Принятие Верховной Радой Закона Украины №3201-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», вступившего в силу в январе с.г., снова привлекло внимание участников финансового рынка к проблеме рейтингования в целом и к введению обязательного рейтингования финансовых инструментов в частности. Напомним, что этим документом внесены изменения в ряд специальных законов, регламентирующих деятельность финансовых учреждений в части направлений размещения средств страховых резервов, пенсионных активов и активов институтов совместного инвестирования.
Так, закон устанавливает, что средства страховых резервов страховых компаний могут быть размещены только в банковских учреждениях или ценных бумагах, имеющих кредитный рейтинг инвестиционного уровня по национальной шкале, утвержденной Кабинетом министров Украины. Определенные ограничения предусмотрены также для инвестирования средств пенсионных активов и активов ИСИ. Например, отныне запрещено за счет средств пенсионных фондов покупать ценные бумаги с рейтингом спекулятивного уровня или ценные бумаги, вообще не имеющие рейтинга, а также держать средства в банках, кредитный рейтинг которых соответствует спекулятивному уровню или вообще не определен рейтинговым агентством по национальной шкале.
В настоящее время развернулась довольно острая дискуссия по вопросам рейтингования с участием как представителей всех сегментов рынка, так и независимых аналитиков и ученых. Новые законодательные нормы они оценивают по-разному. Впрочем, немногие из специалистов ставят под сомнение необходимость существования рейтингов как таковых и деятельности по предоставлению рейтинговых услуг на финансовом рынке. И это неудивительно.
По оценкам зарубежных экспертов, сегодня около 80% мировых потоков заемного капитала контролируется рейтингами. С помощью рейтингов эмитенты информируют рынок о характеристиках своих долговых обязательств, а потенциальные инвесторы получают возможность оценить их привлекательность.
Особенно важную роль играют рейтинги в период становления рынка финансовых услуг, когда существует острый дефицит информации о деятельности финансовых учреждений и их продуктах, а потому чрезвычайно актуальным является вопрос доверия. Процесс инвестирования связан с постоянной оценкой «финансовой безопасности» эмитентов, сравнением существующих финансовых инструментов не только по уровню доходности, но и по вероятности потерь от инвестирования, то есть с определением инвестиционного риска. Именно кредитный рейтинг является индикатором, помогающим инвесторам сориентироваться в разнообразии финансовых инструментов, существующих на рынке.
Как средство стандартизированной оценки кредитных рисков, присущих заемщикам и их долговым обязательствам, рейтинги довольно широко используются регуляторными органами многих стран мира. Государственные регуляторы традиционно опираются на рейтинговую информацию, анализируя общее состояние рынка, тенденции его развития и оценивая финансовую устойчивость субъектов хозяйствования.
Необходимость рейтингов очевидна в условиях быстрорастущего рынка корпоративных облигаций. Несмотря на то что финансовое положение значительной части эмитентов является довольно сложным, предприятия выходят на рынок заимствований и эмитируют ценные бумаги, которые становятся потенциальными объектами для вложения средств, привлеченных финансовыми посредниками. Инвестиции в такие ценные бумаги могут таить скрытую угрозу для собственников активов.
По данным ГКЦБФР, в 2005 году в Украине осуществлен 101 выпуск корпоративных облигаций на общую сумму 4,64 млрд. грн., и только 30 эмиссий общим объемом в 1,4 млрд. грн. (то есть только треть) получили рейтинг инвестиционного уровня. Среди них — облигационные выпуски таких предпринимательских структур, как ОАО «Концерн «Галнафтогаз», банк «Крещатик», «Ипотечная компания «Аркада-фонд», ВАБанк и некоторых других. Эти эмитенты уже давно работают на отечественном рынке долговых обязательств и практическими действиями подтверждают свою репутацию надежных заемщиков. В то же время, как видим, две трети выпусков имеют рейтинги спекулятивного уровня. Это — предупреждение для инвесторов, принимающих решение вкладывать свои средства по собственному усмотрению.
Применение рейтингов в качестве инструмента регулирования проистекает также из требований Базельского комитета по банковскому надзору, принявшего в июне 2004 года новые рекомендации относительно стандартов капитала для осуществления кредитных операций (так называемый «Базель 2»). Согласно этим требованиям, объем резервных отчислений банка будет зависеть от кредитного рейтинга заемщика. Поэтому банки должны быть заинтересованы не только получить кредитный рейтинг сами: нужно, чтобы такой рейтинг имели их заемщики и эмитенты финансовых инструментов, учитываемых в портфелях банка. Более ста стран мира поддержали эти рекомендации, в настоящее время ведется активная работа по приведению деятельности банков в соответствие с новыми стандартами.
Разумеется, двигаясь в направлении мировой экономической интеграции, отечественная финансовая система должна учитывать существующую в мире деловую практику и заниматься ее внедрением. Вопрос в том, как это лучше сделать.
Многие профессиональные участники финансового рынка считают, что введение обязательного рейтингования в Украине является преждевременным. Аргументируя свою позицию, они обычно ссылаются на отсутствие надлежащей рейтинговой культуры и обременительность затрат, связанных с присвоением рейтингов. Все это так. Но если объективно оценить реалии, можно увидеть, что де-факто обязательное рейтингование в Украине существует с декабря 2004 года. А с января 2006-го появилась законодательная база обязательного рейтингования в виде Закона 3201- IV.
Конечно, можно и нужно дискутировать о своевременности и целесообразности введения такого рейтингования на территории Украины. Однако сегодня законодатель определился и требует, чтобы рейтинги устанавливались для всех видов ценных бумаг, за исключением акций, правительственных облигаций, ценных бумаг Государственного ипотечного учреждения и сертификатов недиверсифицированных инвестиционных фондов. Кроме того рейтинговаться должны предприятия с государственными долями собственности, монополисты и имеющие стратегическое значение. То есть объектов обязательного рейтингования по сравнению с прошлым годом стало значительно больше.
Возникает вопрос: кто должен обеспечивать выполнение законодательных требований или, другими словами, предоставлять рейтинговые услуги?
По закону это должны делать уполномоченные рейтинговые агентства. В прошлом году в Украине работала одна структура, имеющая такой статус. То есть целый год в отечественной сфере обязательного рейтингования царил абсолютный монополизм со всеми вытекающими негативными последствиями.
В этом году ситуация может еще ухудшиться, поскольку законодатель определил, что уполномоченными рейтинговыми агентствами могут быть только структуры, прошедшие процедуру проводимого ГКЦБФР конкурсного отбора, и устанавливающие рейтинги по национальной шкале, утвержденной Кабинетом министров. Пока такой рейтинговой шкалы в Украине нет. Не отвечает новым законодательным требованиям и статус единственного в стране уполномоченного агентства, предоставленный в прошлом году. На 26 января был намечен конкурс по определению новых уполномоченных рейтинговых агентств, но его перенесли — до утверждения новой нормативной базы проведения.
Профессиональные участники финансового рынка опасаются, что соответствующая правовая база появится очень не скоро, а монополизм в сфере обязательного рейтингования сохранится и в дальнейшем. Учитывая объемы задач, поставленных законодателем, можно утверждать, что такая ситуация будет сдерживать становление отечественной системы рейтингования, отрицательно скажется на динамике развития финансового рынка в целом.
Снять напряжение, возникшее в сфере рейтингования финансовых инструментов, удалось бы, как можно скорее проведя конкурс по прежним, но пока действующими правилам и предоставив статус уполномоченных еще нескольким рейтинговым агентствам, готовым к такой деятельности и уже подавшим соответствующие документы для участия в конкурсе. Параллельно можно было бы разрабатывать и совершенствовать нормативно-правовую базу. Именно такая логика действий лучше всего отвечала бы потребностям нормального функционирования институтов и механизмов финансового рынка.
Насколько быстро и эффективно будет формироваться сегодня система рейтингования в Украине, в значительной мере зависит от регулятора. Новое законодательство определило таковым Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.