НА ЗЛАТОЙ ТРУБЕ СИДЕЛИ...

12 января, 1996, 00:00 Распечатать

В течение последнего полугодия читатели «ЗН» имели возможность познакомиться с различными вариантами передела «газового рынка» Украины...

В течение последнего полугодия читатели «ЗН» имели возможность познакомиться с различными вариантами передела «газового рынка» Украины. И при всей их относительности, вплоть до католического Рождества оставалась надежда, что к Новому году хотя бы общие «правила игры» будут сформулированы, хотя бы теоретически.

На сегодня же вполне определенно можно констатировать, что формальным принципом деления газового рынка Украины утвержден территориальный. О нем, а также о другой, потерпевшей фиаско, идее «газового передела» в общих чертах рассказал советник премьер-министра Украины (см. «ЗН» от 16 декабря 1995 года).

Через неделю после публикации было зафиксировано появление традиционного постановления правительства Украины «О порядке обеспечения природным газом народного хозяйства и населения в 1996 году». Интересно, что в аналогичных документах в прежние годы употреблялась и фраза «о порядке расчетов» за газ...

Но этот традиционно-обязательный документ (если воспринимать его как сигнал к последующим действиям участников рынка украинского газа) просто теряется - как и его формальный смысл - на фоне «шедевров», реально претендующих на пособие для начинающих в газовом бизнесе Украины. Претендующих, как минимум, в нынешнем году, а возможно, и вплоть до начала следующего тысячелетия. Однако хочу отметить, на мой взгляд, существенную деталь: еще вчера, 12 января, об этих «шедеврах» документотворчества ни одно(!) официальное лицо даже не заикалось.

Старательное, даже трепетно-ревнивое умалчивание документов, реально определяющих «правила игры», является скорее излишним подтверждением серьезности намерений их авторов и идеологов. Но в данном случае не они нас интересуют. Достаточно описать их идеи, представленные в двух документах. Первый из них уже утвержден председателем Госнефтегазпрома Евгением Довжком 26 декабря 1995 года. Это «Группирование областей Украины для обеспечения их природным газом в 1996 году» (читай: «перечень областей, отданных на откуп конкретным фирмам»).

Огласите весь список, пожалуйста

Ваш новый герб

едва лишь установлен.

Судить ли может новое дворянство

О горе тех, кто потерял его?

Шекспир. «Ричард III»

В формально утвержденном Е.Довжком документе фигурируют пять групп фирм, каждой из которых (опять же формально) предначертано в среднем по 5 областей. И, на первый взгляд, деление такое вполне справедливо. Но...

1) Четыре группы из пяти - это фактически по одной фирме на 5 областей: «Единые энергетические системы», «Интергаз», Itera, «Интерпайп».

2) В последней группе (напомню - формально) на четыре фирмы приходятся четыре области и столица Киев.

С одной стороны, такая классификация даже справедлива, так как по пять областей получили газоторговые компании, имеющие наибольшую квоту (читай - право закупки газа у российского «Газпрома» и «Туркменросгаза»). Но вся прелесть этой системы в том, что те же компании получили и право (почетное?!) на продажу газа наиболее кредитоспособным покупателям. В результате такой рокировки пятой группе фирм («Укрросгазу», «Правэксу» и «ОЛГазу») достались самые «бедные» регионы.

Если максимально упростить описанную схему, то получится приблизительно следующее. «Единые энергетические системы» (квота на закупку российского газа - 25 млрд. кубометров) должны продавать газ в областях, где покупатели производят именно ту продукцию, которая нужна монопольному продавцу газа - российскому «Газпрому». Это, в основном, продукция химической, металлургической и частично машиностроительной отраслей Украины. Самые преуспевающие предприятия из названных отраслей как раз и расположены в регионе, доставшемся «Единым энергетическим системам», - Днепропетровской, Харьковской, Донецкой, Черкасской и некоторых других.

Чтобы было понятнее, к чему это я веду, сделаю небольшое отступление.

Напомню, что система оплаты оптовых закупок газа в России и Туркменистане предусматривает в среднем оплату до 60% закупленного объема - товаром, до 40% - деньгами (процентное соотношение может варьироваться в каждом конкретном договоре между оптовым покупателем и «Газпромом» или «Туркменросгазом»).

В ноябре 95-го правительственные делегации Украины получили по соглашениям квоты: 50 млрд. кубометров газа - от российского «Газпрома»; 23 млрд. кубометров - от «Туркменросгаза». Правда, практика последних лет свидетельствует, что из Туркменистана поступит не более 11 - 13 млрд. кубометров газа. Но и этого будет достаточно, если учесть собственно украинскую газодобычу за год на уровне 18,5 млрд. кубометров.

Исходя из этого можно, вероятно, говорить о выгодности госнефтегазпромовской группировки для «Единых и еще двух сородичей энергетических систем». Схема хотя и условна, но проста до реальности. Получив за газ эквивалент в товарном выражении (а не в деньгах по фиксированной ставке), фирма может реализовать этот товар в Украине, России или любой третьей стране по той цене, которую, естественно, сочтет наиболее выгодной. При умелом ведении дел реальная прибыль от продажи товара может в несколько раз превысить фиксированную цену «эквивалентного» объема газа. А это значит, что без особых затрат такая газоторговая компания - стремясь реализовать наибольшее количество газа на украинском рынке - может позволить себе снизить цену газа. Например, с 80 долларов за тысячу кубометров газа (как это было принято в 1995-м и уже на 1996 год) до 70. В итоге снизится цена на товар (за счет уменьшения расходов на закупку энергоносителей).

Есть в этой схеме много нюансов, но все равно в результате такой умелый оптовый продавец газа может неплохо заработать. Особенно если учесть, что у нескольких компаний общие интересы.

И самое главное, что при гибкой системе работы - имея ценовую фору - компании, получившие разрешение Госнефтегазпрома на поставку в большую и платежеспособную часть областей Украины, очень легко могут вытеснить из газоторгового бизнеса остальных конкурентов. Последние просто не смогут тягаться с монополистами, не имея ценового задела и продавая газ не очень состоятельным покупателям.

Как «обустроить» Украину

При таком, вполне вероятном раскладе уже весной пара -тройка монополистов перекупит контракты остальных газоторговых фирм. А что от этого у нищих потребителей не прибавится средств - не беда. Даже хорошо, если учесть грандиозные планы приватизации (называемой «большой») на 1996 год. Монопольные продавцы газа очень легко и по сходной цене смогут на законных основаниях (надо же, как подоспели законы и большая приватизация?!) получить в счет долгов имущество самих должников. Лишнее - продадут. А лучше, понятное дело, будут использовать по назначению: то есть получать прибыль (иначе зачем же производство такое?). При этом их доход (с которого государство могло бы получать налоги) будет максимально скрыт в формальном понижении себестоимости товара - при дешевых энергоносителях. А прибыль при таком раскладе как минимум двойная.

Кроме того, при таком «ценовом энергосбережении» предприятия могут даже получить льготы, что уже обещается новыми проектами законов по части энергосбережения. И места рабочие будут сохранены. Так что монополистов не только просить придется скупить предприятия, но и благодарить их за это.

Что в имени

тебе моем...

Кто на вершине свил гнездо,

Тот ветру друг -

И солнца не боится.

Шекспир. «Ричард III»

Из восьми газоторговых компаний, имеющих статус резидентов (т.е. зарегистрированных в Украине, как того требовало правительство), три - что просто очевидно - имеют общие корни. Упомянутые «Единые энергетические системы», «Интерпайп» и «Содружество» в принципе есть одна финансово-промышленная группа - «Содружество». Близко им по духу и закрытое акционерное общество «Интергаз» - под хорошо знакомым прежним названием «Республика». Все они «родом» с Днепропетровщины. И в целом на их долю из квоты «Газпрома» (50 млрд. кубометров газа) приходится 35 млрд. кубометров.

Оставшимся трем оптовым покупателям в итоге может достаться в среднем по 5 млрд. кубометров. К этим аутсайдерам относятся «ОЛГаз», «Укрросгаз» и «Правэкс».

Заметим, что все вышеназванные семь (из восьми) газоторговых компаний являются потенциальными (ниже объясню, почему) оптовыми покупателями российского газа (за исключением «Интерпайпа»). Впрочем, происхождение газа - российский или туркменский - особого значения не имеет. Разница ощутима исключительно для посвященных в схему денежно-товарной оплаты газа: у «Газпрома» несколько иные интересы, чем у Туркменистана, и отличные в чем-то способы их достижения.

Умный в гору

не пойдет...

Туркменским газом, вероятнее всего, умело распорядится фирма Itera. Под различными «соусами» ее учредители предлагали свое «газовое блюдо» с конца 1994 года. Прежде, правда, фигурировало название «Омрания». После тщетных попыток самостоятельно пробиться на рынок газа Украины, эта компания, как всем уже известно, стала соучредителем СП «Туркменросгаз». Партнеры в СП - «Газпром» и газодобытчики Туркмении - по сути передали фирме Itera именно торговые функции. И смешная до слез получается ситуация. В прошлом году у «Укрресурсов» Itera должна была испросить право на торговлю газом в Украине. А нынче в роли просителей - «Укрресурсы».

Между тем, все компании, являясь оптовыми покупателями газа, имеют свою систему организации его продажи непосредственным покупателям, будь то завод или коммунальное предприятие. А значит, в «газовой» цепи - помимо оптовых трейдеров - существуют десятки региональных мини-торговцев газом. И общая цепь поставок газа украинским потребителям выглядит так:

Каждый из участников имеет свой процент прибыли от продажи газа. К цене газа ( на границе с Россией) прибавьте цену транспортных услуг «Укргазпрома» и «Укргаза» в 3 доллара за доставку потребителям каждой тысячи кубометров. Вот и получается уже для покупателей.

Так, приблизительно, можно передать смысл первого «шедевра», регламентирующего правила игры на рынке газа Украины. Но второй, еще неподписанный «шедевр» вообще феноменален.

От количества трейдеров сумма долгов «Укргазпрома»

не меняется

Второй судьбоносный документ для газового рынка Украины представляет собой трехсторонний договор. Предполагается схема: РАО «Газпром» - «Укргазпром» - оптовый покупатель газа (некий «бермудский» треугольник - по форме и «круговая порука» - по содержанию).

С одной стороны, смысл этой затеи в том, что российский «Газпром», согласившись с отсутствием государственных гарантий оплаты газа, покупаемого фирмами для Украины, решил подстраховаться. И в качестве гаранта предложил во все договоры включать «Укргазпром». В итоге очень даже может получиться, что при необязательности какой-то фирмы долги ее будут перенесены на «Укргазпром». Если помните, это газовое предприятие Украины остается государственным. Так что «Укргазпром» - в качестве гаранта - в определенном смысле может заменить россиянам государственные гарантии.

Если же большинство фирм не смогут выполнить контракты, то снова придется реструктуризировать долги. И можно будет ожидать прессинга по поводу очередного «Газтранзита». Не исключено также, что часть ужесточающихся российских требований придется удовлетворить.

Возможен, конечно, и другой оборот: все стороны договора выполнят хотя бы большую часть контрактных обязательств. И в стране настанет «газовый» мир. Но подобного «хеппи энда», судя по поведению участников газового рынка, не предвидится.

Потенциальные торговцы, прослышав о таких «тройках», поубавили прыть. И взвешивают: кто кого? Поговаривают, что на раздумье им осталось не больше 10 дней. Некоторых это, правда, не смутило, как, например, «Единые энергетические системы». Что уж там, «любить - так королеву, а красть - так миллион».

С другой стороны, «тройственный» договор, не совсем устраивая газоторговцев, оставляет хоть какую-то надежду «Укргазпрому». Если фирма «прогорит», то «Укргазпром» получит вместе с ее долгами и контракты. А может статься, что со временем и штрафные санкции - на погашение убытков.

«Укргазпром» также должен по контрактам регулярно пересматривать «поведение» газоторговцев. И коль что не так, может (пока теоретически) отказать нерадивым в гарантиях, то есть «похоронить» их контракты. И не допустить чрезмерно оперативного вывоза экспортноспособных товаров из Украины без реальных поставок газа.

Газоторговые компании, правда, побаиваются, что в «Укргазпроме» могут переусердствовать, и кто-то пострадает зазря. Но опасения всех сторон можно списать и на «коммерческий риск». Остальное - дипломатия. И теплые («газовые») места отвоюют, вероятно, самые смелые и находчивые.

Перипетии на газовом рынке Украины описаны, конечно, слишком схематично. Но, по большому счету, успех любого дела зависит сначала от того, есть схема или ее нет. И уж потом «притираются» колесики и винтики. Уже в этом процессе формируются окончательные правила игры и закипают страсти. И «повара этой каши» в результате могут получить кроме всего прочего почти полный контроль над всеми предприятиями, производящими конкурентоспособную на внешнем рынке продукцию.

Заварившие эту «кашу» с таким размахом достойны всяческого восхищения (уже потому, что расхлебывать ее придется явно всей стране). Но так как ордена «Герой «Газпрома» еще не существует, минимальной компенсацией вполне может послужить и орден Ярослава Мудрого.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно