Катастрофическое отсутствие денег в государственном бюджете подталкивает украинских парламентариев искать экстренные пути его быстрого наполнения. Однако новых эффективных путей законотворцы искать не стали, а решили пойти более легкой проторенной дорогой. По уже устоявшейся традиции, прежде всего под раздачу попали производители алкоголя. Новый законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс (относительно повышения ставок акцизного налога) №1474 предлагает уже с 1 января 2015 г. увеличить ставки акцизного налога – на пиво, вина, вермуты, спирт и крепкие спиртные напитки. На первый взгляд, все это правильно и логично, если бы не несколько серьезных "но".
Размеры ставок акцизного налога на спирт и крепкие напитки за последние полтора года повышалась уже три раза. Эта цифра была доведена с 45,87 грн до 70,53 грн за литр 100-процентного спирта. Новый законопроект предлагает довести эту цифру до 104,50 грн, т.е. увеличить вдвое. В результате стоимость акциза на пол-литровую бутылку водки увеличится с 14 до 21 грн. Соответственно, существенно вырастет стоимость продукта на магазинной полке. Для рядового потребителя такое резкое подорожание при уменьшении доходов, скорее всего, окажется неподъемным – уверены эксперты. Уже сегодня звучат совершенно обоснованные мнения, что очередное законотворческое новшество будет губительным для отрасли. Легальным производителям придется либо свернуть производство, либо уйти в тень. В результате государство вместо наполненной казны получит еще меньше отчислений, а вдобавок – еще и тысячи безработных специалистов.
При этом существует еще один путь наполнения бюджета посредством "крепких отчислений" – безболезненный для отрасли и логичный, который почему-то упорно не видят законотворцы. В СМИ уже не раз поднималась тема катастрофической неуплаты НДС некоторыми производителями крепкого алкоголя. В частности эту тему освещали интернет-сайты "Экономическая правда" (Даниил Нестеров "Куда исчезает водочный НДС?" "//www.epravda.com.ua/rus/publications/2014/12/1/509665/" //www.epravda.com.ua/rus/publications/2014/12/1/509665/) и "Информационное сопротивление" ("Семейные" схемы грабежа Украины продолжают работать?" //sprotyv.info/ru/news/8793-semeynye-shemy-grabezha-ukrainy-prodolzhayut-rabotat). Авторы публикаций приходят к выводу, что даже в военное время алкогольные компании недоплачивают государству колоссальные суммы из бюджета – и это не десятки, а сотни миллионов гривен! Как известно, оптимизация НДС – это общенациональная украинская забава. Однако в тот период, когда на территории страны ведутся боевые действия, подобные махинации нельзя воспринимать иначе, как угрозу национальной безопасности.
Вычислить махинации с выплатой НДС на самом деле не так уж сложно. Так, если компания выплачивает акцизный налог, то достаточно легко посчитать и сумму НДС, которую получит государственный бюджет. Если убрать из расчета возможную прибыль, сумма уплаченного акцизного налога к НДС будет составлять 5 к 1 (экспортные поставки уменьшают эту зависимость. – Ред.). Исходя из этой формулы и данных по уплате акцизов, за 10 месяцев 2014 г. игроки алкогольного рынка должны были уплатить в бюджет 767 млн гривен. При этом фактическая сумма оказалась вдвое меньше расчетной – всего 375 млн. Отвечать на вопрос, куда делись почти 400 млн гривен, которые должны были поступить в госбюджет, налоговики не спешат.
По данным Государственной фискальной службы, в этом году было проведено 59 документальных проверок предприятий-производителей крепких алкогольных напитков. В результате было доначислено почти 70 млн грн налогов со штрафными санкциями, в том числе – 48,8 млн грн НДС. Впрочем, как дают понять расчеты выше, масштабы недоплаты куда грандиознее. Подтверждают это и таблицы с оптимизацией выплат НДС компаниями-производителями водки, которые уже неоднократно публиковались в СМИ.
Как видно из вышеприведенных данных, лидером по недоплате НДС в бюджет государства является "Национальная водочная компания", более известная украинским потребителям по маркам водки "Хлебный дар", "Перепелка", "Козацька рада", "Цельсий", "Байка", "Первая гильдия". За первые восемь месяцев этого года компания заплатила в бюджет 37 млн грн. НДС вместо расчетных 177 млн грн. Возникает вопрос: где делись сто сорок миллионов гривен НДС? Конечно, существует еще экспорт, снижающий НДС-обязательства. Но почему тогда у других компаний (например, Nemiroff, УДК) не менее известных импортеров спиртного недоплата в бюджет близка к нулю или даже фиксируется переплата? Получается, что "Национальная водочная компания" получила от государства налоговый кредит на большую сумму.
Как тут не вспомнить о том, что львиная доля – 30–60% – налогового кредита "Национальной водочной компании" формируется за счет ООО "Алкогольные традиции", которое зарегистрировано… в Горловке (на территории, занятой боевиками!). Об этом сообщает "Экономическая правда" (Даниил Нестеров "Куда исчезает водочный НДС?" "//www.epravda.com.ua/rus/publications/2014/12/1/509665/" //www.epravda.com.ua/rus/publications/2014/12/1/509665/). Что интересно – в отличие от многих украинских производителей, которым закрыли выход на российский рынок, "Баядера" до сих пор беспрепятственно поставляет свою продукцию в Россию.
"Национальная водочная компания" и ООО "Алкогольные традиции" – это части одного холдинга, группы компаний "Баядера", куда также входят ООО "Баядера Логистик", ООО "Коблево" и еще нескольких других компаний. Невольно возникают подозрения, что создание аффилированных структур наподобие ООО "Алкогольные традиции" и является самым простым приемом оптимизации НДС.
Как работает схема с аффилированной структурой? Говоря попросту, чтобы уменьшить выплаты по НДС, необходимо увеличить затраты на производство продукции. Чаще всего это делается посредством дорогостоящих маркетинговых или рекламных услуг, которые и предоставляет аффилированная компания. С раздуванием расходов растет и налоговый кредит – сумма, на которую уменьшается размер НДС. В результате государство получает лишь мизерную часть от той суммы, которую в действительности должно было получить.
Согласно этой схеме недоплаченные государству средства опять вкладываются в раскрутку торговых марок, что позволяет компании отлично себя чувствовать на рекламном рынке и продавать продукцию по цене, которая заметно ниже, чем у конкурентов.
При этом "Баядера" действительно вкладывает деньги в такие объемы рекламы, которые даже на столь рекламоемком рынке как производство ликероводочной продукции, не являются обоснованными с точки зрения здравого смысла – даже с учетом высокой конкуренции. Почти 200 часов (!) рекламных роликов водки "Хлебный дар", "Козацька рада", "Байка" и "Перепелка" заполнили практически все радийные эфиры страны.
Продажа ликероводочной продукции в России, регистрация компании в Горловке, недоплата в 140 млн. грн НДС в государственный бюджет (и это только за 8 мес. 2014 г.), о чем ранее сообщал интернет-ресурс "Информационное сопротивление" ("Семейные" схемы грабежа Украины продолжают работать?" //sprotyv.info/ru/news/8793-semeynye-shemy-grabezha-ukrainy-prodolzhayut-rabotat).. Почему руководство Государственной фискальной службы Украины не обращает внимание на подобные факты?По данным компании "Комунікаційний альянс"
Ведь, если схема ухода от налогообложения действительно имеет место, то ее масштабы могут свидетельствовать о существовании закулисных договоренностей между владельцами "Национальной водочной компании" и высшим руководством налоговой службы. А это уже совсем печально.
По какой причине холдинг "Баядера" продолжает поставлять свою продукцию в Россию, проводить расчеты через ДНР и на какие цели пошли 140 млн грн. – вот это вопросы, которые нуждаются в дополнительной проверке не только государственной фискальной службой, но и Службой безопасности Украины.
А теперь вернемся к озвученной в начале статьи теме – к повышению акцизных ставок. Станут ли платить в бюджет больше в связи с повышением акцизов оптимизаторы, уклоняющиеся от оплаты налогов на миллионы? Нет, не станут. Основная налоговая нагрузка вновь ляжет на те предприятия, которые сегодня играют по государственным, а не по своим личным правилам. А еще, безусловно – на плечи рядовых потребителей. Покупая бутылку расхваленной на радиоволнах марки, вы сполна оплатите и акциз, и НДС. А вот дойдут ли эти деньги до государственной казны – это вопрос…
От редакции. ZN.UA предоставит возможность фигурантам статьи высказать свое мнение и опубликует его.