Какие проблемы социальной сферы подсветила война?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Какие проблемы социальной сферы подсветила война? © Фото предоставлено автором
Скорая помощь в решении социальных вопросов

Война стала настоящим вызовом для социальной сферы в Украине. Насколько успешно с ним справилось государство, вам расскажет любой вынужденный переселенец, на собственном опыте ощутивший уровень готовности нашей системы к полномасштабной войне. Но, кроме государственных услуг, на которые мы почему-то рассчитываем в наибольшей степени, в Украине работает немало альтернативных служб помощи, чью деятельность обеспечивают международные и общественные организации. Как они работают и с какими проблемами в социальной сфере сталкиваются — рассказываю на примере мультидисциплинарных мобильных команд помощи пострадавшим от войны, которые созданы МБФ «Украинский фонд общественного здоровья» и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Украине при поддержке Министерства социальной политики Украины в рамках проекта «Интегрированная поддержка через междисциплинарные мобильные команды».

Фото предоставлено автором

Мультидисциплинарная мобильная команда — это команда специалистов, оказывающих социально-психологическую помощь семьям, которые пострадали от войны. У команды есть собственное авто, и она может выезжать в самые отдаленные уголки области, где нет других возможностей получить необходимые услуги. Также команды работают в центрах поддержки переселенцев и консультируют семьи дистанционно — по телефону или через видеосвязь.

К основным услугам мобильных команд относятся:

  • первая психологическая помощь и психологическая поддержка;
  • юридическое консультирование;
  • социальная поддержка и социальное обслуживание;
  • медицинская помощь;
  • предоставление гуманитарных наборов и информационных материалов.

Фото предоставлено автором

В целом работу мобильных команд можно описать как экстренный кейс-менеджмент. В то время как специалист какой-либо государственной структуры может назначить переселенцам встречу через неделю, мобильная команда встречает их прямо на вокзале — и решает неотложные вопросы в течение нескольких часов. Команда оценивает ситуацию и определяет потребности клиента, планирует шаги для их удовлетворения, после чего каждый из специалистов берется за свою зону ответственности: оказывает первую психологическую поддержку, консультирует, перенаправляет, связывается с партнерскими организациями для помощи семье. Основная задача первого контакта — закрыть все первоочередные вопросы: найти жилье, помочь с восстановлением документов, вывести человека из состояния шока. После этого команда остается на связи с клиентом и при необходимости осуществляет непродолжительное сопровождение.

Еще одно преимущество работы мобильных команд, которое было бы хорошо перенести и на государственные социальные услуги, — это комплексный подход. Люди, убежавшие от войны, обращаются в основном сразу с несколькими разноплановыми проблемами, поэтому в состав мобильной команды входят психолог, социальный работник, медик и юрист. Пока психолог помогает прийти в себя, социальный работник уже обзванивает шелтеры в поисках временного убежища, а юрист консультирует по правовым вопросам. Но круг обращений, с которыми работают мультидисциплинарные мобильные команды, не ограничивается базовой психосоциальной помощью: при необходимости, специалисты и больницу для проведения операции клиенту найдут, и кружки для малышей.

Результаты деятельности мобильных команд говорят сами за себя: за шесть месяцев проекта специалисты 50 команд оказали свыше миллиона услуг более чем 285 тысячам клиентов. Из них около 50 тысяч услуг были предоставлены клиентам, пострадавшим от гендерно обусловленного насилия и жестокого обращения, а это 66 585 человек.

Фото предоставлено автором

«Люди обращаются за скорой помощью и получают ее. По закону, социальный работник может оказывать социальное сопровождение не более чем десяти семьям, мы же за один визит можем охватить и 30. Но здесь важно понимать различия в специфике работы: мы можем провести 3–4 консультации с клиентом, а продолжительная помощь должна ложиться на плечи местных психологов и социальных работников», — комментирует руководитель Днепровской мобильной команды Виталий Сологуб.

Именно поэтому мобильные команды тесно сотрудничают с государственными структурами и органами местного самоуправления.

«Например, мы наладили сотрудничество с департаментом социальной защиты населения, поэтому можем оперативно узнавать информацию о новоприбывших в область, — объясняет руководитель Житомирской областной команды Юлиана Яремчук. — Также мы всегда стараемся установить связь со старостами или руководителями громад, которые сообщают нам о потребностях в помощи».

Фото предоставлено автором

Но самое важное в работе мобильных команд — возможность перенаправить тех, кто пострадал от войны, для дальнейшего сопровождения местными специалистами, и вопрос наличия таких специалистов является едва ли не основной проблемой социальной сферы сегодня.

«Многие социальные работники, как и другие люди, выехали в западные регионы Украины или за границу, поэтому их штат значительно сократился, — объясняет Виталий Сологуб. — А если прибавить к этому количество внутренне перемещенных лиц, прибывших в нашу область и нуждающихся в помощи, становится очевидным, насколько выросла нагрузка на социальную сферу. Вся система не была готова к такому потоку переселенцев».

Соглашается с Виталием и Юлиана Яремчук. «Самая большая беда сейчас — нехватка психологов в громадах. Кто-то пытается решить эту проблему, привлекая, например, школьных психологов, — но какой у них опыт работы с травмой, с потерей? — комментирует специалист. — Как выход из ситуации — обучение молодых психологов, это тоже ресурс».

Но вопрос здесь не только в том, что часть людей переехала из соображений безопасности, — во многих громадах уже по несколько лет просто нет представителей социальных служб. В этом сыграла свою роль децентрализация: если раньше наличие и количество этих специалистов определяла область, то теперь каждая громада сама решает, сколько ей нужно специалистов.

Фото предоставлено автором

«Если руководитель ОТГ, староста — на своем месте, то и средства находятся, и центры социальных служб продолжают свою работу. Если же для главы громады это не актуально, то люди остаются без поддержки. А семьи в сложных жизненных обстоятельствах от этого никуда не исчезают», — объясняет Юлиана Яремчук.

Безусловно, война подсветила роль социальных институтов в обществе. С одной стороны, социальная сфера и раньше не была чем-то очень привлекательным для выпускников вузов из-за — будем откровенны — минимальной зарплаты, которой амбициозного специалиста не удержишь. С другой — если громаде не удалось сохранить бывших специалистов в ходе децентрализации, то сейчас организовать их работу и набрать специалистов с нуля — задача не из легких.

Одним из способов решения этой проблемы является популяризация закупки социальных услуг у общественных организаций. Согласно Закону Украины «О социальных услугах» каждая громада на местном уровне может сама выбирать, от кого ей получать социальные услуги: от государственного учреждения, неправительственной организации, путем социального заказа и т.п. Поэтому у закупки таких услуг у авторитетного контрагента со значительным опытом обеспечения деятельности социальных служб есть сразу несколько преимуществ. Во-первых, это снимает проблему организации работы социальной структуры с руководителя громады. Во-вторых, такие услуги могут оказаться экономически более выгодными, чем создание собственного центра, ведь общественным организациям доступны дополнительные источники финансирования: пожертвования и гранты, доход от собственной предпринимательской деятельности. И, опять-таки, качество оказания услуг может быть значительно выше.

Фото предоставлено автором

В то же время, учитывая ограниченность местных бюджетов в военный период, в Украине начали поднимать вопрос создания государственной или негосударственной структуры в социальной сфере, которая возьмет на себя финансирование самых востребованных социальных услуг с национального уровня, из национального бюджета, — что-то наподобие созданной в свое время Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ). Предполагается, что такая структура будет иметь возможность и дофинансировать некоторые социальные услуги, предоставляемые коммунальными учреждениями на местах, и закупать услуги у организаций гражданского общества.

Так что нам остается верить, что скоро закупка социальных услуг у организаций гражданского общества станет нормальной практикой в громадах Украины, так, как это происходит в европейских странах. А пока мы продолжаем обеспечивать необходимую помощь тем, кто пострадал от войны, собственными силами и усилиями международных организаций.

Больше статей Галины Скипальской читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме