От протеста до влияния. Инсайды успешной коммуникации с энергетическим регулятором

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
От протеста до влияния. Инсайды успешной коммуникации с энергетическим регулятором © yellow_man / depositphotos

Недавно Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), одобрила проект повышения тарифов на передачу и диспетчеризацию электроэнергии для бизнеса. Согласно документу регулятора, тариф на передачу электроэнергии в 2026 году может вырасти до 786,74 грн/МВт·ч, что на 14,6% превышает действующий в 2025 году. Конечно, бизнес обеспокоен, ведь рост тарифа придется заложить в себестоимость, а значит, либо повысить цены, либо снизить рентабельность. Международная торгово-промышленная палата ICC Ukraine выступила с заявлением о необоснованности нового тарифа. Объединение предприятий «Укрметалллургпром» обратилось к НКРЭКУ с письмом с просьбой о тарифном пересмотре. Но действительно ли эффективны подобные методы влияния на регулятора и нет ли более конструктивных способов коммуникации с ним? Мы вас удивим.

Благодаря активному взаимодействию с НКРЭКУ через участие в рабочих группах и публичных консультациях, а также представление аргументированных предложений, бизнес может влиять на будущее регулирование значительно более эффективно, чем позволяет любая публичная коммуникация.

Акт регуляторного влияния как инструмент формирования правил

Акт регуляторного влияния (АРВ) является официальным аналитическим документом, который НКРЭКУ готовит одновременно с проектом нормативного акта с целью четко определить проблему рынка и обосновать необходимость государственного вмешательства.

Подходы к подготовке АРВ не являются дискреционными, то есть это не сфера свободного усмотрения регулятора, где он может выбирать из существующих вариантов. Требование обнародовать проект вместе с анализом его влияния и обеспечивать публичные консультации установлено Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».

Другими словами, в подготовке АРВ приоритет имеет не принцип «как кажется лучше», а «как предусмотрено процедурой», что делает решения прогнозируемыми для бизнеса и снижает риск необоснованных злоупотреблений со стороны регулятора.

В такой рамке АРВ превращает процесс нормотворчества в последовательную и подтвержденную процедуру с прозрачными критериями результатов, а для участников рынка — в институциональное право принимать участие в формировании правил рынка и законного влияния. Такой механизм позволяет бизнесу своевременно реагировать на действия регулятора путем подачи альтернативных расчетов и аргументов, что в свою очередь формирует содержание двусторонней дискуссии и влияет на конечную регуляторную архитектуру рынка.

Как бизнес приобщается к процессу формирования АРВ

Привлечение бизнеса к формированию АРВ начинается с момента обнародования проекта регуляторного акта и сопроводительного анализа на сайте НКРЭКУ. Именно с этой даты отсчитываются 15 рабочих дней для подачи замечаний и предложений.

Письменные предложения подаются на официальный адрес, указанный в объявлении, с указанием темы, реквизитов субъекта и перечня приложений, что обеспечивает надлежащую регистрацию материалов и дальнейшую отслеживаемость их рассмотрения. В то же время эффективность участия значительно повышается, если коммуникация с профильными департаментами начинается еще до формального запуска консультаций, а именно — через брифинги, рабочие встречи и участие в открытых группах. Такой подход помогает согласовать позиции заинтересованных субъектов, источники данных и методики, которые затем могут быть положены в основу самого АРВ.

Тарифы на распределение газа: НКРЭКУ планирует повышение в среднем на 76%
Тарифы на распределение газа: НКРЭКУ планирует повышение в среднем на 76%

Содержание поданных предложений должно быть структурированным и включать доказательства, подтверждающие расчеты. Корректно сформулированная проблема должна опираться на проверенные рыночные данные, а не на описание симптомов. Уместно приводить количественные показатели, фиксирующие причинно-следственную связь между действиями регулятора и реакцией рынка.

Практически это выглядит таким образом, что объединение или группа компаний формулирует четкий вопрос, являющийся предметом регулирования, собирает верифицированные данные за определенный период (цены РСВ/ВСР/БР, объемы, небалансы, показатели качества поставок), заказывает независимое экспертное или научное заключение, предметом исследования которого являются конкретные экономические модели.

После этого готовит сопоставимые альтернативные модели с расчетами анализа затрат и выгод (Cost-Benefit Analysis, CBA), а также сценариями «минимальный / базовый / максимальный», определяет KPI результативности и сроки их достижения. После чего объединение или группа компаний подает пакет предложений в НКРЭКУ в рамках срока общественных слушаний и публично консолидирует поддержку через другие заинтересованные ассоциации и объединения.

Далее бизнес следит за тем, как регулятор учел поданные предложения (так называемая матрица учета), а после принятия решения сверяет фактические показатели с согласованными KPI и при необходимости инициирует пересмотр норм в установленном порядке.

Ключом к профессиональному диалогу с регулятором является сопоставление как минимум двух обоснованных альтернатив с количественной оценкой затрат и выгод, сценарным анализом и проверкой предположений и гипотез. Именно такие материалы позволяют регулятору принимать решения на основе сопоставимых вариантов, а не общих соображений и оценочных суждений.

Наконец, предложения должны содержать логику внедрения и могут включать переходные периоды, пилотные этапы, сроки пересмотра и требования к открытым данным, чтобы мониторинг эффективности был встроен в само решение.

Процедурно НКРЭКУ не обязана принимать каждое отдельное предложение, но обязана предоставить публичное адресное обоснование по учету или отклонению и отобразить это в сопроводительных документах к окончательному акту. Для бизнеса важно отслеживать появление такой «матрицы учета», проверять корректность отражения аргументов и в случае необходимости инициировать дополнительные консультации или обращения для уточнения мотивов принятия решения регулятором. Параллельно целесообразно консолидировать позиции через отраслевые ассоциации, поскольку согласованные представительские предложения облегчают для регулятора принятие поэтапных решений и снижают регуляторную неопределенность для всего рынка.

После принятия акта процесс участия не заканчивается. Компании должны участвовать в отслеживании результативности, сверять фактические показатели с целевыми и предлагать изменения по результатам периодических пересмотров. Такой цикл «предложение—решение—мониторинг—коррекция» формирует прозрачную практику нормотворчества, в которой своевременно поданные данные, профессионально просчитанные альтернативы и четкая логика внедрения оказывают реальное влияние на регуляторную политику рынка, делая ее предсказуемой, и уменьшают риски для бизнеса.

Рекомендации для бизнеса

Чтобы эффективно взаимодействовать с НКРЭКУ, во-первых, начинайте системно мониторить публикации на сайте регулятора, результатом чего является формирование ежедневного Watchlist публикаций, кратких аналитических записок, а также реагирование в рамках сроков, отведенных для обсуждения акта. Так вы сможете формулировать рамки проблем и метрик их решения в пределах АРВ. В таком случае тот, кто формулирует проблему, по сути, задает и рамки ее решения.

Во-вторых, подготовьте качественные письменные предложения с прозрачными расчетами и мотивацией. Регулятор оценивает экономически обоснованные альтернативы, а не изложенные на бумаге предположения, поэтому подавайте Cost-Benefit Analysis, в котором исследуются все затраты и выгоды от предложенного регулятором решения, в том числе последствия для компаний, регулятора, потребителей, бюджета и т.д. Выгоды и расходы представляются в денежном измерении или, если это невозможно, в измеримых показателях с обоснованными предположениями.

Тариф на электроэнергию: сколько придется платить во время отопительного сезона
Тариф на электроэнергию: сколько придется платить во время отопительного сезона

В-третьих, не лишними будут сценарии «минимальный/базовый/максимальный» и карты рисков с механикой хеджирования. А чтобы усилить вес аргументов, предлагайте индивидуальные подходы к расчету рисков для рынка и собственные решения другим участникам рынка путем создания коалиционной позиции через профильные ассоциации.

В-четвертых, поддерживайте непрерывный профессиональный диалог на протяжении всего цикла коммуникации с регулятором, начиная с консультаций и технических брифингов с департаментами после обнародования проекта решения. При этом желательно соблюдать правила и этику взаимодействия — факты и методики, релевантные спикеры, протоколирование обязательств и сроков.

***

Война усилила вызовы для энергетического бизнеса Украины, сделав прозрачный и активный диалог с НКРЭКУ незаменимым и безальтернативным. Подготовка акта регуляторного воздействия является не просто очередной процедурой и промежуточным документом, а может быть реальным инструментом, который дает компаниям голос в формировании правил игры, определяющих их поведение на рынке.

Глубокое понимание механизмов подготовки АРВ и процессов взаимодействия с регулятором позволит бизнесу переходить от пассивного следования к проактивному формированию правил рынка и развитию индустрии, устойчивой к вызовам войны и рыночной нестабильности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме