Пенсии украинцев можно увеличить. Рассказываем, как

04 октября, 2021, 13:00 Распечатать
Отправить
Отправить

Накопительная пенсионная система здорового человека

Пенсии украинцев можно увеличить. Рассказываем, как
© unsplash/philinit

Современное состояние пенсионной системы в Украине, а также основные измерения пенсионных систем рассматривались в предыдущей публикации. Сейчас стоит описать дизайн оптимальной для Украины системы, отбрасывая элементы, которые либо являются авантюрными, либо не отвечают на сегодняшний день социально-политическому состоянию общества.

Одним из основных условий пенсионной системы является ее постоянство, то есть устойчивость к политическим влияниям. Экономических кризисов невозможно избежать, но они должны одинаково влиять как на пенсионеров, так и на работающих застрахованных лиц. Фактически это означает, что динамика пенсий и зарплат должна быть одинаковой, то есть индекс инфляции, применяемый при перерасчете пенсий, следует изъять. Только учет изменения средней зарплаты позволяет синхронизировать для работников и пенсионеров и успехи роста экономики, и бремя депрессии.

Социальное обеспечение, то есть политическое определение размера пенсий, — очень привлекательный для политиков инструмент, однако его постоянное использование поощряет иждивенческие настроения. Поэтому его можно применять только для той категории пожилых людей, которые объективно не могли отложить достаточно средств на пенсию, прежде всего из-за ограниченной функциональности организма. Если же получателей социальных доплат будет больше определенной критической отметки (по приблизительным оценкам, 10%), то другие люди будут демотивированы получать «белую» зарплату или вообще будут уходить из системы пенсионного страхования, в частности, путем эмиграции в страны, где процент пенсионеров, получающих социальные доплаты к пенсии, существенно ниже. А если размер пенсии будет зависеть от воли депутатов, то это усилит также недоверие к политической системе: как дали, так и забрали, — могут быть более важные вызовы у государства.

Вопрос об открытости пенсионной системы, опять-таки, коррелирует с уровнем доверия к государству. Небольшой тест: в 20 лет молодой человек вкладывает в ячейку условного банка средства (или слиток золота), который стоит, например, 100 буханок хлеба. Какие условия для него более приемлемы при открытии этой ячейки в 60 лет: средства, эквивалентные 100 буханкам, или лотерея — может быть, 120, может 80, а возможно, и ничего, ведь 40 лет — продолжительный срок? Подавляющее большинство респондентов выбирает первый вариант, то есть гарантированное сохранение стоимости отложенных средств. Это и есть основной признак солидарной страховой накопительной системы, которую еще называют условно-накопительной. Желающих рисковать с нетерпением ждет рынок ценных бумаг. Но это должен быть добровольный выбор. Это честная накопительная система.

Основные идеи условно-накопительной системы раньше были описаны в ZN.UA.

Обязательные шаги для внедрения этой системы следующие:

  • распределение ЕСВ на взносы в разные фонды, выделение отдельных взносов в Пенсионный фонд. Только в этом случае застрахованное лицо будет видеть прямую зависимость между взносами и размером пенсии;
  • «бруттизация» зарплат, то есть перенесение обязательств по уплате взносов в ПФ с работодателя на работника, как это происходит с налогом на доходы физических лиц. Для работодателя, который становится страховым агентом, такая операция не несет финансовых затрат, но психологически она существенно увеличивает мотивацию застрахованного лица заботиться о старости;
  • введение актуарных расчетов, исходя не из зарплаты, а из взносов;
  • отделение от страховой пенсии выплат, носящих социальный характер и являющихся формой государственной помощи по старости. Это, в частности, позволит уменьшить нагрузку на государственный бюджет, ведь далеко не все люди преклонного возраста, которые не имеют достаточного стажа и накопленных средств, реально нуждаются в социальной защите;
  • определение страхователем государства в лице Пенсионного фонда.

Последняя позиция представляется странной, однако согласно действующему законодательству именно работодатель является страхователем. Это наследие советского прошлого, где практиковался пожизненный наем на работу. С юридической точки зрения, государство является только посредником между работодателем и застрахованным лицом. И для обеспечения непрерывности пенсионных выплат работодатель или его правопреемник обязаны постоянно осуществлять взносы в Пенсионный фонд. Архаическая система, которая, однако, дает основания отказаться от выплат пенсий пенсионерам, постоянно проживающим на временно оккупированных территориях Украины. Тем более что факт таких выплат уже начинает угрожать государственной безопасности. Ведь такие пенсионеры получают две пенсии — от государства-агрессора и от Украины, насмехаясь над своими ровесниками, которые проживают на контролируемой Украиной территории и получают только одну пенсию.

Дополнительным элементом, который надо учитывать, принимая во внимание специфику украинской ментальности, может стать дифференциация в определении минимальной ставки взносов в Пенсионный фонд, исходя из наличия детей у застрахованного лица. Как уже упоминалось, вообще-то дети в Украине финансово поддерживают родителей-пенсионеров. В этом проявляется солидарность поколений, ведь родители выделяли часть заработанных средств на содержание своих детей. В таком смысле бездетные пары и холостяки имеют несомненное экономическое преимущество. К тому же их охотнее приглашают работодатели. А вот при выходе на пенсию довольно значительное их количество сталкивается с финансовыми трудностями, возникающими из-за низкой ставки отчислений в Пенсионный фонд (след, который оставила после себя министр финансов в 2015 году Н.Яресько).

Вообще предложения поощрять семьи с детьми обсуждаются в парламенте, но они в основном касаются или прямых доплат, или льгот по уплате НДФЛ, или, наоборот, введения налога на бездетность, как это было в Советском Союзе. Предложение разных ставок отчислений в Пенсионный фонд имеет существенное преимущество, поскольку не носит несправедливого фискального характера, — застрахованные лица просто резервируют под старость разные объемы средств. Ведь ставка отчислений в Пенсионный фонд законодательно устанавливается минимальной, никто не запрещает отчислять большие суммы для получения большей пенсии. Тем более что предложенная условно-накопительная система выглядит более привлекательной, чем другие инструменты сохранения стоимости средств, чем те же депозиты.

Расчеты показывают: если применяется минимальная ставка отчислений с зарплаты в 18,8%, то при среднем на сегодняшний день стаже в 33 года и актуарном возрасте (показатель, когда количество умерших пенсионеров отвечает количеству тех, кто продолжает жить) в 78 лет коэффициент замещения составляет всего 0,34, что критично мало. Но может быть приемлемым для пенсионеров, имеющих детей, которые им помогают. Такая помощь оценивается в дополнительные 30% к пенсии при одном взрослом ребенке, помогающем родителям, и около 50%, если их двое. С учетом статистики смертности оптимальный показатель количества детей, которые должны родиться у будущего пенсионера, составляет три. В этом случае можно ожидать, что пенсионер дополнительно получит к пенсии по меньшей мере еще треть от потомков. При этом коэффициент замещения передвигается в комфортную зону 0,5. Для получения такого коэффициента замещения у одинокого пенсионера необходимо, чтобы его уровень взносов с зарплаты составлял как минимум 27,5%.

То есть ставка отчислений с зарплаты в Пенсионный фонд предлагается следующей: для бездетного работника — 27,5%, при рождении одного ребенка — 24%, двух — 21,5%, трех и более — 18,8%.

С развитием медицины объективно актуарный возраст будет увеличиваться. Но при этом будет удлиняться и возраст функциональной трудоспособности. Поэтому для сохранения уровня коэффициента замещения необходимо увеличивать возраст, начиная с которого появляется право выхода на пенсию, и другие факторы — минимальный стаж и достаточный уровень накопления. Надо привязать эти показатели к объективным статистическим данным, в частности, к уровню трудоспособности. В любом случае нельзя относить установление этих параметров к полномочиям законодателей, ведь политически такие решения весьма уязвимы.

Введение новой системы расчетов целесообразно осуществлять только в части учета новых взносов. То есть при расчете пенсии для нового поколения пенсионеров отдельно будет рассчитываться часть по старой системе учета зарплат, отдельно — по новой, с учетом взносов. Полностью переход на расчеты только по новой формуле произойдет лишь через 40 лет.

Каким путем пойдет Украина, выбирать законодателям: отдадут ли предпочтение новейшей условно-накопительной системе или же повторят ошибки других стран при введении обязательной накопительной системы депозитарного типа. Наступать на грабли — плохая традиция, как и поговорка, что каждое поколение обречено иметь свою финансовую пирамиду.

Больше статей Юрия Ганущака читайте по ссылке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК