ОДЕССКАЯ КАЗНА ВНАКЛАДЕ НЕ ОСТАЛАСЬ ВЫРУЧАТ ИГОРНЫЙ БИЗНЕС И ТОРГОВЛЯ ВАЛЮТОЙ

9 января, 2004, 00:00 Распечатать

На фоне роста объемов производства, о чем не устают повторять власти, местные бюджеты таких городо...

На фоне роста объемов производства, о чем не устают повторять власти, местные бюджеты таких городов-доноров, как Одесса, будут спасены, оказывается, благодаря торговле валютой и игорному бизнесу, который действительно развивается стремительными темпами. И раздражение одесситов по поводу появление «одноруких бандитов» на самой главной улице — Дерибасовской теперь должно смениться снисхождением. Именно от количество граждан, желающих заниматься вышеперечисленными видами деятельности, и будет зависеть в 2004 году своевременная выплата зарплаты учителям, врачам, работникам культуры, помощь малоимущим, а также, вероятно, снабжение больниц медикаментами и продуктами питания.

Как известно, формирование местных бюджетов на 2004 год проходило в условиях реформы подоходного налога с граждан, что заставило местную власть изрядно понервничать. Если взять казну Одессы, то 80% доходов, идущих на выполнение делегированных государством полномочий, формировались за счет именно этого налога. А с 1 января 2004-го вместо него вводится налог на доходы физических лиц с единой ставкой 13%. Тогда как эффективная ставка подоходного налога в 2003 году составила 19%, в 2002-м —18,4, в 2001-м — 17,7 %.

Так что накануне принятия госбюджета местные финансисты, получив прогнозные цифры из Киева, до хрипоты доказывали Минфину, что брешь, возникшую из-за налоговой реформы, перекрыть нечем. И денежных ресурсов для выполнения делегированных полномочий не хватит как ни прогнозируй. В конечном итоге им удалось сократить сумму изъятий из городского бюджета в государственный на 33,4 млн. и теперь она равняется 66,1 млн. грн. А заодно уменьшить на 8 млн. грн. объем делегированных доходов. 334,1 млн. грн. — именно такое количество налогов и сборов запланировано городу на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальное обеспечение и пр.

Однако местные финансисты вместе с налоговиками прикинули, что Одесса сможет собрать в виде доходов с физических лиц только 356,8 млн. грн., из которых городской казне (ей положено 75%) достанется 267,6 млн. А где взять недостающую сумму? Причем вышеозначенную собрать тоже не так-то просто. Понятно, что минимальная зарплата на уровне 205 грн., а с ноября — ее повышение до 237 грн. принесет свои плоды. А вот что касается прогнозов относительно увеличения в 2004 году средней зарплаты почти на 50% благодаря росту объемов производства и снятия с граждан тяжелого налогового бремени, то это еще вопрос. Вызывает сомнение и увеличение в три раза количества рабочих мест ввиду всесторонней поддержки малого предпринимательства. Надеяться на скорое погашение задолженности по зарплате (а на сегодня это свыше 21 млн. грн.), тоже не приходится. За прошлый год эта сумма практически не изменилась.

Под вопросом и рост на 10% доходов населения за счет проведения, по словам властей, последовательной политики, направленной на улучшение благосостояния населения города и легализации теневых капиталов. А именно эти вышеназванные условия и факторы — и никакие другие — будут влиять, по мнению горфинуправления, на поступление налога на доходы физических лиц в 2004 году.

В общем, несмотря на то, что городу удалось сократить доходную часть бюджета, он остается, по словам финансистов, весьма напряженным. Однако наряду с опасениями появилась уверенность в том, что недостающую сумму все же удастся перекрыть иными поступлениями. А именно — за счет торговых патентов, которые тоже идут на формирование делегированных доходов. Такую уверенность вселяет Закон «О Государственном бюджете Украины на 2004 год». Статья 52 предусматривает повышение стоимости двух торговых патентов: на торговлю наличными валютными ценностями и на услуги в сфере игорного бизнеса. Первый увеличивается в три раза и будет стоить 960 грн. в месяц. А второй — вдвое, и в зависимости от вида услуг цена его составит от 1,2 тыс. до 128 тыс. грн. в год.

Так вот, анализ показал, что начиная с 2000 года в Одессе быстрыми темпами растет количество игорных заведений, а стало быть, и выдача торговых патентов. Если четыре года назад их было выдано 968 штук, то в 2003-м — 3730. Учитывая эту тенденцию, финансисты подсчитали, что в новом году город сможет получить от выдачи патентов 11,2 млн. грн., что на 5,5 млн. больше, чем в минувшем.

Что же касается операций с валютой, то 2003 год дал снижение по выдаче патентов на этот вид деятельности. Если в 2002-м было выдано 652 патента, то в прошлом — 588. Хотя ранее наблюдался рост. Кстати, в двух шагах от Дерибасовской, за углом, на Греческой площади есть книжный базарчик, где полным ходом идет торговля валютой. Думается, если бы город выдавал патенты уличным торговцам, то тенденция, надо полагать, резко бы выровнялась. Но тем не менее, учитывая увеличение стоимости патента в три раза, город, согласно прогнозным данным, получит от их выдачи 6,3 млн. грн., что на 4,5 млн. больше по сравнению с предыдущим годом.

Как видите, благодаря игорному бизнесу и торговле валютой казна Одессы дополнительно получит 10 млн. грн., что, по мнению городского горфинуправления, и перекроет дефицит бюджета в связи с введением 13-процентной ставки налогообложения доходов физических лиц.

Кстати, в отличие от государственной власти, местная, видимо, не считает игорный бизнес суперприбыльным делом. Принимая решение относительно арендной платы за землю, ставку для игорных заведений она установила в размере 4% от денежной оценки земли. То есть, не самую высокую, как, скажем, для автозаправок, — 6%. Причем, эти ставки были утверждены решением горсовета в конце марта 2003 года. Сразу после проверки областного КРУ. Контролеры тогда обнаружили, что в 2000 году среднюю арендную плату за землю город уменьшил с 10 до 1—3%, в результате чего казна недосчиталась 26,1 млн. грн.

Плата за землю — один из основных источников наполнения доходной части бюджета Одессы, которая идет на выполнение собственных полномочий, то есть в первую очередь на содержание городского хозяйства. В 2004 году на эти цели запланировано 110,7 млн. грн, что на 4 млн. грн. меньше, чем в 2003-м. На сессии горсовета во время утверждения бюджета споры как раз и велись вокруг местных налогов и сборов. И депутаты отмечали, что их можно собирать гораздо больше, чем запланировано в бюджете. Это касается сбора за парковку автомобилей, вокруг которого постоянно ведутся дебаты, рыночного сбора. А также поступлений от продажи земли и коммунального имущества, за счет которых формируется бюджет развития. В 2004 году он составил 65 млн. грн., что на 15 млн. грн больше, чем в предыдущем году. И 40% этих средств запланировано на реконструкцию жилья и объектов социально-культурной сферы.

В общем, несмотря на нехватку средств, власти считают, что бюджет 2004 года имеет ярко выраженную социальную направленность по выполнению как делегированных, так и собственных полномочий. Они считают, что город обеспечивает социальную защиту как отдельных граждан, так и всех членов территориальной громады. На эти цели Одесса в будущем году выделяет свыше 56 млн. грн., что составляет более 50% от собственных доходов.

Кстати, что касается социальной защиты всего населения города, то власти особо подчеркивают, что они увеличены на 13,2 млн. грн., или на 21,9%. В частности, за счет дотации населению на услуги теплоснабжения в связи с разницей в тарифах. Хочется верить, что эти дополнительные 13 млн. действительно защитят горожан от холода.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно