Выборы в Украине: не сейчас, а когда?

ZN.UA
Поделиться
Выборы в Украине: не сейчас, а когда? © depositphotos/olegda88.gmail.com

«Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение».

Уинстон Черчилль

 

На фоне кровопролитной войны с российским агрессором лето-осень прошлого года отличились политической дискуссией о проведении/непроведении парламентских (в 2023 году) и президентских (в 2024 году) выборов. На какое-то время эта дискуссия даже отодвинула на второй план фронтовую проблематику. Создавалось впечатление, что для некоторых политическая борьба за власть важнее, чем борьба за выживание Украины в условиях полномасштабного российского вторжения.

Поводом для дискуссии послужили определенные Конституцией сроки проведения парламентских и президентских выборов. Согласно национальному Основному закону, очередные парламентские выборы должны были состояться в последнее воскресенье октября 2023 года (ч. 1 ст. 77), а очередные президентские выборы — в последнее воскресенье марта 2024 года (ч. 5 ст. 103).

 

Не сейчас

Эта дискуссия показала довольно нестандартное отношение разных политических сил к заранее определенным срокам обновления власти. Оппозиционные силы, обычно добивающиеся досрочных выборов, в этот раз, ссылаясь на войну, выступили категорически против проведения очередных выборов — и парламентских, и президентских. Очевидно, они руководствовались тем, что позднее их шансы на выборах будут значительно выше.

В то же время, как видно по всему, действующая власть хотела провести выборы (парламентские тоже, но прежде всего — президентские) сейчас, поскольку понимала, что потом — после войны — ее шансы на удержание существующих властных позиций, вероятнее всего, будут значительно меньше. Правда, публичная позиция ее главных представителей по этому вопросу не была последовательной и однозначной.

Так глава ВР Руслан Стефанчук, фактически начавший эту дискуссию в июле прошлого года, заявил, что Конституция не запрещает проводить выборы во время войны, поэтому вскоре этот вопрос «будет актуализирован». Позднее, в октябре, он отметил определенные законодательные разногласия в отношении проведения/непроведения президентских и парламентских выборов.

Не был однозначен и президент Владимир Зеленский. В августе прошлого года он заявил о готовности и желании провести выборы «в течение года», заметив, что для выборов 2024 года в условиях, если война будет продолжаться, нужны изменения в законодательство и дополнительное финансирование. А в начале ноября он сказал, что проведение президентских выборов в стране во время войны не ко времени, и поэтому эту тему надо закрыть на определенное время.

Выглядит так, что власть была вынуждена отказаться от идеи проведения выборов «в течение года», учитывая, в частности, настроения общества, которое, согласно результатам социологических опросов, четко сигнализировало о негативном отношении к выборам в условиях войны. Кроме того, 100 общественных организаций выступили с заявлением о невозможности проведения в Украине выборов «в условиях активной фазы войны», заявив, что «выборы и полномасштабная война несовместимы».

Позицию президента («выборы не ко времени») сразу поддержали международные партнеры Украины. А немного позже представители парламентских политических сил подписали меморандум, которым «пришли к соглашению, что будущие свободные и честные национальные выборы (парламентские, президентские) проводятся после завершения войны и завершения действия военного положения со временем, достаточным для подготовки к проведению выборов (не меньше шести месяцев после окончания военного положения)».

Так был якобы достигнут общий консенсус (действующей власти, оппозиции, общества, иностранных и международных партнеров) о нецелесообразности выборов во время действия военного положения/войны.

Следовательно, вопрос о проведении в краткосрочной перспективе президентских и парламентских выборов снят с политической повестки дня. Но можно ли сказать, что проблема проведения/непроведения выборов решена окончательно? Вероятно, нет, поскольку сейчас она лишь поставлена на паузу — достигнутая вследствие консенсуса принципиальная договоренность заключается только в том, что выборы состоятся «не сейчас».

Принимая во внимание государственную позицию и интересы воюющей страны, на сегодняшний день это абсолютно правильно. Потому что проведение выборов в Украине сейчас по сути стало бы открытием второго фронта против своей страны. Кроме очевидных рисков в сфере безопасности и невозможности соблюсти демократические избирательные стандарты, выборы в нынешних военных условиях — это политический разрыв страны изнутри. Это — переключение основного внимания от борьбы с внешним врагом на политическую борьбу между собой. Это — отвлечение усилий от решения насущных проблем фронта. Это — фактически свертывание международной деятельности по получению жизненно важной военной, финансовой и другой помощи партнеров. Это — риск разбалансировки и без того не совсем эффективного государственного управления во всех сферах. Наконец, это — то, что на руку врагу и чего он добивается всеми возможными способами: посеять общественно-политические распри, радикально разъединить наше общество, дезорганизовать управление государством, ведущим оборонительную войну.

 

Если не сейчас, то когда?

За кулисами остался, на первый взгляд, не слишком злободневный на сегодня, но в долгосрочной перспективе критически важный вопрос: а когда все же должны/ могут быть проведены следующие выборы, когда они будут «ко времени»? Достаточно ли определенной является формулировка, что следующие парламентские и президентские выборы состоятся «после завершения войны и завершения действия военного положения»?

Так позиция президента Зеленского о том, что проведение президентских выборов в стране во время войны (состояние которой по определенным причинам юридически не объявлено) не ко времени, не дает однозначного ответа на поставленные вопросы.

То же касается и упомянутой позиции парламентских политических сил, которые «пришли к соглашению» о том, что будущие парламентские и президентские выборы будут проведены «после завершения войны и завершения действия военного положения» со временем, достаточным для подготовки к ним (не меньше шести месяцев после окончания военного положения).

Общественные организации, выступившие со специальным призывом к парламенту не назначать выборы «во время войны», подчеркивают невозможность свободного формирования политической воли «в условиях активной фазы войны» (то есть проведение выборов во время войны все же допускается?).

Общество в целом тоже против выборов (в частности президентских) во время войны. Согласно опросу Центра Разумкова, проведенному по просьбе ZN.UA, 66,9% респондентов уверены, что нужно продлить полномочия действующего президента до окончания военного положения. Вместе с тем большинство опрошенных (54,4%) считают, что полномочия Владимира Зеленского следует продлить на любой срок до окончания военного положения, сколько бы оно ни продолжалось.

Дело в том, что сейчас никто не готов ответить, а что же нужно будет считать «завершением войны» (как и что считать «победой») и когда наступят безоговорочные условия для «завершения военного положения». Не вызывает дискуссий то, что военное положение и война — это разные правовые категории (в Конституции речь идет и о состоянии войны, и о военном положении). Военное положение могут вводить как в случае вооруженной агрессии, так и в случае угрозы нападения на страну. Война же — это всегда реальная вооруженная борьба с ведением боевых действий. Следовательно, военное положение может вводиться и существовать и при отсутствии войны. С другой стороны, при наличии полномасштабной войны состояние войны может официально и не объявляться (как сейчас), а все ограничивается введением военного положения. Хотя ст. 4 Закона «Об обороне Украины» установлено, что в случае вооруженной агрессии против Украины или угрозы нападения на Украину президент принимает решение о введении военного положения, а также вносит в Верховный совет представление об объявлении состояния войны. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает в день и время прекращения состояния войны. Поэтому вопрос официального объявления состояния войны и соотношение такого состояния с военным положением требует отдельного основательного рассмотрения, поскольку с этим связано много военных, международных, политических и правовых аспектов, в т. ч. об ответственности за развязывание и ведение агрессивной войны, нарушении законов и обычаев войны и т.д.

Первый сигнал о том, что вопрос не решен, уже поступил от президента Зеленского, который в интервью The Economist (1 января 2024 года), выражая свою позицию о мобилизации, сказал: «Давайте будем честны: мы переключились на внутреннюю политику». И отметил, что если фокус на внутренней политике сохранится, то нужно будет «назначать выборы, менять законы и Конституцию». А буквально на днях на вопрос корреспондента британского телеканала Channel 4 News: «Если бы вы могли провести выборы…?» Владимир Зеленский ответил: «Если бы я мог это сделать завтра, я сделал бы это завтра».

Конституция Украины и соответствующее ей действующее украинское законодательство запрещают проведение выборов в условиях военного положения (на уровне закона — всех выборов, на уровне Конституции — парламентских). Но как быть, если война затянется на долгое или вообще неопределенное время? И если во время войны все же возникнет объективная потребность в проведении президентских или парламентских выборов? Возможность наступления таких ситуаций, учитывая многочисленные жизненные факторы, кажется очевидной и не нуждающейся в дополнительном обосновании.

Более того, все ли согласятся с тем, что война закончилась, если на момент гипотетического объявления об этом не все украинские территории будут деоккупированы? Если, при самом плохом сценарии, Донбасс и Крым останутся под контролем России, все ли согласятся, что наступил момент победы? Легко ли будет убедить семьи погибших за украинскую землю, что дальше воевать за нее никто не будет?

Нужно признать, что полная консолидация украинского общества в отношении факта завершения войны возможна только после полной деоккупации Украины. А это может занять значительно больше времени, чем нам всем хотелось бы. Война, в широком значении этого понятия, может продолжаться долго, очень долго, чтобы с ее завершением связывать дату начала очередных выборов президента и парламента.

Поэтому ради политико-правовой определенности единственным юридическим фактором для будущих выборов высших представительных органов государственной власти должно быть не завершение войны, а завершение собственно правового режима военного положения. И в этом должна быть четкая определенность, потому что путаница с этими близкими, но юридически нетождественными понятиями порождает дискуссии, которых не должно быть в принципе.

А завершение военного положения — постоянное или временное (на время выборов) — должно произойти вследствие наступления благоприятных (а точнее — приемлемых) условий для реализации свободного волеизъявления избирателей, где бы они ни находились — в Украине или за ее пределами.

И что важно — с этим должны согласиться все вышеупомянутые участники политического процесса: органы государственной власти, самые влиятельные партии, общественные организации и широкие слои украинского общества.

То есть с юридической точки зрения проведение выборов во время военного положения — невозможно. Проведение же выборов во время войны с Россией (которая может продолжаться еще неизвестно сколько) может оказаться безальтернативным вариантом, к которому нужно готовиться уже сегодня.

Такие выборы могут и должны состояться в случае возникновения действительно объективно-критической потребности в этом и при наличии соответствующих обстоятельств в сфере безопасности и других, которые максимально обеспечивали бы свободное волеизъявление и соблюдение демократических избирательных процедур.

 

Легитимность власти до следующих выборов

Вопрос легитимности украинской власти без проведения выборов (ее переизбрания) в той или иной форме периодически вбрасывается в информационное пространство, чаще всего в том смысле, что Россия (Путин) не будет признавать легитимность украинского парламента и президента после окончания конституционного срока их полномочий.

Как отметила редактор отдела политики ZN.UA Инна Ведерникова, «тему выборов в Украине и легитимности власти будет качать Россия и республиканцы-трамписты, тем более, если война затянется. Основная ставка уже весной будет сделана на просроченного, а значит — нелигитимного украинского президента, в то время как российский диктатор легко пойдет на выборы. Очередной перевертыш от вражеской пропаганды может окончательно нас разбалансировать или наоборот — стать поводом для поиска превентивного асимметричного решения».

О том, что Россия начинает большую кампанию по дискредитации украинской власти из-за ее будто бы нелегитимности, учитывая непроведение выборов, на днях заявил секретарь СНБО Алексей Данилов.

Безусловно, особо обращать внимание в этом вопросе на российского диктатора не стоит. Ведь и сейчас Путин украинскую власть иначе как «киевским режимом» или «киевской хунтой» не называет, а Медведев вообще недавно назвал Украину «искусственной страной» и заявил, что кто бы ни стоял у ее руля, «это не прибавит легитимности и правовой самостоятельности его «стране».

Но надо понимать, что Россия будет активно использовать спекуляции вокруг нелегитимности украинской власти на международном уровне. И поэтому уже сейчас надо иметь наготове железобетонные правовые аргументы для их опровержения. А они есть, поскольку перенесение сроков выборов вовсе не будет означать юридической «просроченности» парламента и президента.

Согласно Конституции (ч. 1 ст. 76), срок полномочий Верховной Рады составляет пять лет.

Вместе с тем Конституция (ч. 4 ст. 83) содержит специальное предписание о том, что «в случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения».

Следовательно, согласно этому предписанию, во время действия военного (как сейчас) или чрезвычайного положения полномочия ВР пролонгируются до того времени, когда будет избран новый состав парламента после отмены военного или чрезвычайного положения. Такая пролонгация не нуждается ни в чьем решении — она осуществляется автоматически согласно императивному предписанию Конституции.

А это значит, что с формально-юридической точки зрения: 1) выборов парламента во время действия военного положения быть не может — кто и как бы этого ни хотел; 2) Верховная Рада нынешнего созыва будет легитимным законодательным органом до тех пор, пока в Украине будет продолжаться военное положение и после этого не будет избран новый состав парламента; 3) в течение этого времени (сколько бы оно ни продолжалось) никто не может поставить под вопрос легитимность действующего парламента, поскольку его полномочия пролонгированы на высшем правовом уровне — конституционном.

Вместе с тем Конституция не содержит специальной нормы, которая предусматривала бы продление полномочий президента во время действия военного или чрезвычайного положения. Не исключено, что во время написания Конституции просто «забыли» заложить в нее такое положение. Именно это стало основанием для горячих дискуссий о возможности и целесообразности проведения президентских выборов в 2024 году.

Хотя эта «пробел» компенсируется другими нормами Конституции.

Несмотря на то, что Конституция (ч.1 ст.103) устанавливает пятилетний срок пребывания на должности президента, она предусматривает (обязует!) исполнение главой государства своих полномочий и вне границ указанного срока.

В Конституции определены органы государственной власти, которые по своим полномочиям и/или функциональному назначению являются единственными в государстве (решение КС №5-р/2019 от 13 июня 2019 года). По своему статусу (главы государства и Верховного главнокомандующего ВСУ), полномочиям и функциональному назначению к таким государственным органам относится и президент, который является неотъемлемым и одним из ключевых элементов государственной власти в Украине. Это значит, что ради надлежащего функционирования государственной власти на конституционных началах, обеспечения существования и сохранения государства Украина полномочия президента могут осуществляться беспрерывно (постоянно).

Вместе с тем нужно учитывать особенность института президентства в Украине, которая заключается в том, что Конституция не предусматривает возможности замещения президента на его должности (существование должности вице-президента) и исполнения его полномочий в случае его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.) или окончания срока, на который он избран. А следовательно, его никто не может заменить, подменить или на определенное время исключить из системы государственной власти.

Исполнение обязанностей президента — и то лишь на определенный срок (до избрания и вступления в должность нового президента) и в ограниченном объеме — может возлагаться на главу Верховной Рады только в случае досрочного прекращения полномочий президента согласно статей 108, 109, 110, 111 Конституции (ст. 112 Конституции).

Это значит, что никто, кроме самого президента, не может исполнять его полномочия как в рамках пятилетнего срока пребывания его на этой должности, так и после окончания этого срока.

Такой вывод базируется на основных принципах функционирования государственной власти в Украине (в частности, принципах институционной непрерывности и стабильности) и конкретных конституционных нормах.

Конституционное предписание о пятилетнем сроке пребывания на должности президента нужно рассматривать в непосредственной взаимосвязи с положением ч. 1 ст. 108 Конституции, которой установлено, что «президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного президента Украины».

Следовательно, указанная норма Конституции не только делает возможным, но и обязует (императив — «исполняет»!) действующего президента осуществлять полномочия до того момента, пока его не сменит на должности новоизбранный президент.

Наконец, конституционным основанием для пролонгации полномочий президента и парламента также может быть объективная невозможность реализации народом в условиях войны своего суверенного права избирать представительные органы государственной власти.

Следует отметить, что в отечественной конституционно-правовой практике исполнение президентом своих полномочий неоднократно «не вписывалось» в пятилетний срок. Так президент Леонид Кучма во время второй каденции исполнял полномочия главы государства почти на два месяца дольше определенного Конституцией пятилетнего срока пребывания на этой должности. В свою очередь исполнение Виктором Ющенко полномочий президента продолжалось на месяц дольше установленного Конституцией срока. В то же время президентская каденция Петра Порошенко продолжалась на две недели меньше определенного Конституцией срока пребывания на должности главы государства.

 

Короткие итоги

Консенсусное политическое решение об отказе от проведения парламентских и президентских выборов на нынешнем этапе российско-украинской войны единственно правильное. Для таких выборов сегодня нет условий, в них нет объективной потребности, они стали бы губительными для страны. Сейчас все государственные, политические и общественные усилия должны быть сосредоточены на сопротивлении вооруженной российской агрессии и одержании победы над врагом. Политическую борьбу за власть, которая в латентной форме активно продолжается, нужно прекратить.

У действующих парламента и президента есть все конституционные основания, чтобы и в дальнейшем исполнять свои полномочия без проведения выборов в течение всего периода действия военного положения. А следовательно, нет никаких правовых оснований для сомнений относительно их легитимности на протяжении этого периода.

Вместе с тем украинский политикум, соответствующие государственные институции и гражданское общество должны задекларировать на весь мир внутреннее единодушие относительно отсутствия каких-либо сомнений в легитимности парламента и главы государства до проведения следующих выборов. Надо исходить из того, что выборы нужны не для подтверждения легитимности отечественных властей (в этом нет юридической необходимости), а для обеспечения демократических основ функционирования Украинского государства, преемственности и стабильности формирования его представительных органов.

Нужно прийти к соглашению о том, что следующие очередные выборы президента и парламента должны состояться независимо от продолжительности войны с Россией, после наступления приемлемых условий для обеспечения избирательных прав граждан Украины, для чего в определенный момент будет (окончательно или временно) прекращен правовой режим военного положения без прекращения дальнейшей решительной борьбы украинского народа за свою землю, свободу и демократию. Поскольку пока существует имперская Россия — будет сохраняться смертельная опасность для Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме