Какие налоговые стимулы целесообразно было бы предусмотреть в Национальной стратегии доходов

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Какие налоговые стимулы целесообразно было бы предусмотреть в Национальной стратегии доходов © depositphotos/oleksii.chumachenko

Национальная стратегия доходов до 2030 года, принятая правительством 27 декабря, не только формирует контуры будущей налоговой системы, но и закладывает многовекторное влияние на структуру и динамизм национальной экономики. Какие налоговые стимулы целесообразно было бы предусмотреть в этой стратегии с учетом имеющихся структурных перекосов экономики и вызовов послевоенной реконструкции?

Общепризнано, что повышение общего уровня производительности экономики и ускорения темпов роста ВВП требует прогресса страны на пути к модернизации и повышению доли обрабатывающей промышленности. В частности в странах ЕС при быстром росте конкурирующего Китая и потребностей для реализации «зеленого» и цифрового перехода правительства все чаще делают упор на собственных промышленных стратегиях.

Многие эксперты говорят о том, что в экономиках с сырьевой структурой политика стимулирования прямых иностранных инвесторов в перерабатывающих отраслях и государственные интервенции, направленные на создание/рост отраслей с высокой долей добавленной стоимости и перспективными конкурентными преимуществами, позволяют существенно ускорить темпы экономического роста. Вместе с тем важной задачей национальных правительств становится создание мотивации для бизнеса заниматься инновационной деятельностью и работать в передовых отраслях промышленности.

Эксперты МВФ Р. Чериф и Ф. Хасанов показали: стандартные экономические рецепты (улучшение бизнес-климата, усовершенствование институтов, развитие инфраструктуры, сохранение макроэкономической стабильности) позволяют минимизировать провалы государства, но не помогают предотвратить провалы рынка, особенно в технологически сложных отраслях.

Примером успешного применения индустриальной политики являются восточноазиатские страны. С середины 1960-х до 1990-х годов Южная Корея, Япония, Сингапур, Тайвань и Гонконг пережили период быстрого экономического роста. Хотя каждая из этих стран практиковала уникальные компоненты собственных стратегий, все они имели общую определяющую черту — доминирующую роль государства в формировании новых конкурентных преимуществ. Эти страны активно внедряли вертикальную промышленную политику, включая выращивание «национальных чемпионов» в рамках защиты новых отраслей, использование государственной собственности, предоставление налоговых льгот и преференциального доступа к бизнес-финансированию.

В ЕС на протяжении длительного времени индустриальная политика была представлена горизонтальной политикой, которая не направлялась на конкретные секторы, а, скорее, призвана была способствовать улучшению фундаментальных экономических условий. Однако с начала 2010-х годов Еврокомиссия обновила индустриальную политику и постепенно открыла простор для вертикальных секторальных инициатив.

В 2020 году Еврокомиссия опубликовала Индустриальную стратегию ЕС и обновила ее в 2021 году с фокусом на упрочении руководящей роли ЕС в цифровом и экологически чистом будущем. В стратегии, наряду с открытостью единого рынка, как целевые ориентиры фигурируют отраслевые «экосистемы» и планы избавления от стратегической зависимости в цепочках создания стоимости. Предусмотрены стимулы для членов ЕС выполнять функции государств-предпринимателей, которые выходят на рынки для создания новых производственно-инновационных возможностей. В рамках этого курса новые секторы (цепочки создания водородных технологий, энергонакопителей и т.п.) сейчас получают прямую государственную поддержку.

В Украине 27 декабря 2023 года правительство приняло Национальную стратегию доходов до 2030 года, которая является дорожной картой реформирования налоговой системы. Один из важных разделов этой стратегии — «Использование сбалансированных стимулов для развития обрабатывающей промышленности». 

В стратегии справедливо отмечается, что Украина характеризуется критически малой долей обрабатывающей промышленности в ВВП по сравнению с соседними странами. На основе данных UNIDO показано, что у Украины чрезвычайно низкий показатель добавленной стоимости обрабатывающей промышленности на душу населения: почти в 10 раз меньше, чем в Польше, и в 30 раз меньше, чем в Германии. Так, в довоенном 2021 году добавленная стоимость в Украине составляла 265 долл. США на душу населения, тогда как в Польше — 2530, в Чехии — 4824, в Турции — 2339, в Германии — 8483 долл. (см. табл.).

В Украине возрождение промышленности и ее модернизация диктуются соображениями не только повышения производительности и добавленной стоимости, но и развития современного оборонно-промышленного комплекса, что является залогом сохранения Украины как суверенного государства. 

Для активизации промышленности в Украине с июля 2022 года действует закон об индустриальных парках, предоставляющий инвесторам ряд стимулов в сфере обрабатывающей промышленности, обработки и удаления отходов, восстановления материалов. Законом предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли индустриальных парков в течение десяти лет. По состоянию на ноябрь 2023 года в Реестр индустриальных были включены 70 парков.

Однако, согласно Национальной стратегии доходов, в будущем в части налогообложения прибыли предприятий будут реализованы такие реформы: 

  • пересмотр режима инвестиционного стимулирования для отмены льгот относительно налога на прибыль, формирование нового подхода, который базируется на затратах с введением мгновенной амортизации;
  • определение перечня активов, в отношении которых могут применяться правила мгновенной амортизации, и сосредоточение на критически важных для производства активах;
  • воздержание от введения узконаправленных и дорогих инвестиционных налоговых льгот;
  • инвентаризация имеющихся налоговых льгот и стимулов с оценкой их эффективности, разработка единого подхода к применению налоговых стимулов в период с 2025-го по 2030 годы.

Национальная стратегия доходов справедливо констатирует, что послевоенное восстановление промышленности не стоит рассматривать только в контексте возврата производства к довоенным характеристикам, — нужно открыть возможности для создания в Украине современной развитой промышленности, включая технологические компоненты

Однако трудно ожидать, что такие амбициозные задачи можно выполнить лишь за счет единственного стимула — уменьшения обязательств по налогу на прибыль вследствие мгновенной амортизации. Ведь льгота для инвестора будет состоять лишь в том, что сумма инвестиционных затрат, которые он уже понес, будет уменьшать сумму налогооблагаемой прибыли не постепенно (на протяжении многих лет), а одномоментно. 

Причем стратегией предусмотрено, что набор физических активов, к которым будут применять механизм мгновенной амортизации, может быть сужен с учетом производственной специфики и потребностей отрасли.

Очевидно, что продвижение Украины на пути индустриализации и модернизации требует применения комплекса инструментов государственной поддержки приоритетных видов деятельности. Среди них — ряд дополнительных налоговых льгот, нацеленных на стимулирование индустриального развития.

Государственные интервенции, включая налоговые стимулы, должны ориентироваться на создание новых мощностей в промышленных отраслях с высокой долей добавленной стоимостью и технологически сложных отраслях (включая военное производство) из-за повышения заинтересованности частного бизнеса направлять ресурсы в эти отрасли. 

Вместе с тем важно обеспечить, чтобы инструменты государственной поддержки были равнодоступны для всех заинтересованных субъектов (с конкурентными условиями отбора) без формирования особых привилегий для избранных предприятий и их владельцев. 

Государственные стимулы в Украине следует нацеливать на промышленную специализацию с учетом не только прошлых тенденций, но и будущих конкурентных преимуществ украинских субъектов.

Мировой опыт свидетельствует: чем меньше мощностей у субъектов национальной экономики в определенной отрасли, тем больше времени, государственных ресурсов и вложений частных инвесторов нужно, чтобы страна стала конкурентоспособной.

По нашему мнению, сохранение государственных стимулов, предусмотренных законодательством для индустриальных парков (с отказом от их пересмотра в процессе имплементации Национальной стратегии доходов) ⸺ это лишь первый шаг в этом направлении. 

Учитывая опыт стран Центральной и Восточной Европы, правительство Украины могло бы ввести такие фискальные стимулы:

  1. Создание специальных экономических зон (СЭЗ) в регионах, сильно пострадавших от войны, и тех, которые в перспективе будут становиться логистическими центрами и центрами сосредоточения предприятий-экспортеров на рынок ЕС. На сегодняшний день такие СЭЗ успешно функционируют в Польше, Чехии, Литве, Латвии, Венгрии.
  2. Применение ряда налоговых стимулов для предприятий, расположенных в СЭЗ:
  • полное освобождение от налога на прибыль предприятий или льготное налогообложение прибыли (применяется в Чехии, Литве, Латвии);
  • освобождение от налога на имущество предприятий или уменьшение ставки этого налога (практикуется в Чехии, Литве, Латвии);
  • освобождение от уплаты налога с дивидендов иностранных компаний — прямых инвесторов на определенное время (Литва).
  1. Внедрение целевых фискальных инструментов активизации индустриального развития и поддержки инновационной деятельности на всей территории Украины:
  • вычет из базы налога на прибыль затрат предприятий на исследования и разработки (используют Чехия, Румыния, Словакия);
  •  предоставление грантов и субсидий на роботизацию производства, вычет соответствующих затрат из налоговой базы в определенных секторах промышленности (Польша).

Приоритетными или целевыми секторами экономики для поддержки фискальными инструментами могли бы стать: 

  • стратегически важные сектора обрабатывающей промышленности, в частности оборонно-промышленный комплекс (такой подход применяется в Польше); обрабатывающая промышленность целиком является реципиентом льгот в Болгарии, Хорватии, Чехии, Румынии, Словакии;
  • технологические или научно-исследовательские центры (практикуется в Хорватии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Польше, Словакии);
  • бизнес-услуги по поддержке функционирования приоритетных видов деятельности. Полезен с этой точки зрения опыт Болгарии, Хорватии, Чехии, Эстонии, Польши, Словакии.

Крайне важно внедрять программы льготного кредитования инновационных проектов банками, вместе с тем проекты должны отвечать определенным государством приоритетным направлениям экономической деятельности.

СЭЗ успешно зарекомендовали себя во многих странах Центральной и Восточной Европы. В Польше СЭЗ существуют с 1994 года в формате территориально очерченных индустриальных парков; они сохранились и после вступления страны в ЕС. На сегодняшний день СЭЗ функционируют также в Венгрии, Латвии и Литве.

Среди удачных примеров использования СЭЗ для достижения экономических целей стоит вспомнить Турцию и Китай в 1990-е годы. В Китае полагались на экспортно-промышленные зоны, похожие на бизнес-парки, но имеющие определенные таможенные границы.

На сегодняшний день в Польше действует 14 СЭЗ, которые занимают площадь 20 тыс. га. СЭЗ нацеливаются на содействие инвестициям, занятости и производству в определенных регионах. Льготы не распространяются на производство взрывных веществ, табачных изделий, алкоголя, торговлю, гостиницы, общественное питание, телерадиовещание и финуслуги.

Субъекты хозяйствования в СЭЗ, чтобы воспользоваться льготами, должны получить специальное разрешение от государства, в котором прописываются обязанности о минимальном количестве занятых и минимальной сумме инвестиций (100 тыс. евро). В СЭЗ действуют такие виды налоговых стимулов: освобождение от налога на прибыль предприятий; налога на недвижимое имущество и транспортные средства (по решению местной власти); освобождение от таможенных платежей. Предприниматели могут вести обычную хозяйственную деятельность в СЭЗ без разрешений, но тогда полученные доходы облагаются налогами на общих основаниях.

Максимальный размер освобождения от налога на прибыль в СЭЗ связывают с величиной государственной помощи для этого инвестиционного проекта. Для крупных предприятий помощь не может превышать 30–50% от затрат, понесенных инвестором, для средних — 40–60% затрат. Конкретная величина помощи зависит от места инвестирования, размера предприятия и суммы инвестиций.

В 2022 году кумулятивный объем инвестиций в СЭЗ Польши приблизился к 35 млрд евро. Специалисты указывают на то, что СЭЗ достаточно положительно повлияли на экономические достижения Польши, особенно в преодолении депрессивности некоторых регионов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме