ТОСКА БЕЗ… «МАРИНЫ»

11 августа, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №32, 11 августа-18 августа

«Мы могли бы заработать дополнительно миллионы долларов, если бы Украина могла быть включена в мировые маршруты яхтенного туризма...

«Мы могли бы заработать дополнительно миллионы долларов, если бы Украина могла быть включена в мировые маршруты яхтенного туризма. Однако для этого у нас на Черном море еще нет условий, в первую очередь существующие порты не приспособлены для приема туристических яхт», — сетовал в беседе со мной министр курортов и туризма Крыма Александр Таряник…

Аксиома «Украина — морская держава» так и останется просто голословным утверждением до тех пор, пока потенциал морского побережья не будет использоваться со среднемировой интенсивностью. Пока же наиболее загруженным морским портом на Черном море остается Одесса, которая находится в глубокой бухте и удалена от прямых морских путей. А наиболее удобные в этом смысле крымские порты даже для перевалки грузов задействованы иногда на треть возможностей, а иногда и того меньше. Но сейчас не об этом речь. В мире интенсивно развивается яхтенный туризм — очень удобный и дорогой вид спорта для небедных людей. Но из пяти морских портов Крыма, наиболее приближенных к историческим достопримечательностям — Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь, — ни один не имеет достаточных условий, по международным стандартам, для приема туристических яхт. Пожалуй, наиболее укромным и удобным для этого на Южном берегу является порт в «Артеке». Здесь оборудован мол, причалы, есть стоянка для автотранспорта, однако неухоженность прилегающей территории на фоне великолепных окрестных пейзажей неприятно отталкивает. Когда мы посетили этот порт, здесь стояли две великолепные иностранные яхты, выделяющиеся белизной окраски и филигранностью форм. Они выделялись на фоне катерков советской постройки, как «Роллс-Ройс» на фоне ушастого неухоженного «Запорожца», и их хозяева чувствовали себя явно чужими на этом сплошном «мусорнике».

И действительно, красавцам мирового класса в Крыму приткнуться можно только как бы случайно и временно. Ни один порт не ждет здесь сверхбогатых гостей на собственных судах, хотя, казалось бы, уже должны: выгоды очевидны — сверхинтересные признанные в мире достопримечательности Крыма могут обеспечить значительные прибыли экономике полуострова. Об этом свидетельствуют, например, английские яхтсмены Арчи и Дорин Аннан, которые на собственной яхте «Окура» зашли в Алушту. И это была «сенсация»: владельцы яхты тут же получили свидетельство почетных членов Алуштинского центра парусного спорта.

Дело в том, что здесь давно действует объединение «Алуштинская ассоциация», составная часть ассоциации яхтсменов Черного моря. Ее президент Анатолий Скворцов уже больше 10 лет пытается воплотить в жизнь свою мечту — построить парусный центр «Алушта-марина», который, между прочим, включен в Национальную программу развития туризма и спорта в Украине. Оцените ситуацию: на противоположном от Крыма берегу Черного моря, в Турции, сейчас уже действует 18 прекрасно оборудованных яхт-клубов, строятся еще 13. Если бы вы, например, — будучи англичанином, французом, немцем и т.д. — на своей яхте зашли в Черное море и решили обойти его побережье и пошли против часовой стрелки — вы бы смогли беспрепятственно и удобно пройти только турецкий берег. А дальше? Дальше при приближении к российским берегам вас бы приняли за натовского разведчика и без неприятностей вы бы не обошлись. Именно насыщенность воинскими частями и закрытыми зонами всего Крыма и привела к тому, что вся крымская инфраструктура прекрасно приспособлена к военным целям, которые сегодня так бесславно и бесполезно потеряли свой потенциал и совсем не приспособлены для мирного туризма. А чем дальше — тем больше мир начинает зарабатывать именно на туризме, в значительной степени на яхтенном…

Что касается алуштинского проекта, то он прошел экспертизу на самом высоком уровне, уже началось строительство гидротехнических сооружений, которые готовы на 60 процентов. Однако по прозаической причине отсутствия денег строительство остановлено… Специально оборудованный для приема яхт порт сможет принимать до 500 судов, обеспечить комфортные условия на уровне западных стандартов.

Между тем, англичане Арчи и Дорин Аннан заходили в Крым не случайно. Они бизнесмены и любители своего дела, ходят на яхте по миру уже больше десяти лет, прибыль чувствуют за две мили — они хотят издать путеводитель по украинскому побережью Черного моря для туристов-яхтсменов с указанием всех яхтенных стоянок, уровня сервиса в них, всех достопримечательностей, с которыми туристы могли бы ознакомиться от Евпатории до Керчи. Они убеждали алуштинцев, что такой путеводитель очень нужен, что они будут распространять его на мировых турярмарках и выставках, фестивалях, по почте и Интернету. Но были разочарованы — распространять пока нечего.

В принципе, для строительства яхтенных портов не надо много денег, считают в Министерстве курортов и туризма Крыма. Надо просто создать условия. В чем они состоят? Если государство сегодня не может построить такие порты и не сможет, как видно, в ближайшие 10—15 лет, то следует создать условия для частного строительства яхтенных портов. К сожалению, ни наши законы, ни наши условия бизнеса не предусматривают, тем более не способствуют частному строительству на побережье. Во- первых, действует норма об охранной прибрежной морской двухкилометровой зоне, в которой земля не может принадлежать частным лицам. Во-вторых, не разработаны экологические и санитарные требования для таких объектов. В-третьих, крымское побережье относится к приграничной зоне, что также не предусматривает подобных объектов. Кроме того, необходимо решить массу вопросов пограничного и таможенного контроля.

Инвестиционные проекты яхтенных «марин» уже несколько раз вносились в разные инвестиционные сборники и представлялись на инвестиционных конференциях, однако нерешенность правовых и юридических вопросов сдерживает инициативу мирового капитала в этом направлении. Вместе с тем, для Украины не выгодно просто отдать «золотое» место, чтобы кто-то качал прибыль. Но и у самих пока не получается. Так что же, «марин» на крымском берегу еще долго не будет? Будут, считают в Крыму, если проблема будет решена правительством Украины на государственном уровне, ведь ее масштабы именно таковы…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно