С Украиной в сердце. Почему выборы не решат проблем воюющего государства и какой выход есть у президента

ZN.UA
Поделиться
С Украиной в сердце. Почему выборы не решат проблем воюющего государства и какой выход есть у президента © Офіс президента України

«Никто не верит в нашу победу так, как я. Никто…», — сказал президент Владимир Зеленский в интервью журналу Time, по сути, публично вскрыв свое человеческое и политическое одиночество. Потому что верить мало. А помощь для того, чтобы делать, президент не принял. Предпочтя остаться царем в окружении грызунов, всегда способных на маленькие дерзости, но никогда — на большие дерзновения. А теперь еще и предавших, выставив на весь мир человеком, которому «только попробуй сказать правду о войне». Зеленский один на капитанском мостике сбившегося с курса военного корабля в разгар сражения.

Через 600 дней после начала полномасштабного вторжения России в Украину внимание наших союзников приковано к происходящему не только на фронте, но и в тылу. Президент стал прозрачным. После его драматичного визита в Штаты в сентябре, о котором пишет журналист ведущего издания Америки, спецпредставитель США по вопросам восстановления Украины Пенни Прицкер приехала смотреть не на Зеленского в хаки, а на процессы, происходящие в государственном организме. Которые глава государства, сосредоточив в своих руках всю полноту власти, должен обеспечивать в обороне, экономике и социальной сфере.

Обращение к партнерам за жизненно важной военной и финансовой помощью должно быть подкреплено внутренней способностью государства эффективно ею распорядиться. Исход войны напрямую зависит от слаженности внутреннего и внешнего компонентов. Тем более в условиях, когда после нападение ХАМАС на Израиль мир сотрясла еще одна кровопролитная война с открытым финалом, оттянув внимание и ресурсы партнеров от Украины.

Да, президент США Джордж Байден в своем обращении к американскому народу подал нам «зеленый» сигнал, поставив ценность победы Украины в один ряд с победой Израиля, запросив у Конгресса единый годовой пакет помощи в 75 млрд долл. Однако 61,4 млрд, теоретически зафрахтованные для Украины, после избрания нового спикера Палаты представителей Конгресса США Джонсона, — проблема. Причем не только в Штатах, но и в Европе. До конца года европейцы обещали нам миллион снарядов, а поставили 300 тысяч. В то время как одна только Северная Корея России — 350 (!) тысяч. Дальше будет еще сложнее. При этом украинская власть продолжает бить в глаза партнерам исключительно «красным», усиливая позиции тех, кто не поддерживает Украину в войне с Россией.

Коррупция и некомпетентность людей, принимающих государственные решения от имени президента, подрывает способность нашей государственной машины обеспечивать сопротивление агрессии. Неразвившееся контрнаступление — а только его успех мог стать основой для начала переговоров с Россией — логичный результат развала системы государственного управления, в том числе в сфере безопасности и обороны. На этом фоне цитата одного из топ-советников президента в той же статье Time «Чиновники воруют так, будто завтра не наступит» — публичное признание кризиса власти. И подтверждение того, что президента предал не Запад.

При этом роль политических сил в стране — кроме правящей партии — сведена к нулю. Информационное пространство руками советников и помощников, прекрасно понимающих глубину пропасти, в которую мы летим, зачищено победными «едиными новостями». Система врет сама себе, народу и Верховному главнокомандующему. Которому потом, оказывается, окружение боится сказать правду. Вам это никакого соседа не напоминает? Общество и горстка оставшихся независимыми медиа, фидбэка от власти не получают: редкие вынужденные шаги — отставка министра обороны Резникова произошла через шесть месяцев (!) после масштабного коррупционного скандала — предпринимаются только под давлением международных партнеров.

Даже тому, кто зарылся в песок с головой, ясно: существующая конфигурация власти не решит накопившихся в государстве проблем, потому что сама власть — проблема. Власть себя исчерпала. Она не может сделать больше, чем уже сделала. Она не может в этом составе остановить коррупцию. Она не может в этом составе принимать решения, которые должны были быть приняты в ВПК, армии, энергетике, налогообложении, в менеджировании управленческих и логистических процессов еще год назад. Проблема этой власти не только в коррупции, а в том количестве решений и их обеспечении, которые она больше не в состоянии принять. Лояльные министры не дают стране того результата, который нам жизненно необходим. Опираться можно только на твердое, а не на теплое и мягкое.

Но! Ситуация осложняется тем, что менять власть во время войны — тоже проблема. И дело не только в Конституции, которая прямо указывает проводить следующие парламентские выборы после окончания военного положения, и не только в законе о военном положении, запрещающем выборы президента во время войны, а еще и в сложившемся внутреннем консенсусе по отношению к выборам.

Выборов интуитивно не хочет президент. Рейтинг правящей партии «Слуга народа» на нуле — на очереди сам Зеленский, продолжающий удерживать внешнюю рамку, но не справляющийся с внутренними вызовами. В результате победа, к которой президент намерен идти до конца, может быть совсем не такой, какую он пообещал людям. И это похоронит его как политика. Поэтому Банковая максимально блокирует любые публичные упоминания о выборах внутри страны. В результате оказался парализован не только парламент, который давно должен был принять решение о формате поствоенных выборов на уровне закона, но и необходимая плановая техническая подготовка к выборам Центральной избирательной комиссии (ЦИК). В этом кроется большой риск поствоенных парламентских и президентских выборов, когда бы они ни были официально объявлены.

Выборов не хочет общество. 66,9% украинцев, опрошенных Центром Разумкова по просьбе ZN.UA, считают, что нужно продолжить полномочия действующего президента до окончания военного положения. 69% респондентов уверены в том, что ни парламентские, ни президентские выборы нельзя проводить до окончания войны. 58,7% украинцев пояснили свою позицию тем, что во время военного положения невозможно обеспечить реальную политическую конкуренцию. 51,3% уверены, что смена власти во время войны не поможет победить Россию, а лишь расколет общество — в этом не сомневаются 40% опрошенных.

Выборов не хочет политикум. Об этом свидетельствуют ответы на информационный запрос ZN.UA лидеров политических партий и депутатских групп, которые могут в будущем претендовать на власть. Свою официальную категорическую позицию в отношении выборов выразили глава «Батьківщини» Юлия Тимошенко, глава депутатской группы «Партия «За майбутнє!» Тарас Батенко, лидер депутатского объединения «Разумная политика» Дмитрий Разумков, основатель одноименного благотворительного фонда волонтер Сергей Притула, глава парламентской депутатской группы «Платформа за життя та мир» Юрий Бойко. «Европейская солидарность» промолчала, что не исключает неоднократно озвученной Петром Порошенко своей публичной позиции — против выборов. Как и главы фракции партии «Голос» Александры Устиновой. Позицию руководителя фракции СН Давида Арахамия спрогнозировать несложно.

Фактор влияния международных партнеров в вопросе выборов также сильно преувеличен. По информации наших источников, Запад, прекрасно зная ситуацию внутри страны, категорически против выборов. «Для избирательной кампании в Украине нет пререквизитов, включая невозможность обеспечить безопасность, а также равные избирательные права для военных, переселенцев и оппозиционных политиков», — убеждены в Белом доме и Госдепе.

Безусловно, тему выборов в Украине и легитимности власти будет качать Россия и республиканцы-трамписты, тем более, если война затянется. Основная ставка уже весной будет сделана на просроченного, а значит — нелигитимного украинского президента, в то время как российский диктатор легко пойдет на выборы. Очередной перевертыш от вражеской пропаганды может окончательно нас разбалансировать или наоборот — стать поводом для поиска превентивного асимметричного решения.

Каким может быть это решение для президента

Если мы не переизбираем парламент и не меняем президента, то единственное, что мы можем изменить, — исполнительная власть. Потому что единственная точка приложения усилий для эффективных качественных кадровых ротаций, — это правительство. Его необходимо переформатировать прежде всего с менеджерской, интеллектуальной и профессиональной точек зрения. Для того чтобы перегрузиться и выжить нам нужен другой мозговой центр, другие руководители государственных органов, госпредприятий, ВПК и пр.

Но речь идет не об очередной сборной солянке из «своих» во главе с беспозвоночным, речь — о коалиционном Кабинете министров, где будут представлены парламентские (а, возможно, и внепарламентские, но претендующие на власть) политические силы.

Такой шаг потребует концентрации всех интеллектуальных ресурсов, которые есть в стране. Лучшие профессионалы должны войти в правительство Спасения, Победы, Народного доверия... — называйте, как хотите. Это правительство должно формироваться коалиционными политическими силами в первую очередь из профессионалов, которые не обязательно входят в ряды партий. Его цель — компетентно, честно и слаженно управлять государством во время войны.

При этом президент, продолжая свою внешнеполитическую деятельность, отдает руль управления государством коалиционному правительству, полностью устраняя влияние на него своего окружения. Плюс реально включается парламент, который будет обеспечивать законодательную основу для работы коалиционного правительства. А президент в свою очередь — подписывать принятые парламентом правительственные законопроекты. Таким образом мы вернемся в рамки действующей Конституции и парламентско-президентской модели управления государством. Официально констатировав смерть давно несуществующего монобольшинства.

Это непростое решение для президента, которое, однако, в критический для страны момент будет свидетельствовать о его стремлении стать государственным деятелем, способным ради спасения страны пожертвовать политическими амбициями.

На какой основе создавать коалиционное правительство

Мы говорим сейчас о новом общественном договоре между властью, армией и обществом, инициатором и гарантом которого на время войны может стать президент. Тогда в основу коалиционного соглашения, которое подпишут в парламенте политические партии и группы — они же впоследствии создадут коалиционное правительство, которое откроет двери лучшим технократам-профессионалам — могут быть заложены следующие насущные стратегические задачи:

  • во-первых, переход государства на военные рельсы; максимальное укрепление стойкости и обороноспособности страны, исходя из потребностей обеспечения армии, включая производство собственного (в том числе высокотехнологичного) вооружения и боеприпасов;
  • во-вторых, жесткая борьба с коррупцией в системе государственного управления, вплоть до пересмотра центрального и местных бюджетов, а также отказ о «кумовства» и «своих людей» путем возвращения прозрачных конкурсов при отборе на госслужбу;
  • в-третьих, завершение структурирования антикоррупционного блока, включая организацию и проведение своевременного и прозрачного конкурса на главу НАПК; принятие законопроектов, гарантирующих полную юридическую и процессуальную независимость САП, а также укрепление институциональной мощности НАБУ (своя экспертиза, увеличение штата детективов и пр.);
  • в-четвертых, принятие пакета всех законов, необходимых для вступления в ЕС и НАТО, в том числе касающихся завершения судебной реформы;
  • в-пятых, завершение реформы системы государственной власти, включая введение института государственного надзора за органами местного самоуправления, что критично важно для укрепления государственной вертикали и безопасности сразу по окончании войны;
  • в-шестых, разработка нового комплексного плана развития страны с учетом рекомендаций ЕС, потребностей регионов и громад, для того чтобы освоить финансовую помощь, которая уже поступает и которая будет поступать от доноров в процессе поствоенного восстановления;
  • в-седьмых, гарантированное обеспечение социального минимума для всех нуждающихся категорий населения, в первую очередь — пострадавших в войне и их семей;
  • в-восьмых, пакет социальных, экономических, демографических мер, направленных на создание условий для возвращения в Украину граждан, выехавших из страны после полномасштабного вторжения России;
  • в-девятых, создание максимально благоприятных условий для развития и релокации бизнеса (в том числе фермерства в сельском хозяйстве), поддержки предприятий, уплаты налогов и пр.
  • в-десятых, подготовка и принятие специального рамочного закона для проведения поствоенных выборов парламента и президента для того, чтобы ЦИК могла начать подготовку к ним.

Почему политические силы будут вынуждены откликнуться на инициативу президента

Коалиционное правительство — это разделение ответственности. В данном случае президента Зеленского с другими политическими силами и их лидерами, которых он мало праздновал всю свою каденцию. Но когда сегодня президент говорит о единстве, — это не единство избирателей с ним. Это единство всех. Интеллектуалов, визионеров, менеджеров, независимо от их принадлежности к политическим командам.

И точно так же, как Зеленскому нужно признать, что его команда не потянула страну, лидерам парламентских партий нужно вспомнить, что часть тяжелой ноши президента по Конституции принадлежит им. Конечно, всегда легче подождать на берегу реки, пока мимо тебя не проплывет труп твоего политического врага. Однако не сегодня. Потому что на другом берегу Днепра выжидает наш общий кровный враг.

Именно поэтому люди воспримут такое решение президента и лидеров политических сил, как серьезный шаг к консолидации. Политики станут видимыми для общества. Или изгоями — в случае отказа. Всем придется договариваться и выполнять условия соглашения, обеспечивая слаженную работу правительства, парламента и президента. Без перетягивания одеяла на себя. Без мыслей о предстоящих выборах. Без желания подставить будущего конкурента. Но с одной единственной целью — стать опорой для нашей армии.

Вам не нравятся наши политические силы? Но это вы их выбрали! И они не могут со своим потенциалом и опытом пересиживать войну в парламенте. Они должны участвовать в решении стратегических государственных задач. Брать на себя ответственность. При этом мы абсолютно не уверены, что все лучшие специалисты ограничены рамками существующих партий. Коалиционное правительство должно быть сформировано с участием политических сил, а не исключительно из них.

Почему это нужно сделать именно сейчас

Мы подошли к краю. Тяжелая ситуация на фронте, разбалансированная экономика, утрата весомой части доверия партнеров, расширение кризисных очагов в мире заставляет нас в первую очередь обратиться к нашим собственным ресурсам. Сконцентрировать мозги и менеджмент, которые помогут восстановить управляемость государственной машиной и ключевыми отраслями — от ВПК и армии до экономики и энергетики.

Такое правительство может быть создано за войну всего один раз. И, понятно, что создать его будет не так просто. И как бы мы ни призывали политиков объединиться вокруг Зеленского, все будет зависеть в первую очередь от него. Потому что все наслышаны о волюнтаризме и диктате президента в отношении парламента, правительства и силовиков. Они наслышаны о том, что президент не воспринимает критику и любые возражения, навидены, как легко он расстается с людьми, не объясняя никому и ничего, доводя информацию об отставке официальным указом.

Поэтому люди, которые должны прийти в новое правительство, которых мы хотим увидеть во главе исполнительной власти государства, способного отстоять себя, должны поверить, что Зеленский, умерив свою жажду власти, втянет когти. И выдаст кредит доверия стране для Победы. Триединство президента, правительства и парламента сегодня критично необходимо Украине.

Тем более что такой шаг был бы мощным сигналом для наших уставших международных партнеров: мы способны адекватно оценивать ситуацию, перегруппировать силы, определить приоритеты и эффективно реализовывать их не только на словах, но и на деле.

Если для вас этот путь все еще выглядит фантастикой, то вы, скорее всего, еще никогда по-настоящему не чувствовали, как под рукой бьется сердце Украины. Теперь в любой момент оно может остановиться. Но ведь никто не верит в нашу победу так, как мы. И никто не сделает для страны столько, сколько сможем мы, объединившись.

Опрос по заказу ZN.UA проводился социологической службой Центра Разумкова с 28 сентября по 4 октября 2023 года методом face-to-face в 22 областях Украины и г. Киеве. Опрошено 2019 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме