Михаил Гладий родился в 1952 году в селе Стрилкив Стрыйского района Львовской области. В 1975 году закончил Омский ветеринарный институт. С марта 1979 года работал на руководящих должностях в разных хозяйствах Стрыйского района, председателем РАПО, председателем райисполкома.
В мае 1992 года назначен на должность заместителя главы облгосадминистрации. В 1994 году избран заместителем председателя облсовета. С июля 1996 года - заведующий отделом агропромышленного комплекса Кабинета министров Украины. В феврале нынешнего года указом Президента Украины назначен председателем Львовской областной государственной администрации.
Вернув ордер на киевскую квартиру, в которой еще не успел поселиться, Михаил Гладий возвратился в родные пенаты. Увы, знакомые лица, с которыми бок о бок проработал в одной упряжке не один год, оказались не теми людьми, с которыми бы хотел дальше тянуть лямку.
Он сформировал новую команду. В заместителях из прежнего состава остался только Игорь Маковецкий, ответственный за топливно-энергетический блок. Остальные шесть в администрации - новые люди. Своей правой рукой, первым замом, сделал Степана Давыдяка, бывшего генерального директора автобусного завода. В новую команду попал и журналист Василий Базив, в прошлом главный редактор газеты «Український шлях», в администрации он будет вести политико-правовые вопросы. Депутат областного Совета Игорь Держко, врач по специальности, отвечает за гуманитарные вопросы… Вместе с тем, Гладий утверждает:
- Главными критериями, которыми я руководствовался при подборе заместителей, были профессионализм, трудолюбие, их способность вывести отрасль, за которую отвечают, из прорыва. На уровне районных администраций кадровых изменений на протяжении ближайших трех месяцев проводить не будем. За этот период их руководители должны показать, способны ли они наполнить бюджет, ликвидировать задолженность по выплате зарплаты, пенсий и стипендий, успешно провести весенне-полевые работы. Вот по таким критериям будем определять работу руководителей. Условия, понимаю, жесткие, но отступать дальше некуда. Уж много бед накопилось, социально-экономическая ситуация очень сложная.
- Как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. Какие основные приоритетные направления определила для себя новая команда?
- Будем браться за конкретные дела. Не в общем решать проблемы, а самые наболевшие, требующие немедленного вмешательства. В промышленности - это Яворовское объединение «Сера», Стебникский калийный комбинат и связанная с ним проблема производства минеральных удобрений. Сложная экологическая ситуация сложилась в Бориславе, Трускавце. Угрожающее состояние центральной части Львова, являющейся историко-архитектурным заповедником, - для сохранения старины нужна помощь государства, чтоб город был внесен как памятник архитектуры в списки ЮНЕСКО.
Что касается в целом промышленности, то выход из кризисной ситуации видим в создании промышленно-финансовых групп. Это позволит создать новые рабочие места, улучшит экономическую ситуацию. В сельском хозяйстве нужно провести определенную коррекцию реформ. В селе прошло дробление хозяйств, но не создано системы их обслуживания, заготовки продукции, а без этого невозможно их движение вперед. Полагаем, что сейчас на уровне районов и области нужно создать аграрные палаты - выборные коллегиальные органы, куда бы входили представители разных форм собственности и которые бы отстаивали интересы всех крестьян. Нынешние государственные органы - управления сельского хозяйства - оказались неспособными оказать действенную помощь селу.
- Все, что вы назвали, касается производственных проблем. Но не хлебом единым жив человек. Какие приоритеты в социальном развитии области?
- Здесь тоже определены конкретные планы. В первую очередь - это строительство дорог. Их состояние не удовлетворяет ныне никого. Как в сельской местности, так и в городах. Конечно, это потребует дополнительных финансовых ресурсов, которые нельзя почерпнуть из дырявого местного бюджета. Средства надеемся получить от нетрадиционных источников доходов. Намечаем провести во Львове ряд земельных аукционов по продаже престижных мест для постройки объектов разного назначения. Специалисты подсчитали, что таким образом можно привлечь в казну около двух миллионов долларов. Создадим в области фонд по строительству дорог. Готовится решение о плате за проезд транзитного транспорта по дорогам области, в частности того, что доставляет грузы из-за границы.
Еще один приоритет - транспортное обслуживание как городскими, так и междугородными пассажирскими перевозками.
Конкретный подход к решению проблем, полагаю, заставит по-деловому работать не только областную, но и районные госадминистрации. Только таким путем сможем исправить социально-экономическую ситуацию, вселить в людей уверенность в завтрашнем дне.
Одна из основных задач - создание дополнительных рабочих мест, которые катастрофически сократились за последнее время, да и сейчас продолжают сокращаться. Приватизация или реструктуризация крупных промышленных предприятий практически дала пока только одно - выбросила тысячи квалифицированных рабочих. Руководители предприятий сейчас стали в позу: мы, мол, приватные структуры и ваша власть нам не указ. Их не волнует, что безработные оказались на содержании худого местного бюджета.
Мы доводим до каждого предприятия конкретный план размещения производительных сил, фиксации или расширения рабочих мест и будем требовать его выполнения. Например, на Львовском объединении радиотехнической аппаратуры, бывшем предприятии ВПК, сократили четыре тысячи работников, и на очереди - еще три в половиной тысячи. С такими подходами к реструктуризации предприятий областная госадминистрация никак не может согласиться. При оценке работы предприятий будем учитывать и показатель роста рабочих мест.
Я объявил чрезвычайное положение в экономике области. Не нужно пугаться этого слова. Хочется, чтоб все руководители поняли: нас ждет тяжелая, круглосуточная работа.
Еще одно из приоритетных направлений - развитие рекреационной зоны и туризма. За нашими подсчетами, если заниматься развитием этой отрасли, можем получать ежегодно около 40 млн. долларов. В минувшем году от туризма получили только четыре миллиона, десятую часть от возможного. Сегодня, к сожалению, наши туристические организации работают на вывоз валюты за границу. Нам надо создать такие условия, чтоб и наши, и иностранные туристы могли отдыхать в Прикарпатье, знакомиться с нашим живописным краем. В регионе создана хорошая материально-техническая база для индустрии отдыха. Широко известны, например, базы отдыха Славск и Тисовец, где проводятся международные соревнования по разным видам зимнего спорта. Немало в Карпатах и других мест для лечения и отдыха. Но туристы не едут к нам только потому, что не можем обеспечить им полную безопасность.
За нашими прогнозами, уже в первом полугодии нам удастся остановить спад примышленного производства. Хочу быть оптимистом: полагаю, что удастся начать наращивать выпуск продукции. А это - наполнение бюджета, выплаты зарплаты, пенсий. Правда, у нас нет большой задержки с этими выплатами. Сейчас учреждения медицины и просвещения получают деньги за февраль и март, с опозданием примерно на месяц. Немного больше отстают учреждения культуры. Но в ближайшее время все долги по зарплате будут ликвидированы.
- Как же все-таки получилось, что Львовщина, активно начавшая реформирование села, так резко забуксовала? Не придется ли возвращаться к коллективным методам хозяйствования?
- Сразу скажу: возврата к колхозам не будет. Представьте, чтобы получилось, если бы начали реприватизацию, если бы земельные крестьянские паи пытались вновь объединить. Но и дробить хозяйства больше не намерены. Нам нужно создать в первую очередь сервисные организации, которые бы предоставляли помощь крестьянам независимо от размера хозяйства, от формы собственности. Например, сегодня хозяйству, имеющему даже 250 гектаров, не по карману новая техника. Так, импортный хороший комбайн стоит 220 тысяч долларов, белорусский трактор - 150 тысяч. Поэтому в районах будем создавать машинно-технологические станции, которые бы обслуживали крестьянские хозяйства.
К слову, сейчас частный сектор области производит свыше 60 процентов сельскохозяйственной продукции. Но никто серьезно не занимается ее заготовкой и реализацией. Если крестьянам ее некуда будет давать, они перестанут обрабатывать землю, бросят ее. К концу года на базе бывшей «Сельхозтехники» в каждом районе создадим машинно-технологические станции и структуры, занимающиеся заготовкой сельскохозяйственной продукции. А лоббировать интересы крестьян будут аграрные палаты, о которых я уже говорил.
Реформы на селе будут вестись и далее. Затягивать их нельзя, ибо это может привести к нежелательным процессам.
- Головной болью и для прежнего руководства, и для вашей команды остается яворовская «Сера». Какая перспектива этого предприятия, в недалеком прошлом являвшегося монополистом по добыче и производству серы во всем бывшем Союзе?
- Недавно я был там вместе с народным депутатом академиком Юхновским, осмотрели его вдоль и поперек. Вскоре изложим свое мнение премьер-министру. Здесь нужно решать сразу две проблемы - производственную и экологическую. Производимая здесь сера - убыточная, самая дорогая по себестоимости, пожалуй, во всем мире. Себестоимость одной тонны яворовской серы составляет почти 240 гривен, тогда как тонна серы, производимая химическим методом из нефти или газа, стоит 18-20 долларов. Кто будет покупать нашу, даже если она и натуральная? Еще в советские времена предприятие было планово убыточным, а ныне, в рыночных условиях, его никто не будет дотировать. Наш вывод однозначный: предприятие нужно закрывать. Но создалась экологически опасная ситуация. Карьер, глубиной сто метров, откуда добывалась открытым способом руда, заполнили подземные воды. Ежедневно мощными насосами приходится откачивать в речку Верещица 400 тысяч кубометров воды. Поэтому комбинат нельзя закрыть резко, нужно это сделать постепенно. Необходимо учитывать и такой фактор: здесь трудится четыре тысячи человек. Их следует обеспечить работой. В Новояворовске строится трикотажная фабрика на две тысячи рабочих мест. Для ее завершения нужны три миллиона гривен. Кроме того, мы предлагаем создать в Новояворовске свободную экономическую зону, где можно вырабатывать электроэнергию более дешевую, чем на атомных электростанциях. А это тоже дополнительно около тысячи рабочих мест. И только после окончания строительства трикотажной фабрики, создания свободной экономической зоны, если с нами согласится правительство, сможем поэтапно закрывать и карьер. Таким образом, откажемся от открытой добычи руды, а временно оставим только подземную выплавку серы. Ибо нам нужна сера для производства минеральных удобрений. Если нам завозить ее из Астрахани при нынешних транспортных расходах, она обойдется не дешевле.
Работы впереди - непочатый край. Каждому члену команды придется потрудиться в поте чела. Впрочем, все они знали на что шли.