По данным профсоюзов, трудоспособное население Украины составляет ныне около 30 млн. человек. Из официальной статистики следует, что трудятся из них 23 млн., а в первом полугодии текущего года зарегистрировано безработными в среднем 85 тыс., или 0,37% занятых. Поскольку цифра эта явно лукавая, центр «Социальный мониторинг» Национального института стратегических исследований провел опрос жителей ряда крупнейших городов нашей страны и обнаружил несколько иную картину. По его данным, реальная безработица в таких городах оценивается в 8,4%, а скрытая - 26(!). На Западе к подобному «размаху» приближается разве что Испания (24,3%).
Диалектика спадфляции
В экономических программах реформирования Украины явно недооценивается роль параметров безработицы как регулирующего фактора антиинфляционной политики. И хотя, начиная с апреля, в правительственных речах появилась сильно выраженная «социальная струя», оторванность финансово-производственного блока от социального, включая безработицу, сохраняется.
Существующее сочетание инфляции со спадом производства - так называемая спадфляция - ставит перед социально-экономической политикой противоречивые задачи. С одной стороны, надобно биться на смерть и с инфляцией, и со спадом. С другой же, нужно спасать население от последствий «битвы» в виде неполной занятости и соответствующих потерь ВНП.
Но наиболее разрушительный эффект инфляции заключается в том, что она порождает широкомасштабную безработицу не столько в краткосрочной, сколько в долгосрочной перспективе. Зациклившись на финансовой стабилизации, правительство постоянно упускает из виду эту фундаментальную закономерность, вполне апробированную в странах Запада.
Так, по оценкам известного американского экономиста А.Оукэна, снижение инфляции на 1% за счет инициирования роста безработицы оборачивалось издержками, эквивалентными потерям от 6 до 18% ВНП. Далее подсчитано: не придерживайся правительство США в 1953 - 1980 гг. «генеральной линии» на сохранение высокого уровня безработицы во имя снижения инфляции, занятость населения могла бы вырасти в среднем на 4,5 млн. человек. Наконец, согласно информации Федеральной резервной системы США, из 10,7 млн. безработных в 1982 г. примерного треть потеряла работу в результате жесткой монетарной политики, проводимой той же ФРС в 1970 - 1982 гг.
Что говорит теория
Хотя факт связи между инфляцией и безработицей общепризнан, относительно характера этой связи единого мнения покамест нет. Например, в 60 - 70 гг. наиболее популярна была гипотеза Филлипса о зависимости темпов роста зарплаты (а следовательно, и цен) от уровня безработицы. Эта точка зрения предполагала наличие проблемы выбора между низкими темпами инфляции при высоком уровне безработицы и высокими темпами инфляции при низком уровне безработицы.
В связи с возникшей потребностью в оценке не только краткосрочных, но и долгосрочных тенденций данной зависимости на смену кривой Филлипса пришла идея «естественной», «нормальной», «неускоряющейся» инфляции и сопутствующей ей нормы безработицы - NAJRU. Согласно новой концепции, понижение уровня безработицы ниже NAJRU вызывает как абсолютный рост инфляции, так и ускорение этого роста.
Между тем, в обсуждаемых ныне программах выхода экономики Украины из кризиса вообще отсутствует какая-либо гипотеза о природе безработицы как самостоятельном факторе развития экономики. Занятость в основном трактуется как пассивный результат экономической политики, а потому не входит в систему мер госрегулирования.
Но самое главное - это замалчивание того факта, что при резком росте безработицы возникает опасность запуска в действие механизма кумулятивных процессов дополнительного снижения деловой активности. В этом случае безработица, вызывая абсолютное сокращение совокупного инвестиционного и потребительского спроса, провоцирует тем самым свой дальнейший рост. Приобретая, таким образом, как бы свойство самодостаточности, она дезорганизует рациональное распределение трудовых ресурсов и становится в долгосрочной перспективе основной внутренней причиной массового «простаивания» населения.
Погода на завтра
Если исходить из сценария развития украинской экономики на ближайшие годы, который заложен в октябрьском и апрельском президентских докладах, основная причина роста безработицы будет состоять отнюдь не в падении величины конечного спроса. Определять ее будет прежде всего несоответствие планов структурной перестройки промышленности сложившемуся размещению трудовых ресурсов по отраслям и регионам. Ибо для последних характерна крайне низкая мобильность и эластичность предложения труда относительно перестраиваемого производства.
Наиболее остро эта проблема ощущается в тяжелой и топливно-энергетической промышленности востока и юго-востока Украины. Рабочая сила, обслуживающая физически и морально устаревшие производственные фонды, если не сознательно, то интуитивно предчувствует грядущую радикальную перестройку. Она лихорадочно ищет более легкий выход с помощью митингов, забастовок, перманентных угроз отделиться от альма-матер - для начала хотя бы в некую автономию.
Отсюда ясно, почему несогласованность материальных и людских потоков нельзя постоянно лечить путем инфляционной политики a la Филлипс. Государство может управлять деловой конъюнктурой лишь путем общественно допустимой комбинации темпов роста и цен, и уровня безработицы. То есть результатом такой балансировки должен стать именно упомянутый выше NAJRU, определяемый как условиями рынка рабочей силы, так и всей системой воспроизводственных отношений.
К сожалению, отечественная наука и практика не располагают ни соответствующей статистикой, ни соответствующими прогнозными расчетами. Поэтому приходится полагаться на известный метод подобия однотипных явлений и оценивать хотя бы приблизительно, что ожидает Украину в искомой сфере общественного бытия.
Так вот, модельные расчеты российских ученых показали, что прогнозные оценки равновесного уровня безработицы в 2000 - 2005 гг. составляют порядка 3,5 - 4% по отношению к экономически активному населению. Макроэкономические же условия переходного периода 1995 - 1997 гг. смогут привести к среднегодовой безработице порядка 6 - 9%. При этом норма безработицы в 5 - 6% от трудоспособного населения может выступать в качестве социального ограничителя структурных изменений.
В то же время при жестких мерах по резкому ограничению инфляции безработица может в ближайшее время превысить десятипроцентный рубеж, что потребует значительного расширения фонда поддержки занятости, способного тем самым «продавить» бюджет. К 1998 г. мультипликативный эффект дополнительного роста безработицы способен довести ее до уровня 16%.
Очень важно отметить, что вопреки пресловутому «здравому смыслу» рост безработицы вызывает к тому же и падение производительности труда. Это связано с тем, что высокий уровень безработицы подавляет движение избыточных трудовых ресурсов из сельского хозяйства в другие секторы экономики, сокращает инвестиции в человеческий капитал, вызывает деградацию профессионального мастерства. И хотя недостатка во всех этих тревожных симптомах мы сегодня не наблюдаем, руководство страны, видимо, пока не осознало в полной мере, что потери эти нельзя восполнить автоматически, т.е. просто благодаря макроэкономической стабилизации.
Еще одним негативным последствием безработицы служит перераспределение национального дохода в пользу элитных слоев населения. Так, согласно американской статистике, каждый дополнительный процент безработицы снижал в 1967 - 1980 гг. доходы малоимущих (до уплаты налогов) почти на 6%. Для семей же среднего достатка этот показатель оказался менее 1%.
А уж далее образуется своего рода порочный круг. Уход все большей части населения за черту бедности снижает потребительский спрос. Это, в свою очередь, усугубляет спадфляцию и, следовательно, безработицу и т.п.
Политика как концентрированное выражение экономики
На Западе уже давно стал аксиомой тот факт, что среди трех важнейших экономических показателей - безработицы, инфляции и роста доходов - наибольшее влияние на электорат оказывает процент безработицы. Стало быть, если в Украине сохраняются высокие темпы спада занятости (открытой и скрытой), то его экономические и социальные издержки станут одним из центральных вопросов ближайшей избирательной кампании.
Уже это обстоятельство должно убедить правительство, что сокращение темпов инфляции за счет роста безработицы не может стать стержнем его стабилизационной политики. В совокупности же с другими результатами приведенного выше анализа можно утверждать: в борьбе с инфляцией следует ориентироваться не на рост безработицы, а на сокращение всех видов издержек - прежде всего путем разрыва инфляционной спирали «зарплата - цены - зарплата».