был назначен новый ответственный вице-премьер Борис Колесников. Он провел через правительство решение: все документы с грифом «Евро-2012» рассматриваются за 24 часа. А у нас во время войны постановления в правительстве готовятся и принимаются месяцами. При этом президент продолжает полагать, что если он отдал распоряжение, то оно беспрекословно выполняется. Не выполняется. И дело не только в том, что на дверях в ОПУ стоит «вышибала» Ермак. А в том, что все прикрывают свои задницы, зная: как только будет проведена операция с государственными деньгами, к тебе придут голодные аудиторы, БЭБ, ГБР, ОГПУ и другие.
Поэтому правительство Зеленского (не Шмыгаля) безынициативно. Депутаты в своем эффективном большинстве лишены субъектности и так же безынициативны. Среднее звено перепугано и прячется от любых задач. Система государственного управления практически не работает. Но самое страшное, что она не работает в первую очередь в Министерстве обороны, которое по Конституции является президентским. Там решения принимаются по полгода. С новым, старым и любым другим министром. Даже на их уровне и внутри их компетенций.
Государственные задачи в целом ставятся хаотично, их выполнение не контролируется. В результате из-за некомпетентности и пассивности мы теряем больше, чем они воруют.
Да, Зеленский продолжает достаточно успешно вести международную политику. Которая могла бы быть еще эффективнее, если бы под его правильные слова, высказываемые наружу, за два года (!) полномасштабной войны был заложен надежный внутренний фундамент; если бы у него была иная кадровая политика; если бы он реально был заинтересован в ликвидации коррупционных схем, растущих в геометрической прогрессии; если бы он по-другому работал с послами, не превращая институт в отстойник «сбитых летчиков»; если бы задействовал по-настоящему службы внешней разведки. Бесконечное количество «если бы…». Ведь у гаранта Конституции априори в наличии более широкий инструментарий, нежели у Андрея Ермака и пиар-компании Эндрю Мака в США.
Сторона вторая: выборы в условиях войны невозможны
Авторы ZN.UA неоднократно анализировали юридическую составляющую проведения выборов президента во время войны. Напомним главное: ответ на вопрос о сроках полномочия президента разбросан в статьях 103 и 108 Конституции Украины. И в отличие от парламентских выборов, где Конституция прямой статьей запрещает их проведение во время войны, в отношении президентских прямой запрещающей нормы нет.
Так, статья 103 определяет, что «президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет». В то время как в статье 108 указано, что «президент Украины выполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного президента Украины». Однако основанием досрочного прекращения являются отставка, невозможность выполнять полномочия по состоянию здоровья, импичмент и смерть.
«К сожалению, конституционный пробел перевели в политический дискурс, — пишет кандидат политических наук, старший научный сотрудник института им. И. Кураса НАН Украины Ирина Овчар. — Несмотря на то, что логика прочтения норм и их связь свидетельствуют: для обеспечения непрерывности власти и ее передачи президент должен выполнять свои полномочия весь период, даже после пятилетнего срока, пока не будет избран следующий». А следующий президент, по закону о военном положении, может быть избран только после его отмены.
Есть еще целый ряд объективных факторов, которые делают невозможным проведение каких-либо выборов во время войны. Ключевые: отсутствие реестра избирателей на фоне миллионов как внутренних переселенцев, так и тех украинцев, кто из-за войны выехал за рубеж. И, как следствие, невозможность дотянуться до голосов офлайн, при том, что к выборам-онлайн нет доверия не только у потенциальных избирателей, но и у международных партнеров.
Важно понимать также, что Владимир Зеленский в 2019 году был избран президентом на демократических выборах с результатом, который не вызывает сомнений — 74%. Избран на всей территории Украины кроме оккупированных частей Донецкой, Луганской областей и Крыма. Если же сейчас проводить выборы, то он может толковаться как президент свободной части Украины, а не новооккупированных Россией территорий. Невозможно и без того разваливающуюся страну погрузить в избирательный процесс, где политики сразу забудут о войне. Мы и сейчас видим, как Юлия Тимошенко и Дмитрий Разумков паразитируют на теме мобилизации. То ли еще будет. А если еще запустить выборы, то они просто в хлам разнесут все в борьбе за руины всеукраинского Бахмута.
Сторона третья: даже если выборы провести сейчас, на них победит Зеленский
Если мы хотим стране осознанного будущего, то этого допустить нельзя. А Зеленский на сегодняшний день безальтернативен. Даже миф о возможной потенциальной конкуренции Залужного был ликвидирован и скрыт в Туманном Альбионе. Может Валерий Федорович и передумает когда-нибудь (мы такого не исключаем), но его стремление в политику на этом этапе равно нулю. Зеленский полностью зачистил поле. Он убрал из власти всех, кто мог бы стать зародышем будущего кандидата.
Ситуацию не изменит даже низкий показатель доверия к Зеленскому: опрос социологической группы «Рейтинг» показывает, что доверие к президенту упало с 95% в начале полномасштабного вторжения в 2022 году до 63% в феврале 2024-го. Но в Украине сейчас не вырисовался человек, в которого она могла бы влюбиться. У нее сейчас нет сил даже искать глазами. Сырский создан не для любви, хотя доверие к армии стабильно держится на уровне 90%. Поэтому Украина снова выйдет за постылого, но понятного. И если это произойдет, это добьет ее после окончания войны.
Сторона четвертая: русские продолжат раскачивать лодку
Россия рассчитывает все сценарии и ситуации. Ее устраивают недостатки Зеленского, при этом Путин тоже понимает, что замены Зеленскому сейчас нет. Потому поставлена задача: просто раскачивать лодку. Причем не столько внутри Украины, сколько за ее пределами. Недавнее заявление Путина в Китае о том, что «легитимность президента Украины Владимира Зеленского имеет значение для РФ, судьбоносные документы нужно подписывать с легитимными властями» — из этого ряда.
Русские научились очень серьезно и системно использовать спецслужбы, колоссальные бюджеты для успешной работы с оппозиционными силами, влиятельными журналистами и лидерами мнений от общественности в странах-партнерах Украины. Они точно не ограничатся роликами с Зеленским в королевской мантии, которые запускают в украинское информационное пространство. Они будут пытаться показать Зеленского нелегитимным президентом именно Западу.
И здесь очень важно: перейдет ли объем волны, которую они поднимают и будут поднимать еще сильнее уже завтра, в качественное изменение общественных настроений внутри Украины и за рубежом. Изменится ли отношение руководителей стран-партнеров к статусу Владимира Зеленского? Это тоже значимый момент, который необходимо учитывать.
Ответить же на этот вызов внутри страны можно только двумя способами. Во-первых, решением Конституционного суда Украины. Раз этого до сих пор не сделали депутаты, президент должен сам обратиться в КСУ, чтобы тот вынес вердикт и закрыл рот российским пропагандистам четким и единственно законным ответом. Во-вторых, как бы это ни противоречило тому, что мы уже сказали, — полной поддержкой президента как легитимного главы державы. Обществом, армией, политическими силами.
Цена легитимности Владимира Зеленского
Но! Поддержка статуса не значит — поддержка курса. Потому что задача Украины не просто воевать, а побеждать. Если не в классическом понимании военной победы над Россией в границах 1991 года, то точно самих себя. Иначе еще один нарратив русских «Зеленский удерживает власть только благодаря войне» пустит крепкие корни в украинском обществе. Выйти за существующие рамки сковавшего нас черного квадрата президентства Зеленского — главный вызов. Прежде всего для самого президента, которой должен этот вызов осознать и принять.
Как общество осознает и принимает, что оставаясь при власти, Зеленский стартует в свою новую каденцию из ситуации цугцванга: выборы невозможны — концентрация власти президентом — кризис госуправления — ухудшение ситуации на фронте — выборы невозможны — концентрация власти президентом…
То, как стремительно засасывает нас эта воронка, понимает уставшая украинская армия, отражающая наступление россиян. Солдаты, здоровье которых никто не ценит, чьи права никто не учитывает, а норму о демобилизации лично президент разыгрывает только ради популизма, изымая потом ее из законопроекта. Они злы, их достоинство унижено, но они все еще на первое место ставят наш суверенитет, продолжая за него воевать.
Шаги власти всегда в поле зрения тех, кому предстоит в самое ближайшее время пополнить ряды ВСУ. Что они видят и чувствуют, если 30% украинцев понимают и принимают мотивы «уклонистов», тонущих в Тисе? Есть ли выход из этого очевидного движения Украины к поражению в войне? Как в такой патовой ситуации мы можем сохранить суверенитет? Что следует предпринять власти, чтобы улучшить эффективность государственного управления, помочь армии и мотивировать мобилизуемых?
Мы уже выдвигали идею создания правительства Национального доверия из технократов. На что получили достаточно резкий ответ президента на известной пресс-конференции. К сожалению, Зеленский не понимает степени возложенной на него ответственности и последствий, которые могут стать результатом такого непонимания. Мы также прочитали огромное количество реплик в сетях и медиа о том, насколько гнилые у нас политические элиты и как легко они похоронят страну. Но ее уже хоронит Зеленский!
В такой ситуации выход только в круговой ответственности политических элит, в рядах которых есть люди, способные компетентно управлять министерствами. Зеленский, если хотите, должен повязать всех кровью, создать правительство, отлучить его от груди Ермака, включить парламент и повести Украину к победе. Как это сделал Черчилль во время Второй мировой, когда в Британии выборы тоже не проводились, а в правительство привлекли представителей разных партий. Иначе мы так и будем ходить по кругу, меняя Камышина на Верещук, Верещук на Чернышова и обратно, по ходу выбрасывая в утиль возможных будущих политических конкурентов. Как это уже произошло с Залужным, Кубраковым и может произойти с Федоровым и Будановым.
В то время как у управленческих ошибок всегда есть порог. Украина еще не умерла, но может. Она так же конечна, как все на этой земле. Хоть об этом и не рассказывают в национальном телемарафоне. За время тысячелетней истории наши предки теряли ее уже неоднократно. Давайте постараемся почувствовать это душой и кожей. Ни на минуту не забывая, как технологично Россия раскачивает нашу лодку, а Блинкен бьет веслом по затылку, напоминая о том, что мы погрязли в коррупции.
Таков исторический счет за вторую военную каденцию Зеленского. И если окажется, что он не в состоянии его оплатить, то платить будет Украина. Жизнями. Территориями. Гражданским противостоянием. Суверенитетом. Уже платит.