Ведущие аналитические центры дали экспертную оценку Нацстратегии доходов 2030 г.

Поделиться
Ведущие аналитические центры дали экспертную оценку Нацстратегии доходов 2030 г. © Андрей Товстыженко, ZN.UA
Стратегия содержит множество рисковых предложений.

Специалисты Экономической экспертной платформы, в состав которой входит 14 аналитических центров, проанализировали Национальную стратегию доходов и отмечают, что Стратегия содержит много положительных предложений, но и ряд негативных и рисковых предложений. Она нарабатывалась в закрытом режиме — без консультаций с учеными, гражданским обществом и представителями бизнеса. Такой неинклюзивный процесс значительно ухудшает качество документов, поднимает их легитимность и усложняет реализации соответствующих предложений.

Позитивные меры :

— Обеспечить предупреждение и устранение коррупционных рисков в деятельности ГНС путем выполнения Антикоррупционной программы ГНС на 2023–2025 годы и ее обновление.

— Обеспечить усовершенствование системы предотвращения и противодействия коррупции в Гостаможслужбе, внедрение механизмов прозрачности, добродетели, снижение коррупционных рисков в деятельности таможенных органов путем выполнения Антикоррупционной программы Гостаможслужбы.

— IТ-консолидация информационных ресурсов субъектов системы управления государственными финансами, в том числе ГНС, на уровне Минфина и обеспечение администрирования этих информационных ресурсов независимым администратором ( IТ-учреждением).

— Обеспечение интеграции с европейскими системами НДС, возмещение НДС, мониторинг движения акцизных товаров, системами платежной информации и т.д.

— Обеспечить внедрение обмена предварительной таможенной информацией с другими странами с целью ускорения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

— Обеспечить повышение заработной платы должностных лиц таможенных органов до рыночного уровня с целью повышения эффективности работы таможенных органов и добродетели их должностных лиц, внедрить эффективные КРІ для ГТС.

Негативные меры:

1. Реформировать упрощенную систему налогообложения (далее – ССО), сузив сферу ее применения путем исключения юридических лиц, введя предохранители для уменьшения злоупотреблений и увеличив эффективные ставки налогов до уровня общего режима с усложнением процедур соблюдения налогового законодательства.

По мнению экспертов, реализация таких норм не приведет к достижению запланированной Стратегией цели — уменьшению злоупотреблений крупным бизнесом с применением ССО. Такие нормы на практике приведут к превращению упрощенной системы в приближенную к общей, ею не смогут воспользоваться сотни тысяч малых предпринимателей, привлекаемых в ССО исключительно ее простотой, отсутствием учета и умеренными ставками.

Это, в свою очередь, приведет к массовой тенизации — фактически возвращение ситуации к 1999 году. Предыдущая попытка уничтожения ССО правительством Азарова в 2010 году привела к массовым протестам, и вместе с дальнейшим ухудшением условий ССО закончилась потерей 2,2 млн легальных рабочих мест в микробизнесе.

Кроме того, Украина потеряет единственное преимущество, благодаря которому в последние годы росли инновационные отрасли, не приобретя других преимуществ (все еще коррумпированные налоговая и таможенная службы, нереформированная судебная система, слабый уровень госуправления). В целом попытки ущемления только упрощенной системы налогообложения, как инструментария потенциального (ибо никаких расчетов потерь бюджета не приведено) избегания налогообложения, без решения проблемы агрессивного налогового поведения со стороны крупных и сверхбольших компаний, являются контрпродуктивными.

2. Отмена упрощенной системы для аграрного сектора, что уберет единственное преимущество украинских фермеров, компенсировавшую значительные дотации, предоставляемые аграриям стран ЕС.

3. Восстановить прогрессивную шкалу ставок НДФЛ, что уменьшает стимулы к труду и создает стимулы для уклонения от налогообложения.

4. В рамках борьбы с налоговым долгом предоставление полномочий ГНС без решения суда налагать арест на счета, что также несет значительные коррупционные риски.

Документ под названием «стратегия» с индикаторами типа «на протяжении 2024–2030 гг.» не вызывает волнения. А вот разочарование – да. Подробнее читайте в статье Юлии Самаевой "Национальная стратегия доходов. Гибкий указатель в никуда".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме