КРЫМСКИЙ КУРОРТ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ? ВОЗМОЖЕН ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕРВИС НА КУРОРТНОЙ БАЗЕ, СФОРМИРОВАННОЙ В ПРОШЛОМ ВЕКЕ?

30 марта, 2001, 00:00 Распечатать

Уже в марте температура воздуха на крымских курортах нередко превышала 20—25 градусов, многие здравницы намного раньше обычного приняли первых отдыхающих, смельчаки открыли купальный сезон...

Уже в марте температура воздуха на крымских курортах нередко превышала 20—25 градусов, многие здравницы намного раньше обычного приняли первых отдыхающих, смельчаки открыли купальный сезон. О предстоящем лете специалисты от курорта говорят с оптимизмом. В начале марта в Ялте состоялась традиционная, уже 10-я Международная ярмарка «Крым. Курорты. Туризм-2001» (свыше 200 участников — здравниц и турфирм, представители около десяти стран), которая обнажила два фактора, проявивших себя сейчас особенно остро: с одной стороны, крымское правительство осознало невозможность дальнейшего существования курортной отрасли на старой базе, и возникла дилемма — либо отрасли погибнуть, либо реструктуризироваться, с другой стороны, старая база и инерция старого советского опыта оказались слишком тяжелым грузом, чтобы его можно было сдвинуть в один прием. Поэтому уже сегодня ясно, что курортный сезон 2001 года должен стать… может, и не первым, но решающим шагом к приданию крымскому курорту европейского качества.

Новый потребитель
и реформы здравницы

 

В прошлом году Крым посетило рекордное для постсоветского времени число отдыхающих — свыше 4,5 миллиона. Количество организованных отдыхающих возросло на 20—25 процентов, сильно прибавили и «дикари» — плюс 51 процент. И хотя это говорит о том, что «советский» тип отдыха еще существует, но все же уже не им определяется содержание курорта, а особенно его перспектива. 51 процент отдыхающих прибыли из России, 38 — из Украины, 8 — из Белоруссии, остальные 3 процента — из других стран СНГ. Причем четверть приехавших, как они заявили при опросе, отдыхают в Крыму постоянно, 31 процент — бывали и раньше, но 44 процента приехали на полуостров впервые.

С другой стороны, именно это радостное для крымского министерства курортов событие обнажило новые и еще больше подчеркнуло старые недостатки, которые теперь стали нетерпимыми. В СССР в Крым ехали потому, что больше никуда на отдых поехать не могли, а теперь, когда для человека даже средней состоятельности открыты курорты Турции, Греции, Испании и еще много других мест, Крыму надо или встать вровень с ними, или же отказаться вообще от каких-либо претензий на мировом курортном и туристическом рынке.

Естественно, что выбрать второе Крым не может, Крымом интересуются, как показала последняя ярмарка, не только традиционные потребители крымских курортных услуг, то есть страны СНГ, но и Греция, Польша, Венгрия, Чехия, Германия, Корея. Следовательно, надо подтягивать все до европейского уровня. Какие же тут возникают проблемы?

По данным социологических исследований, проведенных Министерством курортов и туризма Крыма и Академией природоохранного и курортного строительства, в СНГ за постсоветское, рыночное время уже сформировался новый тип потребителя курортно-туристических услуг. Ученые так определили главные психологические особенности «новых рекреантов»: высокая информированность и значительный уровень образованности, высокие требования к комфорту и качеству услуг, индивидуализм, экологизм сознания, спонтанность решений, мобильность, физическая и умственная активность на отдыхе.

Проведенный опрос об уровне удовлетворенности отдыхом в прошлом году показал, что только 18 процентов гостей Крыма оценили отдых как «замечательный», 17 процентов — «хорошо отдохнули», 10 процентов — «ничего особенного, на что рассчитывали, то и получили». Таким образом, в сумме часть довольных отдыхом не дотянула и до половины — 45 процентов. 2 процента отметили, что экологическое состояние места отдыха было хуже, чем они хотели бы, 9 процентов указали на непродуманную систему досуга для детей и пожилых людей, 27 процентов остались недовольны уровнем обслуживания, 17 процентов (в основном побывавшие на ЮБК) отметили высокую стоимость путевки, дороговизну продуктов и транспорта. Естественно, что больше всего неудовлетворенных оказалось среди тех, кто отдыхал по путевке за полную стоимость. Как правило, это были люди, в последние пять—восемь лет много путешествовавшие по странам Европы и Азии, у которых сложился высокий комплекс ожидания и претензий к качеству турпродукта.

Вопреки ожиданиям, по интегральным показателям, характеризующим качество обслуживания, по данным социологов, опрашивавших гостей Крыма, на первое место вышла Евпатория, на второе — Алушта и только на третье — регион Большой Ялты. Нижнюю ступеньку опроса заняла курортная зона Севастополя, что подтверждает тезис о том, что военная закрытость и недооценка именно курортных перспектив региона сыграли свою плачевную роль. У Севастополя как курорта блестящи пока только перспективы…

Опыт первого постсоветского десятилетия показывает, что сколько бы ни говорилось о выгодных отличиях крымского курорта от мировых центров отдыха в силу его лечебных факторов, все же его несоответствие мировым стандартам нивелирует и это достоинство. Из этого факта следуют два вывода: во-первых, следует развивать курортные регионы более целенаправленно — одни как туристические регионы, другие — как лечебные. Во-вторых, следует разделить отдыхающих на категории и не пытаться диктовать им свои условия.

Ученые уже классифицировали потенциальных «гостей Крыма». Первая категория — это люди среднего и пожилого возраста, нуждающиеся в лечении. По данным минкурортов Крыма, таких в прошлом году было 32 процента. Причем это именно та категория, которая предпочитает Крым именно из-за его целебных факторов. Специалисты считают, что эта группа, несмотря на то, что всегда останется верной Крыму, ибо ездит практически на одни и те же грязи или минеральную воду, заслуживает большего внимания. Сакско-Евпаторийский курорт сейчас принимает меры к тому, чтобы реконструировать грязелечебницы, чей возраст достигает нередко 100 и больше лет, а также повысить уровень сервиса, разнообразить досуг.

Вторая категория — молодые люди, приезжающие «полежать на пляже», провести время в компании сверстников. Таких примерно 20 процентов. Несмотря на очевидное стремление молодежи к минимизации расходов, «потерять» ее очень легко — если не понравится в Крыму, она завтра же поедет в другое место. Поэтому очень важно найти способы привлечения молодых курортников. Музыкальные фестивали, винные туры, экскурсии, специфический «пляжный» сервис — прокат водных мотоциклов, других средств отдыха, обслуживание прямо на пляже — вот над чем работают здравницы.

Третья группа — семейный отдых с детьми. Таких отдыхающих до 14—15 процентов. Им нужен высокий уровень комфорта, экскурсии, качественные культурные мероприятия, ориентированные, однако же, на специфический возраст детей. Несмотря на то, что в Крыму теперь появилась масса здравниц, декларирующих желание принимать родителей с их чадами, это скорее дань моде, чем готовность оказать такую услугу на современном уровне.

Четвертая группа — люди в возрасте 30—50 лет, ведомые интересом к новому, сочетающие отдых с познавательной деятельностью. Именно эту категорию крымские здравницы меньше всего готовы принимать, поскольку в пансионатах и санаториях именно культурная программа — часто самое слабое место, а крымские туристические фирмы не в состоянии удовлетворить потребности такой большой массы.

Пятая группа — люди с высоким уровнем дохода, которых интересуют прежде всего «культурная программа» и развлечения. Они предъявляют высокие требования к уровню сервиса и особенно к культурному уровню обслуживания.

На долю четвертой и пятой групп приходится до 25—30 процентов отдыхающих, и хотя о повышении уровня обслуживания нужно говорить, но главное для Крыма — рассредоточить эту категорию гостей по временам года. Тот, кто изучил все достопримечательности летом, редко когда приедет второй раз. Иное дело, если бы Крым мог летом предложить одно, весной и осенью — другое, а зимой — третье (например лыжные виды отдыха) если бы на достаточном уровне был развит конный, охотничий, другие специфические виды туризма.

 

Слабые звенья

 

Как считает министр курортов и туризма Крыма Александр Таряник, задача реформирования курорта, кроме повышения качества сервиса, состоит прежде всего в том, чтобы подтянуть те звенья отрасли, которые по разным причинам дали слабину. На нынешней курортной ярмарке специально провели День Ленинского района. Это регион, который охватывает весь Керченский полуостров и простирается от Азовского до Черного моря. Здесь несколько озер с лечебными грязями, много источников минеральной воды. На просторах от Арабатской стрелки до Феодосии могли бы вырасти десятки новых здравниц, здесь можно организовать интереснейшие исторические, экологические, винные, развлекательные и многие другие туры.

Интереснейшими местами отдыха и туризма могут стать и другие не освоенные в курортном отношении регионы Крыма: Черноморский район, все побережье Азовского моря, Керченский полуостров, Арабатская стрелка и Север Крыма, прилегающий к Перекопу и Сивашу, где прекрасная рыбалка, есть целебные ресурсы. Правда, организовать здесь полноценный отдых нельзя без инициативы и выдумки, но тем интереснее может быть вложение капитала. Как считает заместитель председателя Совета министров Крыма Виктор Антипенко, «реклама Крыма должна быть более агрессивной» — в том смысле, что следует показывать не только традиционные «прелести Ялты», но и совершенно новые возможности нетрадиционных регионов. Пока же в СНГ преобладает антиреклама украинского курорта. По данным Совмина, из 69 прошлогодних публикаций в СМИ о Крыме 58 были негативными, порой преднамеренно критическими. Не лучший фон для приглашения отдыхающих…

Как заявил на ярмарке председатель Госкомитета молодежной политики, спорта и туризма Украины Валерий Цыбух, именно в Крыму должны получить сейчас развитие уникальные для Украины, однако пока не избавившиеся от приставки «нетрадиционные» виды отдыха, как спелеотуризм и сельский зеленый туризм. По этим проблемам в Ялте проведены «круглые столы» и деловые встречи. Как сообщила заместитель министра Марина Слесарева, сельское население Крыма уже готово работать в сфере зеленого туризма, однако здесь возникает масса проблем. Во-первых, мало подходящих для зеленого туризма подворий и, главное, хозяев, желающих участвовать в нем. С другой стороны, есть пробелы в законодательной базе, недостаточна информационно-рекламная поддержка. Сдерживает эту отрасль туризма и недостаточный уровень развития дорог и связи в сельской местности.

Что касается спелеотуризма, то из нескольких десятков сталактитовых пещер для массового посещения в Крыму готовы практически две — Мраморная и Красная, которые входят в число красивейших пещер мира. Осенью и весной они в состоянии принять желающих, однако летом число посетителей превышает пропускные возможности. Вопрос в том, чтобы оборудовать в соответствии с требованиями безопасности еще несколько пещер, а это весьма дорогостоящее мероприятие.

Поэтому министерство считает, что в ближайшие годы должна быть решена более глобальная задача — преодоление сезонности крымского курорта. Над ней активно поработали ученые — существует проект создания горно-рекреационного туристического комплекса в горах над Ялтой, разработанный архитектором Виктором Пекарским и известным ялтинским общественным деятелем в области туризма Валерием Павлотосом. Иностранные эксперты признают перспективным создание в крымских горах горнолыжных комплексов. Правительство автономии приняло решение о строительстве скоростной канатной дороги от Ялты до Соколиного на основе механизмов австрийской фирмы «Доппельгеймер». Проект сейчас проходит экологическую экспертизу с привлечением общественности, прессы, однако масса мелких нерешенных проблем затягивает его реализацию.

 

И это называется гостеприимством?

 

Особая статья в туристическом деле — прямо легенды о «гостеприимности» наших таможенников и пограничников. Министр курортов и туризма Александр Таряник ввел в практику ежегодное обследование пунктов пропуска через границу и регистрацию всех фактов в специальной книге. В этом году издана третья «белая книга» пограничного контроля в Украину.

Итак, допустим, что вы собрались отдохнуть в Крыму и изучить его достопримечательности. На границе в Харьковской области вас встречает пограничный пункт — 18 видов контроля: пограничный паспортный, транспортный таможенный, экологический, санитарный, фитоконтроль, ветеринарный, служба международных автоперевозок, контроль ГАИ… Каждый контроль сопровождается сборами: сбор за пересечение границы, сбор за проезд по автодорогам Украины, сбор за проезд автодорогами Харьковской области, страхование гражданской ответственности, страхование автомобиля, страхование водителя, страхование пассажира, сбор за оформление транспортной декларации, обязательная плата за посещение автомойки в селе Пятихатки — и так далее…

По подсчетам министра, при пересечении границы приходится уплатить до 250 гривен разных сборов, притом, подчеркивает он, в редких случаях дают квитанцию, а значит, в бюджет попадает всего процентов 10—15 собранных сумм, а остальное — в карман чиновникам. А потом еще регистрация на месте, в Крыму: нужны заявление, анкета за 8.50, фотография 3х4 см, квитанция об уплате 50 гривен. Посетить пункт регистрации следует вместе с владельцем дома, который должен иметь при себе паспорт, домовую книгу и еще несколько документов. Притом приемных только три дня в неделю, а значит, создаются очереди.

Кому нужна ваша фотография, если вы приехали на неделю? — спрашивает министр. — Приходится удивляться, что при таких условиях Крым посетили в прошлом году 700 тысяч автотуристов. Кстати, в России при пересечении границы всего три вида контроля!

Свои «белые книги» Александр Таряник уже подарил министру иностранных дел, главе правительства, администрации Президента, Верховной Раде Украины. Как рассказывал в Крыму Юрий Ехануров, Виктор Ющенко за подобные дела на одном из совещаний некоторых министров подверг жесткой критике, но изменений пока нет. Сам Юрий Ехануров обещал крымскому правительству, что вывесит в Кабмине плакат с перечислением всех видов контроля на границе страны и министры будут постепенно вычеркивать все препятствия из этого списка. Однако именно эта эффектная «картинность» обещания и приводит к тому, что в Крыму мало кто верит, что будет именно так. Скорее наоборот — поборы усилятся, ведь это такие деньжищи, правда, мимо бюджета…

Или возьмем круизный туризм. В Ялту каждое лето заходит по 28—30 больших круизных лайнеров. За один день пребывания такие туристы оставляют в городе в общем не меньше 25—30 тысяч долларов. Прибыли можно удвоить, утроить, но суда заходят в Ялту только на день, с 8 до 20 часов: здесь нет мидовского пункта предоставления краткосрочных виз и туристы не могут поехать в Симферополь, в Коктебель, в Севастополь. Более того, представьте, что вы турист и, сойдя с судна, прямо на набережной купили понравившуюся вам картину местного художника с видом Ялты, чтобы подарить друзьям в далекой стране или оставить в своей коллекции путешествий. Но не тут-то было! При посадке на лайнер у вас потребуют справку министерства культуры о том, что картина не является предметом национальной гордости и не представляет собой национального достояния страны. Для этого надо ехать в Киев, отдавать картину на экспертизу — у вас на это нет ни времени, ни желания.

Итак, вы остались без сувенира. А вот если бы прямо в порту был центр министерства культуры, который бы проводил такие экспертизы за короткое время... Ялтинский горсовет добивается этого уже несколько лет, а министерство культуры несколько лет сопротивляется.

Подведем итоги. Крым многое из упомянутого не может сделать потому, что у правительства нет денег, любит рассуждать министр курортов Александр Таряник. Где их взять? По его сведениям, ежегодно Иран посещают порядка 1,3 миллиона туристов и страна получает от этого 700 миллионов долларов выручки, Индонезия — 3 миллиарда долларов от 3 миллионов туристов, Венеция принимает в год 4 миллиона туристов, которые оставляют 2 миллиарда долларов, а Крым в прошлом году принял 4,5 миллиона гостей и получил… всего 100 миллионов долларов выручки. Вывод: туризм и курорт являются отраслями с высокой доходностью, но мы пытаемся «сдирать» с туристов разные пошлины, сборы и даже штрафы прямо на дороге потому, что не научились, как во всем мире, предоставлять им услуги, за которые они бы охотно платили сами…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно