Первого апреля на стол Президенту должны лечь предложения рабочей группы относительно создания Национального бюро расследования...
Первого апреля на стол Президенту должны лечь предложения рабочей группы относительно создания Национального бюро расследования. Сегодня можно говорить лишь о предлагаемых подходах к созданию этой структуры. Пока неизвестно даже, как, собственно, будет называться ведомство, условно называемое Национальным бюро расследований. Однако мало у кого вызывает сомнение тот факт, что возглавит его Виктор Король, народный депутат, генерал-лейтенант милиции в отставке, друг и соратник секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Петра Порошенко. Сегодня Виктор Король — еще и сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений по созданию НБР. Поэтому нам показалось логичным начать изучение вопроса о нарождающейся структуре именно с разговора с ним. — Виктор Николаевич, прежде всего о функциях создаваемой структуры. Что будет относиться к сфере деятельности Национального бюро расследования? — Мы не столь богаты, чтобы создавать структуру, которая будет занята исключительно борьбой с коррупцией. Подразделения НБР будут заниматься противодействием коррупции и преступлениям, связанным с коррупционной деятельностью — взяточничеством, злоупотреблениями. Или, так сказать, преступлениями, производными от коррупционных, когда чиновник, например, давит на прессу, создает темники и т.д. — Получается весьма широкое поле деятельности. А расследовать, как было заявлено, «резонансные убийства» и другие тяжкие преступления НБР не будет? — Нет. Только коррупция в высших эшелонах власти и производные от нее преступления. Причем реальная коррупция, а не должностное преступление, совершенное, например, директором школы. Мы должны, наконец, честно заявить обществу, что, говоря о коррупции, подразумеваем высшие эшелоны власти. Кого-то это напугает, многих — защитит. Потому что сегодня, в погоне за «галочкой» отчетности, даже участковый инспектор может составить протокол о коррупции на кого угодно. Такого быть не должно. Создание этого органа приведет к системной борьбе с коррупцией и реальной профилактике таких преступлений. Таким образом, вала впечатляющих показателей раскрываемости тут не будет. Наверное, поэтому сегодня норовят добавить к функциям будущей структуры, например, расследования убийств и т.д., чтобы был впечатляющий результат, отчетность. Здесь потребуется полностью устранить распространенную у нас статистику, которая нередко убивает самые лучшие идеи. В то же время, работа НБР будет максимально прозрачна и открыта для критики. — По той причине, что будущими фигурантами станут преимущественно известные лица? — Да. — Каков предположительно уровень будущих VIP-клиентов, подследственных НБР? — Это государственные чиновники 1-3-й категорий и приравненные к ним сотрудники правоохранительных органов (независимо от звания), судьи, депутаты всех уровней. — На основе каких структур будет создаваться НБР? — Поскольку государство наше небогатое, оно не может выделить дополнительные средства на создание такой структуры. Но оно не может закрывать глаза на то, что формально существующие правоохранительные структуры фактически не работают. Поэтому предлагается вариант создания НБР на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД — УБОП. В основу лягут штатное расписание УБОП, схема, «скелет» и т.д. На его материально-технической базе, опираясь на существующее законодательство, мы и создадим новые подразделения. Кроме УБОП, зарплату за борьбу с организованной преступностью и коррупцией получает у нас подразделение «К» Службы безопасности Украины и подразделение налоговой службы. На этой основе и будет создаваться НБР. — То есть вы будете механически переводить сотрудников УБОП в НБР? — Это сложный вопрос. Говоря «создаваться на базе УБОП», прежде всего я имею в виду, что мы берем штатную численность этих подразделений. Я твердо уверен, что бы там ни говорили, — не все подлецы в органах внутренних дел. — Да, но я полагаю, вы понимаете, что сегодня представляет собой УБОП? — Конечно. Вообще я, проработав в уголовном розыске, всегда был противником создания в рамках одной системы элитных и неэлитных подразделений. Итак, мы берем за основу штатное расписание УБОП. Кстати, сотрудников там не так уж много — до пяти тысяч. Их и не должно быть много, необходим серьезный качественный отбор. Конечно, люди, которые придут оттуда, в том числе руководители, должны пройти аттестационную комиссию. Ведь мы живем теперь в другом государстве, и требования, критерии, подходы совершенно другие. — Таким образом, стать сотрудником НБР получат шанс только прошедшие «чистку» Юрия Луценко? —Да. Но это — только первый этап проверок такого рода. Однако, я не боюсь, что мы не наберем необходимого количества кадров. Я уже занимался созданием налоговой милиции. Там на одно место претендовало по 50 человек, и было из кого выбирать. — Какой будет структура НБР? — Центральный аппарат в Киеве, управление в каждом областном центре на базе УБОП и по необходимости в отдельных городах. — Общее количество? — Сравнимо с количеством сотрудников УБОП — до пяти тысяч. — Теперь об аспекте, вызывающем горячие споры у специалистов и заинтересованных ведомств. На чем вы остановились — исключительно на следствии в рамках НБР или дополняете его оперативно-розыскными функциями? — Многие — и сторонники, и противники создания новой структуры — почему-то считают, что раз Национальное бюро расследований, значит, речь идет исключительно о следствии. Я понимаю так: расследование заключается в стремлении установить истину. У нас в рамках закона истина устанавливается при помощи оперативно-розыскной деятельности и досудебного следствия. А значит, в НБР необходимы элементы оперативно-розыскной деятельности и полноценное следствие. Одним только следствием НБР не обойтись. Следователя необходимо допустить к оперативно-розыскной деятельности на стадии документирования информации. Если ему доверяют обвинительное заключение, судьбу человека, то почему нельзя допустить к материалам оперативного дела? Хотелось бы видеть следователя не только процессуально независимой фигурой, но и лицом, которое осознанно принимает решение о возбуждении уголовного дела, предъявлении обвинения, видя, что именно легло в основу оперативного дела — просто анонимка или реальная информация. Кроме того, поскольку следователь потенциально возглавит расследование уголовного дела, уже на этапе оперативно-розыскных мероприятий он может направлять оперативников выяснить необходимые вопросы до того, как состоится встреча следователя с подозреваемым. — Таким образом, вы вторгаетесь в сферу деятельности министра внутренних дел Ю.Луценко и председателя СБУ А.Турчинова. Совместно с генеральным прокурором С.Пискуном они недавно подписали письмо А.Зинченко о своем видении создаваемой структуры. В частности, предлагая забрать следствие у прокуратуры, как того и требует закон. О следствии МВД и СБУ речь не шла. — Потому что они говорят о реформировании системы правоохранительных органов, где действительно существует проблема со следствием. Но ее нужно решать в рамках правоохранительной системы. А мы имеем в виду создание специального органа по борьбе с коррупцией на основе новой идеи. В этом различие. Создание конкретного органа со специальными полномочиями, создаваемого на базе указанных подразделений по причине отсутствия финансов. — И вы полагаете, Ю.Луценко и А.Турчинов отдадут свои подразделения без боя? — Здесь нужна воля Президента, которому, как мне кажется, стоит быть понастойчивей. И в случае наличия такой воли их реакция уже будет, я бы сказал, вторична. —А вот прокуратура готова расстаться со следствием… —Они как раз настолько готовы отдать свое следствие, что будут чуть ли не навязывать его. Не из соображений конституционности-неконституционности. Просто потому, что в последнее время их следствие завалено огромным количеством дел. Ситуация в стране изменилась, и дела им шлют теперь огромными пачками. — Неприятный вопрос. Вас считают человеком П.Порошенко… — А почему это неприятный вопрос? — Ну, все обычно утверждают, что они сами по себе. — Мы познакомились, когда я еще был заместителем министра внутренних дел. Я узнал его с очень положительной стороны как образованного человека, создающего предприятия некриминального плана. Потом, став народными депутатами, мы с ним создавали группу «Солидарность». Мне очень приятно наблюдать, как он растет. Я, может быть, один из немногих, кто говорит ему правду в глаза. И мне не стыдно говорить о том, что я — друг Порошенко. Думаю, за ним большое будущее. — Да, как раз об этом. Сейчас мы наблюдаем четкую тенденцию чрезвычайно активного развертывания влияния Петра Порошенко в государстве. Даже если говорить исключительно о разрастающихся функциях СНБОУ. В руководители нарождающегося Национального бюро расследований прочат именно вас. НБР станет сильнейшим, безотказным инструментом, который даст возможность жестко влиять и на политику, и на бизнес. Поэтому главнейший вопрос — кому непосредственно НБР будет подчиняться? —Я считаю, что этот орган должен быть подчинен непосредственно Президенту Украины и подотчетен Верховной Раде Украины. Руководитель НБР, полагаю, должен назначаться на должность президентом Украины, а сниматься президентом по согласованию с парламентом. Также считаю, что целесообразно, чтобы руководитель НБР назначался на семь лет с правом избираться затем бессрочно. — Ого, неплохие условия. —Эта система сможет эффективно работать только в том случае, если сотрудники будут уравнены в возможностях со своими оппонентами — будущими фигурантами уголовных дел, расследованием которых будет заниматься НБР. Возглавлять эту структуру должен человек с опытом работы в правоохранительной системе. Это должен быть юрист — экспериментов в этой области нам, пожалуй, хватит. Конечно, эти подразделения не должны быть наделены сверхъестественными полномочиями. Однако мы говорим о высоком ранге совершающих коррупционные преступления. Соответственно и противовес должен быть — юрист высшей категории. Специалист, который не станет составлять протокол из-за пустяка и в результате работы которого не получится так, как с Е.Кушнаревым. Когда говорили о коррупции, а в результате оказалось, что речь идет об использовании служебного автомобиля в личных целях на протяжении нескольких дней. В смысле званий и должностей НБР должно быть штатской организацией. Ее не будет возглавлять генерал армии или младший лейтенант, который через некоторое время захочет следующее звание. Сама организация должна быть гражданской, и работать в ней должны государственные служащие. Если на работу в НБР приходит молодой следователь, он становится госслужащим определенного ранга. Ему последовательно присваиваются последующие ранги. Поэтому у него нет необходимости бегать назначаться с должности следователя на какого-нибудь начальника по хозяйственной части только для того, чтобы получить звание, а затем вернуться на прежнюю работу. Он занимается своей работой без отрыва от нее, его стимулируют. Таким образом, он последовательно повышает свою квалификацию, и в результате общество получает высококвалифицированного сотрудника, удовлетворенного и в моральном, и в материальном плане. То же самое касается и опера. — Сколько же времени пойдет на взращивание такого специалиста? — Пять лет. — Как вы расцениваете собственный шанс стать руководителем НБР? — Назначат меня или нет, я не знаю, но это одно из тех мест, куда я с удовольствием пошел бы работать. — Насколько ваше видение будущей структуры совпадает с позицией других членов рабочей группы по ее созданию? — Принципиальных разногласий у нас нет. — Изначально планировалось, что работа группы будет завершена к 1 апреля. Затем начали говорить о том, что закончить работу вы планируете к осени… — О, вы меня плохо знаете, как сказал, так оно и будет — подготовленный документ будет положен на стол Президенту до 1 апреля. Решение — за Президентом Украины.