НА БЕЗРЫБЬЕ...

19 января, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №3, 19 января-26 января

Комбайн «Дон-1500 Б» — модернизированная модель комбайна «Дон-1500 А», обеспечивающая повышение производительности на 20—25% за счет новых технических решений...

Комбайн «Дон-1500 Б» — модернизированная модель комбайна «Дон-1500 А», обеспечивающая повышение производительности на 20—25% за счет новых технических решений. В зависимости от способа уборки урожая и по требованию заказчика может комплектоваться универсальными жатками, а также платформами-подборщиками.

Кабина оборудована кондиционером. Компьютера нет.

 

Во времена Советского Союза совхозы и колхозы Украины имели около 120 тысяч комбайнов. Каждый год на протяжении последних восьми лет парк машин уменьшался на 6—7 тысяч и сократился к сегодняшнему дню вдвое. Из имеющихся уборочных агрегатов больше половины не могут выйти в поле из-за своей физической изношенности. А сезонная нагрузка на один действующий комбайн превышает нормативную, в зависимости от марки агрегата, в два—четыре раза. Немногочисленные иностранцы — «Джон Дир», «Кейс» и «Фергюссон», взятые в лизинг, погоды, увы, не делают. Отсюда — громадные потери урожая, исчисляемые миллионами тонн зерна.

При подготовке программы «Зерно 2001—2004» было подсчитано, что для уборки зерновых сельхозпредприятиям Украины уже в этом году понадобится не менее 5 тысяч новых зерноуборочных агрегатов. Между тем возможности украинских комбайностроительных заводов по-прежнему ограничены. Например, ХТЗ им. Малышева к началу третьего тысячелетия изготовил 150 штук комбайнов «Обрий» (польский «Бизон»), Херсонский комбайновый завод осилил выпуск 500 комбайнов «Славутич» в год, завод сельхозмашиностроения (бывшие мастерские. — В.О.) в Александрии Кировоградской области собирает полтора десятка «Ланов» в месяц. Объединяет отечественных производителей высокая стоимость выпускаемой техники. Цена «Обрия» — более 170 тысяч долларов, «Славутич» стоит около 92 тысяч, «Лан» — 117 тысяч все тех же «зеленых». Если говорить об иностранных аналогах, то комбайн «Кейс» обойдется покупателю в 170 тысяч долларов, у «Доминатора-204 Мега» цена чуть ниже — 156 тысяч.

Понятно, что стоимость украинской зерноуборочной техники, выпускаемой штучно (!), и собратьев из дальнего зарубежья превышает цену серийных российских «Донов», изготавливаемых в Ростове-на-Дону. Между тем, до развала СССР 80% комбайнового парка Украины составляли «Доны» и «Нивы» завода «Ростсельмаш». Именно это предприятие до 1993 года поставило в нашу страну почти 14 тысяч «Донов-1500».

Переговоры, которые велись между днепропетровским Южным машиностроительным заводом и ростовским ОАО «Ростсельмаш» не один год, завершились в декабре 2000 года подписанием в Ростове-на-Дону соглашения о создании совместного производства на базе ЮМЗ — по сборке зерноуборочных комбайнов «Дон-1500 Б». Из машинокомплектов, поставляемых ростовскими комбайностроителями, уже к маю нынешнего года СП «ЮМЗ-Дон» планирует собрать 300 агрегатов, а к концу года — еще 200 машин.

Автору этих строк довелось 4 января увидеть в сборочном цехе ЮМЗ первые десять российских агрегатов.

— ЮМЗ приобрел десять комбайнов по цене 50 тысяч долларов за каждый, — говорит технический директор незарегистрированного пока совместного предприятия (срок — до 1 марта), он же начальник цеха № 33 ЮМЗ Владимир Столяров. — Скоро приедут ростовчане, которые будут обучать наших сборщиков.

Выбор «Дона-1500 Б» не случаен. По словам Владимира Михайловича, машина такого класса — самая дешевая в мире. Ее стоимость — порядка 50—53 тысячи долларов, в зависимости от сезона продаж. Собранные на ЮМЗ комбайны планируется реализовывать сельским товаропроизводителям в рамках украинской государственной программы технического оснащения села. Ориентировочная стоимость — 64 тысячи долларов. Понятно, что даже крупные хозяйства такую сумму сразу не выложат, поэтому предусмотрен лизинг на срок от двух до пяти лет. Немаловажно и то, что машины этого семейства выпускаются с 1974 года. Правда, тогда колхозники знали их не с самой лучшей стороны. Разумеется, изготавливая в те времена до 360 штук различных моделей в сутки (!), «Ростсельмашу» было не до качества.

— Сейчас качество намного выше, — утверждает г-н Столяров. — Я недавно на «Ростсельмаше» обошел отгрузочную площадку и ни под одним комбайном не увидел ни капли масла! Мы ездили в хозяйства, смотрели, расспрашивали. Отзывы хорошие: намного лучше, чем в советские времена. Конечно, ведь сейчас ростовчане выпускают около 20 комбайнов в сутки, из которых 80% — «Доны». А если верить паспортным данным, — не сдержал иронии Владимир Михайлович, — то «Дон» почти ни в чем не уступает «Диру», «Кейсу» и «Доминатору».

Сравнивая «Дон» с украинским «Славутичем», наш В.Столяров оценил как «более передовой, но его нужно доводить до ума, чтобы соответствовал формулярам».

Еще одно важное преимущество российской машины: до развала СССР 60 процентов комплектующих «Дона» изготавливались на украинских заводах. Сейчас кооперация значительно уменьшилась. Хотя, разворачивая сборку «Донов» на ЮМЗ, заводчане рассчитывают, что колеса мог бы поставлять Кременчугский колесный завод, шины с аккумуляторами — днепропетровские ОАО «Днепрошина» и «Иста», гидропривод — завод «Гидросила» из Кировограда. В принципе возможна установка дизельного двигателя харьковского завода «Серп и Молот». Хотя пока в целом украинские комплектующие в комбайне составляют не более 20%.

— Возможно, — подчеркнул технический директор, — на ЮМЗ будут делать электрогидрораспределитель, который на порядок лучше, но... дороже. В этом случае придется, — без энтузиазма заключил он, — модернизировать всю гидросистему комбайна.

Поясним: это значит, что удорожание неизбежно. Да и вообще, шедевром мирового комбайностроения «Дон-1500 Б» назвать нельзя: его закупка — мера вынужденная. Конечно, днепропетровцы сознают, что украинский «Славутич» — более передовая и перспективная машина, и все-таки... С «Ростсельмашем» надо дружить, пока не насытим собственный рынок.

— А украинский рынок, — радостно сообщили вашему корреспонденту в пресс-службе ОАО «Ростсельмаш», — по самым скромным подсчетам, готов закупать у ростовских машиностроителей до 2000 агрегатов ежегодно.

Но каким образом? По мнению Владимира Столярова, СП «ЮМЗ-Дон», если по итогам работы в 2001 году будет принято решение о расширении совместной производственной программы, сможет собирать не более 1000 комбайнов. В лизинг украинским хлеборобам россияне свою технику пока не давали. Еще одно СП? Трудно сказать. Видимо, с вопросами придется подождать до февраля, когда «Ростсельмаш» откроет свое представительство в Киеве.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно