Этот год, наверное, уже стал рекордным по количеству высказываний ответственных за судебную реформу должностных лиц о кадровых проблемах в украинских судах.
Вот свежее заявление главы Высшего совета правосудия (ВСП) Григория Усика: «Сейчас количество судей, которые увольняются, значительно превышает количество кандидатов на должности судей, которых способна провести через конкурсные процедуры Высшая квалификационная комиссия судей Украины и рекомендовать к назначению Высший совет правосудия. Соответственно увеличиваются нагрузки на работающих судей. В таких условиях очень проблематично обеспечить доступ граждан к правосудию. Если не соблюдены процессуальные права лиц, не обеспечено эффективное полное всестороннее и открытое судебное рассмотрение дел, то доверия к судебной ветви власти достичь не удастся».
А в сообщении Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) об объявлении конкурса на вакантные должности в местных судах применена еще более жесткая формулировка: «Катастрофическая нехватка судей в местных судах». По официальной статистике ВККС (самой точной), количество судей в местных судах должно составлять 4956. Вместе с тем вакантных должностей по состоянию на 9 декабря 2024 года — 1197 (24%). Количество должностей судей апелляционных судов должно составлять 1357. А вакантных должностей — 745 (54%!). Непростая ситуация сложилась даже в Верховном суде. Судей должно быть 196, но через шесть лет после первого конкурса в этом суде уже 43 вакантных должности (22%). Это приводит к перегрузке судей, задержкам в рассмотрении дел, снижению качества правосудия, увеличению возможности политического давления и коррупционных рисков, что в конце концов вызывает потерю доверия к судебной системе.
С учетом прогноза развития событий ВККС 11 декабря 2024 года объявила новый отбор кандидатов на должности судей местных судов на беспрецедентное количество вакансий — 1800.
Учитывая сложность и продолжительность процедур отбора новых судей, что зависит от слаженности работы ВККС, ВСП и офиса президента, ожидать быстрого решения проблемы было бы слишком оптимистично. В то же время есть другие — технологические — инструменты, дающие возможность упрощать и ускорять рабочие процессы судей, их помощников и членов в коллегиальных органах судейского управления. Это — инструменты искусственного интеллекта (ИИ).
Страхи судей
Информация, содержащаяся в открытых источниках на многих языках, демонстрирует, что судьи в разных странах мира по отношению к ИИ разделились на несколько групп:
- те, кто ничего не знает об ИИ, кроме того, что слышал это словосочетание, и даже безосновательно боится, потому что «он [ИИ] может когда-нибудь заменить судью»;
- те, кто ничего не знает об ИИ, но уже активно пользуется им не только в быту, но и на работе;
- те, кто не только слышал, но и попытался пользоваться новыми модными инструментами генеративного ИИ типа ChatGPT, Copilot и других;
- те, кто активно способствует внедрению разработок ИИ в профессиональную жизнь.
Представителей первой группы мы не будем критиковать хотя бы потому, что они не подозревают, что уже относятся ко второй группе. По крайней мере это можно сказать об украинских судьях, что УЖЕ официально зафиксировано, даже международными организациями.
Как ни странно, это касается использования некоторых важных технологий с элементами ИИ, что давно урегулировано законами Украины. Это, например, «Єдиний державний реєстр судових рішень (ЄДРСР)», который действует уже много лет и использование которого предусмотрено Законом «О доступе к судебным решениям» и осуществляется Государственной судебной администрацией (ГСА).
Это и процедура обезличивания в тексте электронного экземпляра судебного решения или отдельного мнения судьи сведений, которые не могут быть разглашены в соответствии с требованиями законодательства, с помощью специализированного программного обеспечения с дальнейшей выборочной визуальной проверкой результатов такой маскировки. Эту процедуру также проводит ГСА. Важно обратить особое внимание на то, что ЄДРСР вместе с процедурой обезличивания судебных решений внесены в базу данных Ресурсного центра киберюстиции и ИИ Европейской комиссии по эффективности правосудия Совета Европы (CEPEJ).
Считаем, что в эту базу данных необходимо включить также как минимум процедуру автоматизированного распределения судебных дел между судьями, действующую в Украине с 2010 года. Есть и автоматизированное распределение дисциплинарных жалоб между членами ВСП и дел между членами ВККС в процедурах квалификационного оценивания, конкурсных и других процедурах.
С 2021 года в Верховном суде (ВС) создана и используется База правовых позиций Верховного суда, которая благодаря обновлениям 2023 года использует возможности ИИ для поиска релевантной практики ВС и ЕСПЧ.
Видео о том, как создавали эту инновационную разработку, можно пересмотреть здесь.
Ключевая особенность Базы состоит в возможностях полнотекстового поиска. Так, в нее можно загрузить текстовый документ значительного объема или определенный текстовый фрагмент (несколько абзацев, страницу, несколько страниц) — и База под существующий текст в этом документе подбирает релевантную практику ВС (практика ВС, согласно национальному законодательству, должна учитываться во время рассмотрения таких дел).
База функционирует с открытым доступом, и воспользоваться ею может каждый, у кого есть доступ к Интернету, а не только помощники судей и сами судьи. По некоторым данным, в 2024 году происходит очередное усовершенствование Базы, и на этом этапе исследуется возможность использования уже генеративного ИИ. Он необходим для того, чтобы из полного текста судебного решения ВС генерировать ключевой вывод в конкретном деле.
Также в ВС для потребностей перевода практики Европейского суда по правам человека создан свой переводчик с английского языка на украинский и наоборот, который обучен на официальных переводах решений ЕСПЧ, выполненных Министерством юстиции Украины. Этот переводчик учитывает особенности терминологии, которую использует ЕСПЧ, а также ее перевода, помогает решать, в частности, проблему корректности перевода.
Следовательно, уже более 15 лет Украина уверенно применяет ИИ в судопроизводстве и процедурах органов судоустройства. Более того, можно утверждать, что внедрение этих систем стало результатом успешных реформ в части электронного судопроизводства.
А что в других странах?
На сегодняшний день можно утверждать, что большинство инструментов ИИ для правосудия классифицируются по двум критериям: те, что экономят рабочее время, и те, что уменьшают нагрузку на судей.
Чили. В этой стране судьи уже пользуются программным обеспечением Dragon Naturally Speaking (голос-в-текст), что дает им возможность принимать решения, превращая аудио в текст в режиме реального времени. Он работает и с предварительно записанными аудиофайлами.
Платформа Oficina Judicial Virtual (OJV) дает возможность вносить судебные иски и письменные документы в электронном виде в любом месте и в любое время для всех юрисдикций страны и всех уровней юрисдикции.
Эксперты утверждают, что ИИ уже широко применяется в юридическом секторе Бразилии как обычный инструмент для юристов в мониторинге дел и проведении правовых исследований прецедентного права.
Бразильская система правосудия разворачивает серию инструментов ИИ именно для того, чтобы помочь уменьшить огромное количество дел.
По состоянию на 2019 год в судебной системе Бразилии насчитывается 80 миллионов судебных процессов, в то время как действующих судей было только 18 тысяч. То есть каждый судья за год должен был обработать 4440 исков. К тому же, в отличие от ЄДРСР Украины, в Бразилии в открытом доступе не было централизованной базы данных судебных решений. А следовательно, суды работали со значительными проблемами в управлении потоками документов.
Чтобы решить эти проблемы, Национальный совет юстиции Бразилии разрешил 92 судам, которые она административно контролирует, разработать собственные модели ИИ, что привело к несогласованию IT-систем в судах по всей стране. Ведь суды создали и использовали как минимум восемь разных систем управления процессами.
Опрос, проведенный в 2021 году, выявил, что инициативы преимущественно сосредоточены на структурировании данных и автоматизации рабочих процессов для повышения эффективности судебных служб.
Национальный совет юстиции Бразилии создал национальную платформу SINEPSIS, которая используется для хранения и распространения ИИ, разработанных или рекомендованных судебными органами Бразилии. Верховный федеральный суд также использует чат-бот Victor, который анализирует и классифицирует дела.
Еще один инструмент ИИ, который уже используется в судебной системе Бразилии, создан для упрощения распознавания образов в юридических текстах (обычно в документе PDF), которые использует Верховный федеральный суд.
А еще в стране с населением 214 миллионов более 1,3 миллиона юристов ждут развертывания системы Codex, которая будет собирать и сохранять данные электронных судебных процессов по всей стране. Это то, что в Украине существует уже более 15 лет…
По количеству дел, которые находятся на рассмотрении, и нерассмотренных дел Индия очень напоминает Бразилию. Но ситуация в этой стране еще сложнее, поскольку здесь используются 22 официально признанных языка, а следовательно, предоставление судебных услуг на родных языках граждан является постоянной проблемой.
Отдел ресурсов ИИ Национального центра информатики (NIC) активно работает над модернизацией судебной системы. Служба нейронного машинного перевода поддерживает перевод судебных процессов на всех 22 индийских языках, чтобы улучшить работу и доступность индийских судов. Этот инструмент помогает проводить более 18 тысяч заседаний районных судов ежедневно.
NIC также создал инструмент транскрибирования судебных процессов, который поддерживает индийские языки, а также решения для судебного поиска и обобщения судебной практики.
Инструмент ИИ, известный как AI Saransh, предназначен для генерирования резюме судебных дел. Инструмент предлагает два основных типа резюме. Экстрактивное резюме выделяет ключевые части текста из оригинального содержимого на основе предварительно определенных показателей, не меняя текста. В то же время абстрактное резюме генерирует новые предложения и фразы, чтобы передать самую важную информацию, создавая короткие изложения, которые более естественны и близки человеческим ожиданиям.
В Сингапуре создана система генеративного ИИ, которая отвечает на вопрос на основе предварительно загруженных данных. Система способна информировать участника судебного процесса, как действовать согласно его требованиям, и указывать на соответствующие вебсайты и формы.
В Китае, как и Украине, есть проблемы с исполнением судебных решений. Поэтому он ввел системы, отслеживающие активы сторон спора, соблюдение судебных приказов и способствуют замораживанию или аресту активов. Например, такую систему ИИ использует Интернет-суд Ханчжоу для автоматической перекрестной проверки национальных баз данных. Это значительно повысило эффективность исполнения судебных решений и уменьшило количество случаев неисполнения.
В Апелляционном суде девятого округа США (Флорида) используются цифровые репортеры для мониторинга аудиозаписей судебных заседаний и создания официальных письменных стенограмм. Они могут работать удаленно и наблюдать за несколькими залами суда одновременно.
Внимание развитию диджитализации правосудия и применению инструментов ИИ уделяют на высшем государственном и политическом уровне и в Европе.
Каждый год, начиная с 2020-го, в Европейском Союзе готовят Отчет о верховенстве права, в котором систематически и объективно анализируют изменения в сфере верховенства права во всех государствах-членах. Вместе с тем в аналитических разделах о качестве правосудия освещают усилия по развитию электронного правосудия и, в частности, инструментов ИИ. В Отчете о верховенстве права за 2024 год есть такая информация не только по каждой стране-члену ЕС, но и по четырем странам-кандидатам.
В Совете Европы (СЕ) качеством правосудия занимается Европейская комиссия по эффективности правосудия (CEPEJ), которая и была создана из-за чрезмерной загрузки исками Европейского суда по правам человека, чтобы уменьшить такую нагрузку, повысив эффективность и качество правосудия в государствах-членах.
В опубликованном 16 октября 2024 года отчете «Европейские судебные системы — отчет об оценке CEPEJ — Цикл оценки 2024 (данные за 2022 год)», содержатся достоверные данные и аналитика функционирования судебных систем 44 европейских государств (в частности и Украины) и двух государств-наблюдателей (Израиля и Марокко), что дает возможность измерить эффективность и качество этих систем.
Опросник CEPEJ для Отчета не фокусируется отдельно на инструментах ИИ как таковых, как указано в разделе «Информационно-коммуникационные технологии». Впрочем, он содержит основательную общую аналитику и образцы некоторых продвинутых функций в разных инструментах, которые могут включать успешные попытки их внедрения. Это, например, функции превращения речи в текст или «автоматическое создание стенограммы из аудиозаписи» судебных заседаний. Например, в Отчете указано, что превращение речи в текст есть уже в 12 государствах-членах СЕ. Автоматическое транскрибирование из записей в текст осуществляется в восьми государствах.
В базе данных Ресурсного центра по киберюстиции и искусственному интеллекту CEPEJ указанные выше и другие инструменты ИИ классифицируются по таким видам:
- Поиск, рецензирование документов и полномасштабные исследования;
- Разрешение споров онлайн;
- Прогнозирование результатов судебных процессов;
- Поддержка принятия решений;
- Анонимизация текстов судебных решений;
- Сортировка, распределение и рабочий процесс;
- Запись, транскрибирование и перевод;
- Информационные и вспомогательные услуги.
Вместо выводов
…Следовательно, уже сегодня во многих странах (в частности и в Украине) разработаны разные инструменты ИИ, которые эффективно используются для оптимизации рабочих процессов в судах. К содействию развития судебных систем в чрезвычайно прагматичном плане вовлечены и международные организации, в состав которых входит Украина. И эта работа ежемесячно активизируется все больше. Можем с определенным оптимизмом отметить, что важные успехи в Украине достигнуты именно благодаря совместной работе, например, Верховного суда с проектом EU Project Pravo-Justice в упомянутом в начале этого тексте проекте.
Стоит обратить внимание и на проект новой концепции Единой судебной информационно-коммуникационной системы (ЕСИКС), разработанной совместными усилиями Государственной судебной администрации, Высшего совета правосудия, Министерства цифровой трансформации Украины при политической поддержке Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и программ USAID «Справедливость для всех» — USAID Justice for All Activity та EU Project Pravo-Justice.
Это означает, что использование надежных инструментов ИИ (особенно национальных разработок) может стать как оптимистической составляющей национальной стратегии судебной реформы, так и примерами отдельных успешных проектов в судах и органах судейского управления.
О том, как развитие ИИ определяется в государственных документах уровня стратегий и политик, как регулируется законами и подзаконными актами, кто может стать агентами изменений и кто может помешать внедрению ИИ в деятельность украинских судей, — в следующей статье.