ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС ЖАНРА - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС ЖАНРА

30 марта, 2001, 00:00 Распечатать

Март на украинском рынке нефтепродуктов не разбудил от зимней спячки спрос, зато донельзя «растопил» цены, превратил ручейки экспортных нефтепродуктов в реки и запомнился законодательными метелями...

Отечественные НПЗ уже обеспечили аграриям 
 минимум необходимого объема нефтепродуктов для посевной
Отечественные НПЗ уже обеспечили аграриям минимум необходимого объема нефтепродуктов для посевной

Март на украинском рынке нефтепродуктов не разбудил от зимней спячки спрос, зато донельзя «растопил» цены, превратил ручейки экспортных нефтепродуктов в реки и запомнился законодательными метелями. В результате аграрии, как и в прежние годы, не смогли воспользоваться льготами, принятыми «под себя». Не удалась и попытка «покрасить» аграриев и импортеров нефтепродуктов в один цвет — в Кабмине на сей случай не оказалось дальтоников.

Нет худа без добра. Производители солярки, понимая, что спасение утопающих в их же руках, стали искать новые возможности конкурировать по цене с импортерами. Потребители же, включая и крестьян, довольствуются экстремально низкими ценами на нефтепродукты.

Закон и законники

 

Целесообразность введения льгот для импортеров дизтоплива не могут объяснить ни аграрии, ни народные депутаты. Как сообщил «ЗН» Олег Юхновский, зампред парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений, «Закон о поддержке сельхозпроизводителей, в части отмена льгот на импорт дизтоплива, является достаточно декларативным, а меры, которые в нем предусмотрены, являются жестко административными, а не рыночными. Аграрии от него особенно не выиграют».

Вопросом «кто же выиграет?» Рада мучилась весь март, так и не отыскав ответа. Представленные Валерием Алешиным изменения к закону «О стимулировании развития сельского хозяйства на 2001–2004 годы», которые должны были выравнять налоговую базу для производителей и импортеров, с треском провалились. Как считают «депутаты-нефтяники», в частности Михаил Ковалко и Александр Гудыма, провалились по вине представлявшего. В то же время на ура был принят закон, который обкладывает акцизным сбором нефтепродукты, произведенные на отечественных НПЗ из давальческой нефти. То есть, положения, которые служат выравниванию прав производителей и импортеров, успешно проваливаются, а поддерживающие импортеров через удорожание украинского горючего — успешно проходят.

В ближайшее время законодатели собираются рассмотреть кассовый метод оплаты налогов при импорте нефтепродуктов. В прошлом году, по данным Гостаможслужбы, благодаря применению этой схеме оплаты сумма начисленных, но не оплаченных в госбюджет налогов, превысила 884 млн. грн. Это и является ценой очередных льгот для импортеров.

В Кабмине считают, что платить налоги должны и НПЗ, и импортеры готовых нефтепродуктов, поэтому в начале апреля правительство подаст собственный вариант законопроекта, предусматривающий отмену льгот.

 

Поставки
и потребности

 

Аграрии подсчитали, что для успешного выполнения программы «Зерно 2001», точнее, ее первой, посевной, части, им достаточно 1069 тыс. тонн дизтоплива и 570 тыс. тонн бензина. Но эти цифры завышены априори: по данным Минэкономики, использование нефтепродуктов аграриями в период посевной составило в 1999 году — 252 тыс. тонн бензина и 702 тыс. тонн солярки, в 2000-м — 143 и 489 тыс. тонн соответственно.

Выходит, что аппетиты аграриев вдвое больше, чем отрасль может переварить. Разница между фактическим и плановым объемом потребления в АПК объяснили тем, что не всегда удается засеять необходимые площади. Наверное, такое объяснение может устроить только самого министра. С начала января по 27 марта отечественные НПЗ произвели более 600 тыс. тонн дизтоплива и 400 тыс. тонн бензина. НПЗ уже выдали весь реально необходимый крестьянам объем горючего и продолжают стабильно работать. «Можно утверждать, что сельхозпроизводители будут обеспечены ГСМ в этом году полностью. Очевидно, что никакие дополнительные стимулирующие импорт меры не нужны. Вообще, предоставляя льготы, мы поддерживаем импортеров, а не предприятия АПК. Гораздо умнее было бы ввести прямые дотации конкретным фермерам или КСП с той части денег, которые собираются за счет акцизного сбора, уплаченного с нефтепродуктов. Тогда мы, по крайней мере, кредитовали бы того, кому это действительно нужно», — считает Светлана Нифонтова, замначальника управления, начальник отдела нефти и газа Минэкономики Украины.

Фактически, с этим соглашается Валентин Яковенко, заместитель Министра аграрной политики Украины: «Сегодня сельхозпроизводители обеспечены ГСМ «под завязку», и цены на горючее нас устраивают». Логично спросить: кому же нужен дешевый импорт солярки?

 

Цены и аукционы

 

Ценовая динамика, так же, как и объемы поставок, не может не устраивать крестьян. С 27 февраля по 27 марта стоимость всех видов нефтепродуктов во всех сегментах рынка и во всех регионах снизилась. В среднем опте падение цен составило на ДТ 6—10%, на А-76 — 4—7%, на Аи-92 6—8%, Аи-95 4—7%.

Более стремительно снижались цены в Днепропетровской, Киевской, Львовской, Черниговской, Харьковской, Донецкой и Кировоградской областях и в Крыму; замедленными темпами — в Луганской, Одесской, Полтавской, Николаевской и Херсонской областях. Во второй половине марта мелкооптововый сегмент торговли топливом повторил тенденцию среднеоптового. На сегодня лишь владельцы АЗС держат цену и делают вид, что на рынке ничего не происходит.

«Цена в 1600—1620 грн. за тонну дизтоплива, сложившаяся сегодня на рынке, является минимальной за последний год», — подытоживает С.Нифонтова. Обилие дешевых нефтепродуктов в оптовом предложении некоторые специалисты связывают с возможным увеличением импортных поставок с использованием схем ухода от налогов.

Показателен опыт аукционов по продаже нефтепродуктов, которые сегодня являются единственным прозрачным механизмом ценообразования, где как на ладони видны все болезни рынка. Так, в марте количество покупателей на аукционах «ТНК-Украина» увеличивалось стремительнее, чем объемы продаваемых нефтепродуктов: на семи аукционах 242 покупателя приобрели 67 тыс. тонн бензинов и 39 тыс. тонн дизтоплива. Как считают специалисты УМВБ, если бы сельхозпроизводители пришли на аукционы, то и объемы продаж росли бы стремительно. Валентин Яковенко считает, что «КСП и фермеры не могут участвовать в аукционах по продаже нефтепродуктов, так как им нужны маленькие партии топлива объемом в 150—200 тонн, не больше». Олег Андронов, председатель совета директоров УМВБ парирует: «Минимальная партия нефтепродукта, продаваемая на аукционе, составляет 110 тонн. Нефтепродукты в этом объеме может приобрести любой желающий».

 

Производители
и события

 

Производители в марте не снизили объемов переработки нефти и увеличили экспорт готовых нефтепродуктов. В феврале экспортировалось преимущественно лисичанское и одесское горючее; экспорт составил 49,1 тыс. тонн бензина и 159,5 тыс. тонн дизтоплива. В мартовской нефтепереработке было отмечено четыре ярких события. Первое — наконец-то заработали все НПЗ, причем на «Галичину» впервые в этом году была поставлена нефть из России.

Во-вторых, были согласованы детали создания СП на базе «Укрнефти» и «Укртатнефти», что приблизило создание первой украинской вертикально-интегрированной компании. Как сообщил по этому поводу Александр Шлапак, замминистра экономики Украины, «мы поддерживаем этот проект при одном условии — что установка, на которой будет перерабатываться украинская нефть, полностью перейдет под влияние «Укрнефти». Договоренность для начала была именно такой. Пока речь идет об ограниченном объеме переработки, а оставшийся объем нефти, собственно, как и полученные нефтепродукты, будет продаваться на аукционах».

В-третьих, «ТНК-Украина» сумела получить синдицированный кредит от WestDeutsche Landesbank‘а в 50 млн. долл. Последнее событие является, мягко говоря, необычным, так как «ЛиНОС» до сих пор остается должником WestDeutsche Landesbank‘а и кредитная линия открыта без гарантий украинского правительства. Как сообщил «ЗН» Олег Тихолюк, финансовый директор «ТНК-Украина», «мы намерены привлечь к кредитованию нашей работы в Украине не только иностранные, но и украинские банки, с которыми у нас уже идет повседневная работа и активные переговоры. Среди них «Аваль», «Укрсоцбанк», «Укрэксимбанк», «Приватбанк», «Альфа-банк» и некоторые другие. Общая сумма необходимых под разные программы кредитных ресурсов оценивается нами в объеме 100 млн. долл., что будет зависеть от состояния рынка и его потребности в нефтепродуктах, производимых на «ЛиНОСе». В-четвертых, закончены ремонтные работы на «ЛУКОЙЛ—Одесский НПЗ», которые позволят довести переработку нефти до 200 тыс. тонн в месяц. По данным пресс-службы Одесского НПЗ, на 15 марта в реконструкцию вложено 967 тыс. долл. из 1,45 млн. долл. выделенных средств.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно