Как известно, Львов первым в Украине начал аукционную распродажу объектов коммунальной собственности. Но вскоре по разным причинам малая приватизация стала пробуксовывать. Проходившие вначале на большом подъеме аукционы все меньше привлекали к себе внимание предпринимателей. Торги утратили прежний азарт, а часть объектов вообще оставалась нераспроданной.
Но вот во втором полугодии 1995 года ситуация резко изменилась, и за сравнительно короткий срок малая приватизация, выражаясь спортивной терминологией, подошла к финишу. Что и послужило поводом для нашей встречи с начальником регионального отделения Фонда государственного имущества Украины по Львовской области Степаном ДАВЫМУКОЙ.
- Действительно, по малой приватизации наша область стала лидером в стране, - говорит Степан Антонович. - На конец первого квартала у нас приватизировано более 3400 предприятий, в том числе в нынешнем году - 580. На этом малая приватизация в области практически завершается. Останется «подмести» еще сотню-полторы предприятий, которые нынче «вылавливаются» и списки которых утверждаются на сессиях районных и городских Советов.
Почему подгоняли малую приватизацию? Это делалось сознательно. Мы на собственном опыте убедились, что наибольший эффект достигается, если в собственность передаются и помещения, и имущество. То есть когда гражданин, купив предприятие, становится его полным собственником. Тогда малый бизнес оздоравливается, активизируется, приобретает семейный характер. А затем уж в него включается много людей. Он втягивает членов семьи, родственников, людей, оказавшихся не у дел на больших государственных предприятиях. Собственно, происходит то же самое, что у других европейских странах, где малый бизнес создает людям рабочие места. Например, в Чехии малый бизнес «втянул» полтора миллиона человек - это из десятимиллионного-то населения!
Мы ускорили процесс малой приватизации по сравнению с темпами большой приватизации с тем, чтоб создать условия для перекачки рабочей силы с государственных предприятий, как правило, испытывающих немалые трудности. Как только приватизируется имущество и помещения, у людей меняется отношение к объекту. Помещение, как правило, ремонтируют, реконструируют, придают ему привлекательный вид. Изменяется и уровень культуры обслуживания.
Мы делали рейды-проверки и воочию убедились, что примерно треть недавно приватизированных предприятий изменили свой внешний вид. Многие позаимствовали опыт Польши, Венгрии, Турции в оформлении витрин, вывесок, рекламы. Малый бизнес становится школой непосредственной экономической, коммерческой деятельности, так сказать, широкого профиля. Потому что в нем каждый участник должен быть мастером на все руки, осваивать вопросы финансов, заниматься реализацией товара, маркетингом, изучением рынков сбыта и т. д. Все это имеет большое значение для изменения массовой психологии. Кроме того, малый бизнес «покрывает» всю территорию, подтягивая все районы, в том числе и экономически отсталые. Вот почему ему следует уделять постоянное внимание не только на местном, но и на государственном уровне.
А сейчас процесс приватизации, несмотря на свое близящееся завершение, по-прежнему в некоторых вопросах тормозится. Например, нельзя выкупить помещения, которые находятся в зданиях ведомственного подчинения или которые являются историческими памятниками. С выкупом помещений в области приватизировано более 2200 объектов, остальные же получили лишь право на аренду. Так вот, некоторые городские Советы в спешном порядке даже пересматривают свой жилой фонд и расширяют заповедные места, предоставляя зданиям статус исторических памятников местного значения с тем, чтобы заблокировать продажу помещений. Поэтому правительству, на мой взгляд, следует принять решение, которое позволило бы разблокировать ситуацию. Для Галичины это особенно важно, ибо не только во Львове, но и в других городах много старинных зданий, которые можно при большом желании объявить историческими памятниками.
Малый бизнес нуждается в государственной поддержке и в другом плане. Для его развития необходимы кредиты, создание инфраструктуры, поддерживающей его деятельность и т. д. Эти проблемы следует решать быстро, я бы сказал, опережающими темпами.
- Малый бизнес в нынешнем его виде начал развиваться в Украине недавно. Но уже, наверно, можно сделать определенный анализ, какой уклон преобладает, какой вид деятельности больше всего привлекает львовских предпринимателей.
- Нас раньше беспокоило, не получится ли чрезмерной переспециализации предприятий. Хотя при продаже объектов предприниматели давали гарантии, что будут, если это предусматривалось условиями, соблюдать на определенный срок специализацию. Но оказалось, что все виды услуг находят себе экономически эффективные ниши. Так, стали выгодными и получили широкое распространение производство и торговля хлебом и хлебобулочными изделиями. Они уже составили серьезную конкуренцию хлебозаводам. И если бы мы даже не ставили жесткие условия в отношении специализации, то, на мой взгляд, малый бизнес без нажима извне сам бы рассредоточил свою деятельность по обслуживанию населения.
Сейчас во Львове наблюдается очень любопытное явление. Многие фирмы покупают квартиры на первом этаже в оживленных местах и переоборудуют их в магазинчики, кафе. Учитывая это обстоятельство, городские власти взяли курс на то, чтоб все первые этажи сделать этажами малого бизнеса. И посмотрите, как преображаются улицы: там пробивают дверь, там расширяют оконный проем, там переоборудывают полуподвальное помещение. Это показывает, какой большой внутренний потенциал имеет сфера обслуживания, насколько она пока не соответствует рыночным условиям.
В последнее время экономически выгодными стали небольшие кафе, разные закусочные, пивбары. Но это уже не грязные забегаловки, а современные, уютные, со вкусом оформленные предприятия.
В загоне пока осталась книжная торговля, но при всех сложностях будем стремиться сохранить здесь специализацию. Такую же жесткую позицию занимаем и в отношении объектов медицинских услуг - аптек, предприятий медтехники. Приватизируются они только путем выкупа трудовыми коллективами, работники которых имеют специальную подготовку, могут оказать больным необходимую помощь.
И еще один урок малой приватизации. Когда форму собственности меняют тысячи объектов, возникает экономическая деятельность, основанная на договорных началах. Рыночная экономика характеризуется не только конкуренцией, которую мы так превозносим, но и свободой договоров. На них предприниматели учатся экономике, правильному оформлению документов, обязательности, законопослушанию. Густая сеть договоров, связывающих объекты малого бизнеса, формирует рыночное мировоззрение.
- Малая приватизация проводилась в основном не на конкурентной основе, а путем выкупа трудовыми коллективами. Сторонники аукционов утверждают, что при этом ущемлялись права многих людей, не занятых в сфере, которую мы нынче называем малым бизнесом. Таким образом, нарушалась социальная справедливость, не все граждане были поставлены в одинаковые условия...
- Несомненно, что касается принципов малой приватизации, то определенная несправедливость по отношению всего населения имеется. Да, трудовой коллектив имеет определенные преимущества, но большой беды я в этом не вижу, тем более, что если на начальном этапе через аукционы можно было получить больше средств, то позже, когда темпы ускорились, предложение начало опережать спрос и цены на объекты стали падать. Мы подсчитали, что, используя конкурентные способы, мы бы не выиграли в средствах, но проиграли бы, несомненно, во времени. А я твердо убежден, что в малом бизнесе решающую роль имеет быстрая приватизация, когда почти одновременно большая масса людей переходит на новые условия деятельности.
Кроме того, нельзя забывать, что нынешняя платежеспособность населения довольно низка, выкупить тысячи объектов на аукционе ему не по карману. Хотя Международная фондовая корпорация и считает, что надо было идти конкурсным путем. Мы обычно прислушиваемся к советам опытных специалистов, но по этой позиции наши мнения расходятся.
- Как же «раскручивается» малый бизнес? Кто выживает, кто процветает, а кто вообще прогорает?
- Раскладка примерно такова: треть предприятий очень быстро переходит на новые рельсы хозяйствования, это во многом зависит от предприимчивости руководителя, треть - тоже прогрессирует, но медленнее, оставшаяся треть работает по старинке, часть из таких предприятий стала кандидатами в банкроты. И либо судорожно ищет инвестора, либо - возможность продаться другому предприятию. Мы заключили договор с Институтом региональных исследований НАН Украины, постоянно анализируем эти процессы.
Наилучшие результаты пока имеют те предприятия, которые занимаются коммерческой деятельностью. Хороший старт взяли некоторые производственные коллективы, например, в хлебопекарной отрасли. А вот в сфере бытовых услуг ситуация пока не улучшилась. Наглядно видно это на примере фабрики-прачечной. Не сдают люди сейчас в стирку белье, обходятся по вполне понятным причинам своими силами. Хотя в последние месяцы и здесь намечаются перемены к лучшему.
- Итак, малая приватизация завершилась, извлечены определенные уроки. Хотелось бы, чтобы вы вкратце рассказали и о ходе большой приватизации.
- В сфере массовой, большой приватизации много сложностей. Связано это с необходимостью осуществлять переструктуризацию промышленного производства. Кроме того, процедуры массовой приватизации были сориентированы в большей степени на политические задачи, на воплощение идеи равномерного распределения, чем на экономические. И вот теперь формируется стартовая акционерная форма собственности, с экономической точки зрения чрезвычайно неэффективная.
Большая приватизация осуществляется через акционирование предприятий, реализацию акций. Здесь очень много проблем. Так, к концу июня необходимо завершить выдачу сертификатов, создать условия населению для их размещения. Во втором полугодии несложно спрогнозировать чрезвычайное напряжение, давление на правительство, Президента с тем, чтобы продлить сроки приватизации. Но продление привело бы к отрицательным экономическим последствиям. Несмотря ни на что, нужно быстро сжечь мосты, связывающие нас с прошлым.
И еще одна чрезвычайно актуальная проблема. С одной стороны, очень важно, чтобы процедуры приватизации до ее завершения были неизменными, в частности методика оценки имущества. С другой стороны, экономика требует индексации стоимости имущества. В данный момент образовался большой дисбаланс между оборотными средствами и стоимостью основных фондов. Это отрицательно сказывается на производстве. Но если индексация проводится, она практически на несколько месяцев тормозит приватизационный процесс, создает много сложных коллизий переходного этапа.
Вот почему необходимо отделить процесс индексации и «текущую» экономику, оценку стоимости имущества оставить неизменной до конца приватизационного периода. То есть создать две цены: одна, неизменная - для приватизационных процессов, а вторая - соответствующая экономическим требованиям. Таким образом мы сможем спасти сертификат от обесценения и довести приватизацию до логического завершения.
Сейчас необходимо серьезно думать и над созданием вторичного рынка ценных бумаг. Связано это с тем, что у нас очень неэффективно формируется стартовый баланс акционерной собственности. Практически все население - от мала до велика - будет акционерами. Такого в мире нигде нет. Прогнозируется сложный постприватизационный процесс, связанный с перераспределением акций предприятий. Если не предусмотреть образование цивилизованного рынка, возникнут условия для махинаций с новым видом товара - ценными бумагами. Причем в крупных масштабах. Поэтому нужно всесторонне продумать, как лучше и быстрее сформировать эффективного собственника не только в малом бизнесе, но и в крупной промышленности.