Во Франции законом, принятым по особой процедуре, повысили пенсионный возраст. В Украине законопроектом №9212 предполагается введение обязательных накопительных пенсий.
Во Франции главная задача реформы — сохранить сбалансированность пенсионной системы при сохранении уровня самих пенсионных выплат. В Украине будущим пенсионерам обещают золотые горы, но главная цель, которую замалчивают, — убрать из потока средств, оборачивающихся в пенсионной системе, часть в пользу бизнес-структур.
При построении пенсионной системы необходимо ответить на несколько концептуальных вопросов. Прежде всего какую миссию должна выполнять система?
Поскольку в пенсионной системе ежегодно оборачивается около 600 млрд грн, дельцам обидно, что на этих публичных средствах до сих пор нельзя зарабатывать. Поэтому они требуют введения накопительной пенсионной системы. Трезвые экономисты и ответственные политики понимают, что это самая продолжительная, 40-летняя, финансовая пирамида. Вначале появляются большие средства от взносов, тогда как новых пенсионеров, которым нужно что-то отдавать из таких накопительных фондов, еще нет (в соответствии с з/п №9212 — не менее пяти лет), поэтому нет никакой ответственности за эффективность потраченных денег. 40 лет спустя такие фонды, естественно, оскудеют, выплаты совсем не будут оправдывать разрекламированных размеров. Но усмирение разочарованных пенсионеров станет уже проблемой государства, которое вынужденно возьмет на себя обязательства обанкротившихся фондов. Такой сценарий уже начинает реализовываться в странах, внедривших накопительную систему.
Альтернативой экономической миссии пенсионной системы является социальная. Государство заботится о социальном спокойствии и устойчивости, гарантируя благосостояние людей в старости. Средства от взносов не изымаются из системы и служат для выплат нынешним пенсионерам — классическая закрытая солидарная система, какой в итоге станет и накопительная, поскольку через 40 лет у нее уже не будет средств для финансирования экономических проектов, ведь все они уйдут на выплаты пенсионерам.
Социальная модель является только страховой, то есть выплаты производятся пожизненно. В отличие от депозитарной, предусмотренной законопроектом №9212. В ней предлагается наследовать средства, оставшиеся на счетах умерших пенсионеров. Однако не уточняется, откуда брать деньги пенсионерам, пережившим рассчитанный и определенный в договоре срок, на который предусмотрены выплаты. Далее апологеты накопительной системы предлагают обращаться к государству, которое вынуждено будет платить таким пенсионерам, и чтобы не допустить пенсионных бунтов, которыми завершилась аналогичная реформа в Чили, и потому что пенсионеры весьма исправно ходят на избирательные участки.
Следующий вопрос, встающий перед реформаторами при моделировании пенсионной системы: это должно быть пенсионное обеспечение в старости или возврат сохраненных в стоимости средств плательщиков взносов? В первом случае, на сегодняшний день существующем в Украине, пенсии платят всем, кто отвечает условиям предоставления пенсий. Это не только выплаты, привязанные к трудовому взносу, но и пенсии по возрасту для тех, кто нигде официально не работал, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий. Альтернативным решением является отделение накопительной составляющей пенсии от социальной. То есть социальная пенсия предусмотрена не для всех лиц, достигших солидного возраста, а только для тех, кто объективно нуждается в социальной поддержке.
И, наконец, основной вопрос, который необходимо решить: каким должен быть коэффициент замещения? То есть соотношение уровня пенсий и уровня зарплат. Конечно, политики заинтересованы в повышении коэффициента как минимум до уровня 0,4, считающегося социально приемлемым. В Украине он составляет 0,28, что относит ее к разряду потенциально социально нестабильных стран. От «пенсионных майданов» ее спасает то, что значительная часть пенсионеров получает социальную пенсию, которая выше «заработанной», то есть рассчитываемой в соответствии с трудовым вкладом или реальными взносами, осуществляемыми физическими лицами-предпринимателями. А она подтягивает такую категорию пенсионеров до политически приемлемого уровня коэффициента замещения 0,4.
Существуют три инструмента повышения коэффициента замещения: повышение пенсионного возраста, увеличение ставок взносов или дотаций из государственного бюджета. Демократические страны пытаются применять два первых инструмента, осознавая свою ответственность перед будущими поколениями, которые не должны расплачиваться за долги государства, накопленные политиками-популистами. Именно поэтому законодатель вынужден увеличивать возраст, в котором человек может претендовать на пенсию. Ставки взносов в пенсионные фонды также довольно высоки.
В Украине политически чувствительный вопрос повышения пенсионного возраста был на некоторое время притуплен путем усиления требований к трудовому или страховому стажу. Хотя расплатой за это стало резкое снижение ставки взносов в Пенсионный фонд. Сейчас она едва ли не самая низкая в Европе и составляет около 19% от 22-процентной общей ставки единого социального взноса. Кроме того, это не взносы работника, а фактически налог на работодателя, поскольку уплачивается не из зарплаты, как, например, налог на доходы физических лиц, а начисляется на фонд оплаты труда. При этом учитываются не индивидуальные взносы работника, а его зарплата. То есть прямой зависимости между взносами и размером пенсии нет. За исключением ФЛП, которым реальные взносы переводятся в зарплату, которую они якобы получают. Таким образом, пенсионная система в Украине чрезвычайно запутанная, и даже введенный Пенсионным фондом пенсионный калькулятор не дает уверенности в честности таких расчетов. Поэтому вполне понятно, почему в Украине застраховано лишь немногим более половины работающего населения — люди не видят прямой зависимости между своими взносами и будущей пенсией, а работодатели не заинтересованы в выплате «белой зарплаты». Основным источником, поддерживающим пенсионную систему хотя бы на сегодняшнем жалком уровне коэффициента замещения, является государственный бюджет, дотирующий Пенсионный фонд на треть его обязательств.
Хотя в расчетах взносов и выплат Пенсионный фонд должен был бы быть сбалансированным при условии, что в него платят не менее 85% украинских граждан трудоспособного возраста. И это главный индикатор, указывающий на то, что существующая в Украине система пенсионного обеспечения нуждается в реформировании. Но не путем введения открытой накопительной системы, удовлетворяющей интересы страховых и финансовых компаний, а путем введения закрытой накопительной системы, которую еще называют условно-накопительной и которая постепенно заменяет в странах мира обанкротившуюся накопительную.
Суть этой системы в том, что государство гарантирует исключительно сохранение стоимости отложенных на старость средств, переданных на хранение в Пенсионный фонд. Не приумножение, а хранение. Для этого взносы следует привязывать к показателям, отражающим рынок труда и динамику цен. Большинство стран делает привязку к среднему уровню заработной платы. Стоит помянуть добрым словом правительственных чиновников, которые внедряли систему индивидуальных расчетных счетов, основываясь именно на этом показателе. Правда, допустили концептуальную ошибку, когда проводили индексации пенсий, исходя также из индекса инфляции, а не только роста средней заработной платы. Пенсия рассчитывается на основе ряда параметров, являющихся статистическими, а не политически установленными, в первую очередь актуарного возраста или среднего возраста, до которого доживает пенсионер (подробнее о расчете пенсионных выплат).
Анализ инструментов вложений для обеспечения пенсий свидетельствует о том, что вложения в государственный пенсионный фонд в виде как обязательных, так и добровольных взносов обеспечивают лучший уровень аккумуляции таких средств. То есть превращение системы пенсионного обеспечения в условно-накопительную наилучшим образом решит вопрос сохранения отложенных средств. При этом не нужны дополнительные средства из государственного бюджета, ее введение будет происходить постепенно. Честность, простота и прозрачность расчетов постепенно повысят доверие населения к государству и помогут вывести из «тени» зарплаты, с которых будут уплачиваться взносы. Следовательно, именно условно-накопительная система наиболее приемлема как в экономическом, так и в социальном плане.