МЕРТВЫЙ СЕЗОН

7 марта, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №10, 7 марта-16 марта

Зима 2001 года на рынке нефтепродуктов, в отличие от рынка политтехнологий, выдалась на редкость теплой и спокойной...

Зима 2001 года на рынке нефтепродуктов, в отличие от рынка политтехнологий, выдалась на редкость теплой и спокойной. Если проводить аналогию с противостоянием антагонистов на политической авансцене, то «подковерных» интриг на рынке не наблюдалось. Причем даже отставка вице-премьера Юлии Тимошенко прошла для потребителей нефтепродуктов незаметно.

Как известно, где бензин и солярка, там всегда немалые деньги. А деньги, большие и малые, не любят нестабильности и суеты. Возможно, именно по этой причине любой торговец нефтепродуктами мечтает об определенности правил игры и о том, чтобы его не беспокоили по пустякам противоречивыми законами и подзаконными актами.

Кабинет министров, продав в прошлом году два НПЗ, сводил «бензиновый» дебит с кредитом; Верховная Рада занималась саморекламой, а фискальные органы только составляли очередной график «рейдов по заводам и автозаправкам»; поэтому первые два месяца нефтерынок был предоставлен самому себе и саморегулировался. Причем, надо признаться, вполне успешно, и даже в этой саморегуляции временами чувствовалось некоторое «головокружение от успехов». И только вездесущий крестьянин помог рынку прекратить самолюбование.

Спрос

 

Спрос на бензин и солярку в январе-феврале ничем не отличался от спроса прошлых лет, когда потребление в эти месяцы снижается по сравнению с октябрем почти на половину. В этом году все повторилось — в декабре на рынок было поставлено 840,9 тыс. тонн бензина и солярки (в т.ч. 223,2 тыс. тонн импортных), в январе — 422,5 тыс. тонн (в т.ч. 125,2 тыс. тонн импортных).

Правда, теплая погода позволила не только считать ТЭК прекрасно подготовленным к зиме, но и заставила отечественных производителей искать сбыт для мазута. Поэтому доля мазута в общем объеме выпускаемой продукции снизилась в январе текущего года по сравнению с январем прошлого с 40,44 до 32,7%. Стремительное падение производства мазута отразилось на качественных показателях работы заводов.

 

Заводы

 

Три из четырех основных производителей нефтепродуктов — «ЛУКОЙЛ–Одесский НПЗ», ЛиНОС и «Херсоннефтепереработка» — благодаря поставкам сырья компаниями «ЛУКОЙЛ-Украина», «ТНК—Украина» и «КазахОйл» в эти два месяца не испытывали прошлогодней «нефтяной жажды». «Укртатнефть» «поскребла по сусекам» и, мобилизовав все имеющиеся оборотные средства, единственная из украинских заводов смогла обеспечить себя нефтью самостоятельно. Как сообщили в пресс-службе «Укртатнефти», вопрос создания совместного предприятия с «Укрнефтью» в феврале вышел на качественно новый уровень и через месяц-другой мы станем свидетелями создания первой национальной вертикально-интегрированной компании.

Наиболее сложно начинают второй год подряд два западноукраинских завода — «Нефтехимик Прикарпатья» и «НПК-Галичина», на которые поставляется преимущественно нефть, закупленная на аукционах. Простои и перебои в работе стали для них, к сожалению, обычным делом. Почти месяц простоя ЛиНОСа носил несколько иной характер — на заводе проводился плановый ремонт оборудования. Плановость ремонта подтверждают стабильные объемы реализации горючего с заводских терминалов.

В феврале-марте должны быть «освоены» и 3 млн. долл., направленные на реконструкцию завода «ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ».

 

Трейдеры

 

Совсем по-иному «зимняя оттепель» отразилась на операторах рынка. Если в ноябре многие оптовые торговцы впопыхах искали источник поставок топливного мазута, чтобы «застолбить» спекулятивные операции на всю зиму, то уже в начале января эти же компании судорожно искали покупателей на этот мазут. Не совсем повезло торговцам нефтепродуктами с бензином и соляркой.

Ценовая динамика нефтепродуктов продолжала радовать автомобилистов, беспокоить «королей бензоколонок» и удивлять видавших виды правительственных чиновников. Несмотря на повышение акцизных ставок на импортные нефтепродукты (на дизельное топливо с 10 до 30 евро за тонну, на бензин — с 40 до 60 евро за тонну), стоимость нефтепродуктов постоянно падала.

В компании «УкрПетролеум» считают, что на рынке с начала года наблюдается совершенно немыслимая тенденция уменьшения цены горюче-смазочных материалов (ГСМ). «Ряд компаний, в том числе и наша, вынуждены регулярно снижать собственные наценки на нефтепродукты, для того чтобы ГСМ остались конкурентоспособными», — сообщили в компании.

С начала года наблюдалось стабильное снижение стоимости всех видов нефтепродуктов. Особенно это радует тружеников «плуга и орала», так как темпы снижения цены на солярку одни из самых стремительных. Так, цена дизельного горючего в начале года составляла 1870—2020 грн. за тонну, а сегодня колеблется в пределах 1730—1850 грн. А на специализированных аукционах она упала — дальше некуда — до отметки в 1680 грн. за тонну. При том, что в это же время год назад ниже 1750 грн. за тонну не опускалась.

Недоумение трейдеров по поводу «падающей цены» легко понять и объяснить, если вычислить, кто сегодня «заказывает музыку» на рынке нефтепродуктов. Например, в январе прошлого года доля импортной солярки составляла 23,8%, в январе 2001-го — 34,2%, то есть более дорогое импортное горючее должно поддерживать цену на более высоком уровне. Однако этого не происходит по трем причинам.

Во-первых, спрос на нефтепродукты в этом году на бензин в январе-феврале был ниже, чем в прошлом. Это подтверждают менеджеры компании «ЛУКОЙЛ-Украина», считающие, что динамика цен на нефтепродукты с начала года «была под постоянным воздействием сезонного падения спроса на ГСМ».

Во-вторых, значительно увеличилось производство дизтоплива на отечественных НПЗ, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в связи с чем импортная составляющая растворяется в украинских нефтепродуктах.

В-третьих, аукционы по продаже нефтепродуктов стали реальным рыночным ценообразующим механизмом, когда цену формируют не производители или импортеры, а спрос и предложение. «Аукционы оказывают значительное ценообразующее влияние на рынке, поскольку цены, «с люфтом» в 2—3 дня, следуют за теми, которые образуются в ходе торгов «ТНК—Украина» и наших», — комментирует ситуацию Евгений Червоненко, глава Государственного агентства по управлению материальными резервами.

 

Аукционы

 

Аукционы по продаже нефтепродуктов «стали на ноги» и «наращивают мышцы». В этом году аукционы смогли «самоорганизоваться», что прежде всего отразилось в регулярности их проведения.

Правила подачи заявки упростились, и на аукционы «потянулись люди». Так, если в январе в аукционах «ТНК—Украина» принимали участие 100 покупателей, то в феврале их было уже 133.

И, пожалуй, наиболее важным моментом является то, что аукционы стали формировать цену нефтепродуктов за счет баланса спроса и предложения. «Аукционы формируют реальный спрос и реальное предложение. В этом заключается прозрачность формирования аукционами рыночных отношений», — считает Максим Андриасов, коммерческий директор компании «ТНК—Украина».

В течение двух последних месяцев на аукционах было продано почти 50 тыс. тонн автомобильного бензина и 33 тыс. тонн дизельного топлива. По итогам аукционов прослеживается общая тенденция оживления спроса. Например, в феврале на аукционе «ТНК—Украина» были проданы первые 22 тонны бензина марки А-95 и в два раза увеличилась продажа бензина марки А-92. В то же время «провальным» для аукционов с точки зрения реализации дизтоплива можно считать февраль. Ход торгов показывает, что только на аукционе «ТНК—Украина», который состоялся 27 февраля, объемы продаж дизтоплива выросли. Это свидетельствует о том, что сельхозпроизводители решили, что лучше «синица в руках, чем журавль в небе», и через оптовиков пытаются приобрести по «удобоваримым» ценам солярку на аукционах. Аграрии приручаются к рынку через аукционы.

«Сегодня, когда аукционы работают стабильно, Украинская межбанковская валютная биржа ставит перед собой задачу перехода в кратчайшие сроки от специализированных аукционов на нормальные биржевые торги», — отмечает председатель совета директоров УМВБ Олег Андронов.

 

Прогноз

 

Самым «выдающимся» событием для рынка нефтепродуктов в последнее время стало принятие Верховной Радой закона «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001—2004 годы» (см. «ЗН» №8 «Аграрии и нефтепереработчики»), согласно которому импортеры нефтепродуктов освобождаются от налогов, что делает нефтепродукты, произведенные отечественными НПЗ, неконкурентоспособными. Этот закон в канун начала посевной представляет собой бомбу с уже взведенным часовым механизмом.

События на рынке нефтепродуктов в течение ближайшего месяца могут развиваться по двум сценариям с разными сюжетными линиями, количеством и составом «актеров».

Как уже говорилось выше, сегодня 65,8% дизтоплива поставляют на рынок украинские производители. При общем потреблении солярки в «посевные месяцы» порядка 700—750 тыс. тонн, максимальный объем импорта, который смогли осилить в прошлом, тоже «льготном», году импортеры, составил 466,7 тыс. тонн дизтоплива. То есть больше чем на две трети внутренние нужды они покрыть не смогут. Если к этому добавить регулирование Кабинетом министров, от которого требует буква этого же закона отпускных цен НПЗ, то становится ясно, что производители не будут работать себе в убыток. Это означает сокращение поставок сырья на заводы и их остановка.

Перманентный дефицит нефтепродуктов за период действия льгот (с 1 февраля по 1 октября) может перерасти в полномасштабный нефтепродуктовый кризис со всеми вытекающими последствиями. Этот вариант, учитывая способность правительства оперативно вмешиваться в ситуативные изменения на рынке, наименее реален.

Вероятнее всего, в марте все же уравняют импортеров и производителей в правах. Во всяком случае, по сведениям «ЗН», к решению этого вопроса подключился Совет по национальной безопасности и обороне. Если это произойдет, то следует ожидать повышения цен на бензин и дизтопливо, связанных с увеличением спроса. Причем минимальный рост цен, который поддается прогнозу, может составить к концу марта порядка 8—10%. Такую уверенность придает тот факт, что стоимость нефтепродуктов в конце февраля находилась «на дне» рентабельности производства и легального импорта с выплатой всех налогов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно