«МАУ»: идеальная продажа?

3 декабря, 2010, 19:02 Распечатать Выпуск №45, 3 декабря-10 декабря

Привычка украинских приватизаторов бегать по граблям давно перестала удивлять. Как и стремление продать госимущество побыстрее, подешевле и максимально «поадреснее»...

Привычка украинских приватизаторов бегать по граблям давно перестала удивлять. Как и стремление продать госимущество побыстрее, подешевле и максимально «поадреснее». То есть чтобы еще до самой продажи имя победителя не вызывало дискуссий.

Вот и декабрь начался с нового скандала. Во-первых, обнаружилось, что 40-процентный пакет ЗАО «Северодонецкий азот», который ФГИ собирался «реализовать до конца года», уже продан. Причем его сбыли с рук тайно и на треть дешевле номинала.

Пикантность происходящему добавил еще один факт: о готовящемся конкурсе журналистам сказали… почти через неделю после фактической продажи. Пресс-конференция председателя ФГИ А.Рябченко состоялась 23 ноября, а еще 17 числа фонд заключил с дочерней структурой второго акционера ЗАО, компании IBE Trade Corp., договор купли-продажи.

Честно говоря, подобного сценария продажи предприятия с оборотами, даже в период кризиса превышавшими 2 млрд. грн., не случалось даже в самые «лихие» времена. Несомненно, это антирекорд.

Причем и по сей день общественность не знает, кто принял решение, кто оценил имущество и кто, в конце концов, дал покупателям «скромную» скидку в 146 млн. грн. от номинальной стоимости. Это не считая того, что при экспертной оценке рыночной стоимости в районе 100 млн. долл. госпакет предприятия ушел почти втрое дешевле. Такая вот трогательная забота об «экономии» негосударственных денег.

По мнению партнера юридической компании «Василь Кисиль и партнеры» Натальи Доценко-Билоус, подобная «продажа дешевле номинала…. дает основания для анализа действий не только ФГИ, но и оценщика со стороны Генпрокуратуры».

На этом фоне готовящаяся распродажа авиакомпании «Международные авиалинии Украины» — практически образец прозрачности. О ней хотя бы объявили заранее...

И планируемый покупатель вполне предсказуем. Это некая малоизвестная и совершенно непубличная компания Capital Investment Project. Ее связывают с экс-гендиректором и экс-председателем набсовета ЗАО «АэроСвит» Ароном Майбергом, который все лето подгребал под себя акции «МАУ» и убеждал чиновников.

Во всяком случае, позиция Фонда госимущества вообще и его главы за полгода развернулась на 180 градусов. Еще в мае Александр Рябченко заявлял: «ФГИУ не планирует продавать госпакет акций авиакомпании «МАУ», так как она является закрытым акционерным обществом, и в случае выставления на продажу госпакета акций этой компании первоочередное право на их покупку будут иметь ее акционеры. А это невыгодно государству, поскольку стоимость этого госпакета в случае открытых продаж будет значительно выше».

Однако уже с июня (т.е. через месяц) Александр Владимирович стал «агитировать правительство продать «МАУ» и выйти из этого акционерного общества». При этом в уставе компании таки остался запрет на продажу акций «на сторону». Хотя реальные возможности изменить этот пункт были.

А в начале ноября ФГИ срочно выбросил госпакет авиаперевозчика на приватизацию — все в том же ограниченном режиме участия возможных покупателей. Причина срыва открытых продаж объяснялась с подкупающей наивностью: «Было бы более выгодно продать пакет на открытом конкурсе, но выгодно нам, а не им». Действительно, раз «им» невыгоден прозрачный конкурс, то разве это повод для отмены продажи?

Тот же срок приема заявок на конкурс по отбору компании-оценщика рыночной стоимости 61,56% госпакета акций ограничили… аж неделей. Тем самым заранее отсекли любое участие иностранных компаний-оценщиков. В итоге на конкурс успели только три компании.

Дальше чудеса продолжались: победителем было выбрано общество с ограниченной ответственностью «Украинская экспертная группа» (г. Киев), ранее не имевшая никого опыта в большой приватизации в целом и оценке авиакомпаний в частности.

Для полноты картины отметим, что компания-оценщик предложила и… самые большие расценки за свои услуги. И все равно выиграла!

Причины решения ФГИ никто толком не смог прокомментировать — оценщика просто никто не знал. На рынке компания больше известна спорами по конфискату и земле. Ну, разве что за некое объяснение может сойти информация, что бенефициаром компании, возможно, является сын народного депутата от Компартии Украины. А так как глава ФГИ назначен именно по компартийной квоте, то это, может, и потянет за ответную услугу.

Впрочем, возможно, оценщика выбрали именно… за неимение опыта. «МАУ» хотят продать максимально быстро, уже до конца года. Значит, оценщик должен сделать работу буквально за пару недель. Относительно ее качества никто не питает особых иллюзий.

Более того, для «облегчения трудов» ФГИ заранее задал планку, заявив, что хочет продать госпакет акций «Международных авиалиний Украины» «не менее чем за 250 млн. грн.». И даже патриотично добавил, что «если оценка будет меньше, мы не будем продавать».

К сожалению, эта оценка отражает не стоимость компании как бизнеса, а скорее, финансовые возможности будущего покупателя.

Авиакомпанию можно оценивать по-разному, есть минимум четыре способа, но в целом общепринятая практика экспресс-оценки рыночной стоимости контрольного пакета — от величины ее годового дохода (за год или среднего за несколько лет).

До кризиса компанию типа «МАУ» оценивали примерно в 1,8—2 млрд. грн., т.е. сумма рыночной оценки 62% акций уверенно превышала бы миллиард. Сейчас денег на фондовом рынке поменьше, и украинские компании стали дешевле. Но отнюдь не впятеро. И четверть миллиарда гривен — это оборот МАУ примерно за 1,5 месяца…

Иными словами, озвученная фондом сумма предполагает, что государство недополучит огромные деньги. Впрочем, судя по свежему опыту Северодонецка, приватизаторов это не смущает.

Напомним, что заодно фактически продаются и 30% рынка авиаперевозок Украины, тоже имеющего отнюдь не нулевую стоимость…

Любопытно, что официальной версией ФГИ относительно необходимости срочного сброса акций (при котором нарушается типовой 60-дневный срок продажи) является якобы скорая потеря компанией рыночных позиций: «В 2011 году заканчивается эксклюзивность ряда маршрутов «МАУ». На них будет конкуренция. Поэтому надо вкладывать деньги в развитие компании, иначе она не выдержит этой конкуренции».

Очевидно, предполагается, что за оставшиеся до Нового года дни на компанию хлынет золотой дождь от «нового инвестора»…

Боимся кого-либо разочаровать, но по опыту «Аэросвита» ни в чем подобном г-н Майберг замечен не был. Скорее, другим акционерам надо будет внимательно смотреть за сохранностью земельных участков и прочей недвижимости. Максимум, что сможет сделать вероятный покупатель госпакета, — это перепродать компанию и совсем по другой цене, и даже с иной, думается, процедурой оценки.

К тому же слухи о проблемах «МАУ» с развитием сильно преувеличены. Да и стоимость эксклюзивности маршрутов давно известна, отнюдь не фантастична и отражается в ежегодном аудиторском отчете. Это порядка 4,5—5 млн. грн. ежегодно. Она сыграла свою роль в середине 90-х, но с тех пор компания вполне научилась конкурировать. Приватизаторы в упор не хотят замечать факта, что рыночная доля «МАУ» уже несколько лет растет и что уже девять лет подряд авиаперевозчик генерирует прибыль. Хотя, возможно, им просто невыгодно это видеть?

По словам бывшего главы ФГИ, а ныне первого заместителя председателя специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александра Бондаря, «не исключено, что цена пакета «МАУ» также может быть ниже рыночной».

С ним солидарна и его вечный оппонент (тоже возглавлявшая фонд) Валентина Семенюк-Самсоненко: «Это просто «заказуха» определенных людей... Продавать акции «Международных авиалиний Украины» нельзя до тех пор, пока правительство не разработает государственную программу приватизации.

Более того, «МАУ» также подпадает под действие указа президента, тем более у государства нет отраслевой программы. Так что, думаю, президент Украины в этой ситуации обязательно скажет свое слово».

Ясная позиция властей по поводу последних продаж действительно необходима. Или правительство смиряется с тенденцией к дешевому растаскиванию государственного имущества и забывает о приватизации как источнике реальных поступлений (да и об инвестициях). Или придется наводить порядок. Без этого разговоры об инвестклимате и привлечении будут только разговорами.

Может, надо таки взять пример с главы ФГИ и решить вопрос побыстрее? Пока действительно не стало хуже.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно